четвер, серпня 19, 2010

Послевоенные аварии на подводных лодках США и их союзников



После завершения второй мировой войны аварии иностранных подводных лодок, разумеется, утратили боевой характер. В основном это были различные происшествия навигационного свойства: столкновения с препятствиями, посадка на мель, воздействие экстремальных гидрометеорологических фактов.http://navycollection.narod.ru/library/mormul/40.htm
Так, во время учений французских ВМС в сентябре 1952 года совместно с надводными кораблями в районе Тулона затонула французская подводная лодка “Сибилл” (бывшая английская). Экипаж из 49 человек погиб. Причина гибели не установлена. Комиссия, расследовавшая причины катастрофы, сделала предположения, что подводная лодка, находясь на перископной глубине, пыталась уклониться от столкновения с надводным кораблем. Но не справилась с управлением и провалилась за предельную глубину погружения. В конечном итоге она потеряла плавучесть и погибла вместе с экипажем.
В 1955 году во время учений при всплытии под перископ столкнулись подводная лодка США “Дайабло” и эскадренный миноносец. Эсминец получил настолько серьезные повреждения, что потерял ход и был с большим трудом прибуксирован в базу. Субмарина получила повреждение носовой части, боевой рубки и выдвинутых устройств, но в базу пришла своим ходом. В мае 1958 года эсминец “Сильверстейн” протаранил подводную лодку “Стикблэк”. Она затонула на большой глубине в 16 милях ОТ Перл-Харбора, но экипаж, состоящий из 82 человек, удалось спасти.
Так, в августе 1949 года в районе северных берегов Норвегии в результате взрыва аккумуляторной батареи погибла подводная лодка Соединенных Штатов Америки “Кочино”. В августе 1949 года Соединенные Штаты Америки осуществили свою первую миссию по ведению электронной разведки в Норвежском море против Северного флота России с помощью двух дизельных подводных лодок: “Кочино” - командир Рафаэль Бэнитес и “Таск” - командир Роберт Уортингтон. 25 августа, находясь на перископной глубине в положении под шнорхелем (работа дизеля под водой — Н.М.), “Кочино” произвела зарядку аккумуляторной батареи. В аккумуляторной яме произошел взрыв водорода, затем он повторился во второй яме, возник пожар. Лодка всплыла без осложнений. Океан штормил. Удалось вызвать на помощь соседнюю лодку “Таск”, в течение суток продолжалась борьба за живучесть в бушующем море. Однако пожар сделал свое дело, были повреждены системы, связанные с забортом, и подводная лодка затонула. Личный состав удалось пересадить на “Таск”. Несколько членов экипажа “Кочино” и “Таск” во время спасательной операции погибли. Причиной взрыва водорода на подводной лодке явилось отсутствие должного контроля за его содержанием.
Нередки аварии на подводных лодках и с ядерной энергетикой, хотя, как правило, командование ВМС США старается не допускать публикации в открытой печати. Справедливости ради надо отметить, что атомная промышленность США достигла значительных успехов в создании атомных энергоустановок для подводных лодок. Обычно, все новые реакторы для субмарин имеют наземные прототипы, которые позволяют проводить не только доводку реакторов и их систем, но и подготовку обслуживающего персонала электромеханической боевой части корабля к их эксплуатации. Надежность ядерных энергоустановок для подводных лодок обеспечивается стандартизацией всего оборудования, однотипностью реакторов, а также высоким удельным весом (50-70 кг/л.с.). И, само собой, жестким контролем при приемке оборудования и энергоустановки в целом. Испытание этой категории оборудования производится в условиях, приближенных к корабельным. Создаются крены, дифференты, ускорения, взрывобезопасность, водонепроницаемость и т.д.
Например, во время арктического плавания “Скейт” в 1959 году была обнаружена повышенная течь в турбинном отсеке через сальник главного циркуляционного насоса турбины. Для устранения причины течи пришлось искать полынью (или тонкий лед), чтобы всплыть и в надводном положении устранить неисправность. Ремонт занял 7 часов. Замечу, что подобная работа выполнялась в 1962 году при первом арктическом походе на советской подводной лодке “К-3” без всплытия.
В 1959 году на глубине 132 метра на подводной лодке “Наутилус” произошел разрыв трубопровода забортной воды. Субмарина срочно всплыла и экипаж отделался легким испугом. А вот на другой подводной лодке, “Хэлибат”, на значительной глубине в носовой отсек начали поступать большие массы забортной воды. Лодка получила аварийный дифферент на нос 60° и стала тонуть. Командир вовремя продул главный балласт, аварийно, и только этим спас и лодку и людей от верной гибели.
Подлинный бич подводных лодок - пожары. Так, на том же головном “Наутилусе” в 1958 году загорелась обшивка турбины. Лодка всплыла. Борьба с пожаром длилась несколько часов, погиб один человек. Ситуация усугублялась тем, что на корабле имелось всего 4 противодымных маски, а противопожарные средства вообще в то время были примитивны. Командир корабля тогда сказал: если бы пожар произошел подо льдами, экипаж бы неизбежно погиб. В этом же году на субмарине “Тритон” случилось два пожара, четыре человека получили сильные ожоги.
В июле 1960 года на подводной лодке “Сарго” взорвался жидкий кислород, который принимался для двигателей торпед. Взрыв перешел в мощный пожар, погибла часть личного состава, никакие противопожарные средства справиться с огнем не могли. Дело было на известной военно-морской базе США Перл-Харбор, подводную лодку затопили у пирса и только таким образом справились с пожаром. Разумеется, корпус и все оборудование подлодки получили серьезные повреждения от огня и воды, лодка на длительное время оказалась выведенной из строя.
Во время кругосветного плавания подводной лодки “Тритон” на большой скорости произошел выброс из системы гидравлики масла. Под большим давлением оно превращалось в пелену тумана и в случае появления искры это грозило пожаром или взрывом. Только благодаря двум матросам, безукоризненно знавшим свое заведование, вслепую удалось отключить напорную и сливную магистрали системы гидравлики и, таким образом, остановить дальнейшее развитие аварийной ситуации.
Имели место на атомных лодках и навигационные аварии - как из-за выхода из строя штурманского вооружения, так и по халатности личного состава. Ряд аварий был связан с использованием новых видов оружия и вооружения. К примеру, на атомном подводном ракетоносце “Патрик Генри” две запущенных из-под воды ракеты упали на собственную лодку, повредив ей легкий корпус. На другой подлодке США, “Скейт”, при испытании усовершенствованной линии вала был утерян винт, и субмарину пришлось буксировать в базу другими кораблями.
Весьма любопытный анализ аварийности атомного подводного флота США предлагает читателям “Морской сборник” No 6 за 1998 год. Авторы статьи “Прервется ли роковая цепь аварий и катастроф в атомном подводном флоте США” основательно изучили практику эксплуатации американских субмарин начиная с 1955 года, когда вышла в море первая американская подводная лодка с ядерной энергетической установкой “Наутилус”, построенная в Гротоне (штат Коннектикут). И хотя я не во всем согласен с оценками и выводами “Морского сборника”, думаю, специалистам будет нелишне с ними познакомиться.
Значительный опыт в реализации новых технологий американские подводные лодки приобрели при освоении Арктики. За период с 1957 по 1998 г.г. они совершили более 40 походов в Арктику, из них более десятка - совместных, то есть когда одновременно в арктических районах действует 2-3 субмарины. И сейчас ВМС США продолжают осваивать лодку нового поколения “Сивулф”. Она имеет длину 106 метров, ширину - 12,2, осадку - 10,9. Подводное водоизмещение - 9200 тонн. Вооружение - восемь 762-мм торпедных аппаратов. Боезапас ПЛА составляет до 50 единиц оружия, включая КР “Томагавк”, торпеды Мк-48. Экипаж подводной лодки насчитывает 133 человека, включая 12 офицеров. По оценке американских экспертов, “Сивулф” способна на более качественном уровне решать задачи в Арктике и мелководных районах и обладает наилучшими показателями уровня шумности среди атомных подводных лодок.
Традиционно подводный флот пользуется особым расположением первых лиц Соединенных Штатов. Так, вице-президент США А.Гор совершил поход в Арктику в 1993 году на атомной подводной лодке “Парго”. Вместе с тем, за весь период эксплуатации в ВМС США подводных лодок с ядерными энергетическими установками, помимо двух катастроф, закончившиеся гибелью атомных подлодок, произошло также около 60 инцидентов и аварий. В результате чего корабли получили различные повреждения корпусов, механизмов и забортных устройств.
Представляется весьма закономерным, что наибольшее количество столкновений иностранных кораблей и судов с российскими 70 атомными подводными лодками произошло в Баренцевом море. Это связано с высокой интенсивностью противолодочной деятельности американцев у побережья Кольского полуострова, а подчас и с пренебрежительным отношением командиров многоцелевых подлодок к российским законодательным нормам и российским морским границам.

Конечно, любому подводнику понятно стремление командиров многоцелевых подводных лодок решать поставленные задачи с максимальной эффективностью в любой неоднозначной обстановке, в сложных гидрологических и навигационных условиях. Вместе с тем, нарушение российских морских границ, как правило, не приносит американским подводникам славы. Более того, опасное маневрирование в районах, сложных в навигационном отношении, может привести к катастрофическим экологическим последствиям в прибрежных морях и на территориях Севера РФ, а также прилегающих иностранных государств. Ведь атомная подводная лодка - потенциальный носитель маленького “Чернобыля”.
Согласно статистике, Россия по общему количеству известных инцидентов и аварий своих атомных подводных лодок уступает на сей раз “первенство” ВМС США. Если же взять другой дополнительный критерий — коэффициент аварийности, т.е. отношение общего количества аварий субмарин к количеству построенных, то для американских ВМС результат выглядит еще более пессимистичным. В российском подводном флоте данный коэффициент составляет 0,2, а в американском - 0,3. Иными словами, на каждые 100 атомных подводных лодок в российском флоте приходится около 20 аварий, а в американском - около 30. Соотношение не в пользу США.
Если же сравнить качественный характер аварий, то получается, что большинство аварий американских подлодок в отличие от российских, произошло по навигационным причинам, т.е. почти в два раза больше, чем в российском флоте. Это свидетельствует о наличии в американском подводном флоте серьезных проблем, связанных с безопасностью плавания. Вместе с тем, если сопоставить все инциденты и аварии по тяжести последствий, то для российского подводного флота картина выглядит гораздо трагичней. Мы потеряли четыре атомных лодки, из которых одну в последствии подняли, у американцев погибло две, а в английском и французском флотах - ни одной. Соотношение количества погибших подводников вследствие аварий и катастроф тоже не в нашу пользу. Оно составляет для ВМФ СССР (России) и ВМС США примерно 1,5 к 1,0.
Вопросы технической надежности американских подводных лодок, подготовки экипажей ПЛ, организации поиска и спасения, создание для этих целей эффективных спасательных средств остаются актуальнейшими направлениями обеспечения боеготовности подводных сил ВМС США. От этого зависит безопасность не только экипажей подлодок, но, по оценке командования ВМС, и национальная безопасность. Командование ВМС США и НАТО придают этой проблеме в последнее время приоритетное значение.
Так, в июне 1996 года в Норвежском море проведено крупнейшее за десятилетие учение НАТО “Сорбет Ройял-96” по поиску аварийных подводных лодок и спасению экипажей. С американской стороны участвовала субмарина “Сэнд Лэцс” с глубоководным спасательным аппаратом “Авалон”. Учения меньшего масштаба по поиску и спасению экипажей аварийных подлодок командование американских ВМС проводит систематически, один-два раза в год совместно с одной из стран НАТО. В таких учениях, как правило, участвуют специально дооборудованные для этих целей многоцелевые подводные лодки и батискафы типа “Авалон”.

Аварии атомных подводных лодок ВМС США 1966-86 гг.
Подкласс и наименование подводной лодки Дата Характер аварии Место аварии Последствия аварии
1 ПЛА "Тиноса"
Столкновение с ПЛАРБ "Джон Адамc" при швартовке ВМБ Портсмут Повреждены легкий корпус и обтекатель
2 ПЛА "Наутилус" 10.11.1966 Столновение с авн "Эссекс" при выходе в торпедную атаку Атлантический океан, 380 миль от побережья Северной Каролины Ремонт ПЛА и авианосца продолжался несколько месяцев
3 ПЛАРБ "Симон Боливар" 31.08.1967 Столкновение с транспортом снабжения "Вительгюс" при выходе в торпедную атаку 70 миль южнее ВМБ Чарлстон
4 ПЛА "Гардфиш" 1967 Посадка на мель ВМБ Перл-Харбор
5 ПЛАРБ 12.1967 Повреждение в ходе БП Атлантический океан
6 ПЛА "Си Вулф" 01.02.1968 Удар о грунт при погружении 150 миль южнее Бостона Поврежден руль
7 ПЛАРБ "Роберт Е.Ли" 10.04.1968 Попадание в сеть французского траулера Ирландское море
8 ПЛА "Скорпион" 15.04.1968 Столкновение с баржей в штормовую погоду Неаполь
9 ПЛА "Скорпион" 27.05.1968 Затопление на глубине 3000 метров 400 миль юго-западнее Азорских островов Погибли ПЛА и экипаж (99 человек)
10 ПЛА 1968 Столкновение с неизвестным судном Средиземное море Ремонт в ВМБ Роста в течение 2 месяцев
11 ПЛАРБ "Фон Штойбен" 1968 Столкновение с Тн "Си Леди", шедшим на буксире, при всплытии Район ВМБ Роста Тн отбуксирован на отмель, частично затоплен. У ПЛ повреждена рубка
12 ПЛАРБ "Теодор Рузвельт" 1968 Касание грунта У Западного побережья Шотландии Сильно повреждена носовая часть
13 ПЛА "Гиттаро" 15.05.1969 Затопление у построечного пирса на глубине около 10 м
Ремонт стоимостью 35 млн.долларов
14 ПЛА "Си Вулф"
Касание грунта в подводном положении Атлантический океан Поврежден корпус в носовой и кормовой оконечностях
15 ПЛА "Гато" 11.1969 Столкновение с неизвестным судном

16 ПЛАРБ "Натаниэл Грин" 30.1.1970 Район ВМБ Чарльстон

17 ПЛАРБ "Дэниэл Бун" 28.05.1970 Столкновение с филиппинским судном "ПрезидентКуэзон" М. Генри, Атлантический океан
18 ПЛА 31.03.1971 Столкновение с неизвестным судном

19 ПЛАРБ "Бенджамин Франклин" 11.04.1972 Столкновение с буксиром Район Гротон Буксир затонул
20 ПЛА "Стерджен" 21.05.1972 Удар о грунт при погружении Район Виргинских островов Повреждена незначительно
21 ПЛА "Таллиби" 6.10.1972 Столкновение с судном ФРГ 150 миль от м.Гаттерас Получила повреждения
22 ПЛА "Гринлинг" 03.1973 Погружение на глубину, большую предельной, из-за неисправности глубинометров

23 ПЛА "Финбэк" 08.01.1974 Столкновения со спасательной ПЛ на учениях

24 ПЛА "Пинтадо" 05.1974 Столкновение с неизвестным судном

25 ПЛА "Суордфиш" 15.02.1975 Удар о грунт при погружении Район Гавайских островов
26 ПЛА "Пермит" 1975 Проваливание на большую глубину из-за поступления воды внутрь ПЛА через неисправную забортную систему

27 ПЛА 1975 Столкновение с вьетнамским тральщиком

28 ПЛА "Поллак" 1976 Столкновение в надводном положении с рыболовным траулером Корейский пролив
29 ПЛА "Снук" 04.02.1977 Столкновение с БУГАС фрегата "Бэгли" в ходе БП 250 миль западнее Сан-Диего Повреждены выдвижные устройства
30 ПЛАРБ "Генри Л.Стимсон" 21.07.1977 Столкновение с сирийским судном У побережья Испании Повреждена незначительно
31 ПЛА "Рэй" 20.09.1977 Удар о грунт при погружении Район о.Сардиния Доковый ремонт
32 ПЛА "Таллиби" 16.06.1978 Поломка гребного вала и затопление машинного отсека
Ремонт в ВМБ Роста
33 ПЛАРБ 7.03.1979 Попадание в сеть английского траулера "Акила" У побережья Шотландии
34 ПЛАРБ "Дж. Вашингтон" 9.04.1981 Столкновение с японским судном "Нисспо-мару" Китайское море Судно затонуло, два человека погибли
35 ПЛАРБ "Соунволл Джексон" (по другим данным, ПЛА "Джексонвилл") 23.03.1982 Столкновение с турецким судном "Генерал З.Донан" У Восточного побережья США (Виргиния) Стоимость ремонта лодки - 2 млн.долл. Судно значительно повреждено.
36 ПЛА 19.06.1982 Посадка на мель Район о.Сардиния Ремонт в ВМБ Маддалена
37 ПЛАРБ "Томас А.Эдисон" 11.1982 Столкновение с ЭМ "Лефтвич" У побережья Японии Повреждена незначительно
38 ПЛА "Пермит", ПЛА "Ла Холья" 16.12.1982 Столкновение друг с другом в ходе БП 30 миль от Сан-Франциско
39 ПЛА "Скалпин" 04.1984 Потеря управления, создание аварийной ситуации при пробном погружении после ремонта Район Сан-Франциско Ранены 4 человека
40 ПЛА "Драм" 22.09.1984 Неисправность ГЭУ в походе Район Йокосука
41 ПЛА "Джексонвилл" 22.09.1984 Столкновение с самоходной баржей ВМФ США. Чесапикский залив Баржа разломилась надвое
42 ПЛАРБ (системы "Трайдент") 03.1986 Столкновение с буксиром Южнее о.Мидуэй Буксир затонул. Пропали без вести 2 человека, ранены 2 человека из его экипажа.
43 ПЛАРБ "Натаниэл Грин" 13.03.1986 Посадка на мель Ирландское море Повреждена значительно. Принято решение вывести лодку из состава флота.
44 ПЛА "Атланта" 29.04.1986 Касание грунта Гибралтарский пролив Полностью выведена из строя ГАС
45 ПЛА "Огаста" 10.1986 Столкновение в подводном положении с неопознанным объектом Атлантический океан Поврежден корпус
46 ПЛА "Ла Холья" 11.02.1988 Столкновение с рыболовецким судном "Янг Чанг" У побережья Ю.Кореи Повреждена ГАС. Судно затонуло.
47 ПЛА "Кентукки", ПЛА "Сан Хуан" 19.03.1988 Столкновение друг с другом Вблизи о.Лонг-Айленд
Указанные в таблице аварии приходятся в среднем на 90 атомных подводных лодок. (К 1966 году в США было около 50 таких лодок, сейчас около 130). В печати также сообщалось, что с момента своего появления американские атомные подводные лодки явились причиной 13-ти случаев радиоактивного заражения прибрежных вод США, Великобритании и других районов. Только за период 1975-98 гг. на атомных подводных лодках США отмечено возникновение 61 пожара.
В печати приводились сведения о том, что за период 1946 -1965 г.г. в ВМС США произошло 62 аварии подводных лодок, причем 7 подводных лодок (в том числе ПЛА "Трешер") погибли.


Авторитет Великобритании, как “владычицы морей” ни в коей мере не гарантировал английским морякам безопасности на водных просторах. А невозмутимый характер британцев не спасал их от присущих человеку слабостей. Так, в январе 1950 года шведский танкер водоизмещением 1000 тонн в устье реки Темзы протаранил английскую подводную лодку “Трукулент”. Лодка шла в надводном положении, все водонепроницаемые двери, вопреки требованиям безопасности, были открыты. Получив пробоину в носовой части, подводная лодка затонула через две минуты. Офицеров и рядовых, находившихся в момент столкновения на мостике, смыло потоком воды. Из 79 человек экипажа осталось в живых лишь 15. Часть людей, находящихся в машинном отделении, спаслись благодаря умению быстро одеть спасательные аппараты и правильно ими пользоваться. Один человек сумел выйти с затонувшей лодки без аппарата.
Поиски затонувшей лодки затруднялись скоплением в месте ее предполагаемой гибели большого количества кораблей, затонувших во время войны. Их было на дне около 70 единиц. В конечном итоге, удалось провести водолазный осмотр, который показал, что лодка лежит на ровном киле с креном 50°. Входные люки, крышки торпедных аппаратов закрыты. Аварийный буй на штатном месте, рули в строю. Сломанной оказалась шахта РДП (работа дизеля под водой) и через нее в машинное отделение подводной лодки свободно поступала вода. Это и явилось причиной гибели “Афрея”. Взяли пробы металла, из которого было изготовлено РДП, и последующие анализы подтвердили несоответствие качества сварных швов установленным требованиям. Всем однотипным субмаринам было запрещено плавание до замены РДП. Однако высказывались предположения, что РДП могло быть сломано во время всплытия при столкновении подводной лодки с надводным кораблем.
В декабре 1954 года английская подводная лодка “Тэлент” во время докования потерпела аварию. Неожиданно всплыл батопорт - плавучие “ворота” сухого дока. Хлынувшая вода сорвала лодку со стапеля и ударила носовой частью о стенку дока. Потом “Тэлент” выбросило волной в реку, где она села на мель. Во время этой нелегкой аварии погибло 4 человека и несколько получили тяжелые увечья. Спустя два года эта подводная лодка на перископной глубине была протаранена неизвестным судном в районе острова Уайт. К счастью повреждение было незначительным и “Тэлент” вернулась в базу.
Английская лодка “Сайдон” при подготовке к выходу в море производила погрузку и подготовку торпед к предстоящему учению. В носовом торпедном отсеке личный состав готовил торпеды. На борту находилось 13 человек. Внезапно взорвалась одна из торпед. Поскольку водонепроницаемые двери были открыты, все отсеки заполнились токсичными газами. В носовом отсеке взрыв разрушил прочный корпус, и через образовавшуюся пробоину внутрь лодки начала поступать вода. Все члены экипажа, находившиеся в момент взрыва на “Сайдоне”, погибли.


В ноябре 1955 года начальник штаба ВМС Великобритании адмирал Маунтбеттен, сделал заявление, что его страна намерена приступить к созданию собственных подводных лодок с ядерной Энергетической установкой. Для экономии времени и средств англичане обратились к США с просьбой передать им информацию по ядерным энергоустановкам. Однако тогдашний председатель комитета по атомной энергетике Страус не удовлетворил просьбу английских партнеров.
В английском атомном подводном флоте до 40 процентов всех аварий и инцидентов происходило по навигационным причинам, что значительно меньше среднестатистических данных по атомоходам всех прочих стран. Вместе с тем число инцидентов на английских лодках, связанных с неисправностями ядерных энергетических установок, значительно превосходит среднестатистические показатели в ВМС Великобритании этот показатель выше мирового среднестатистического уровня примерно на 10 процентов и составляет 40 процентов от общего числа всех аварий и инцидентов.
Так, в 1983 году по этой причине (неисправности в системе охлаждения ядерной энергоустановки) была досрочно (после 21 года эксплуатации) выведена в резерв “Дредноут”. Аналогичные дефекты в системе охлаждения присущи английским субмаринам первого и второго поколений, оборудованным реакторными установками типа PWR-1. Данные реакторы установлены на всех четырех ПЛАРБ типа “Резолюшн”, на атомных подводных лодках типа “Вэлиант” и “Свифтшур”.
В ходе стендовых испытаний PWR-1 по программе усовершенствования ядерных установок в трубопроводах 1-го контура малого размера, изготовленных из никелевых сплавов, обнаружились трещины вследствие межкристаллитной коррозии. Англичане заменили их на новые, из хромированного сплава, обладающего более высокой коррозийной стойкостью. Но, несмотря на это, и после 15 лет эксплуатации на атомных подводных лодках в системе охлаждения реактора возникали неисправности. Так например, в начале октября в районе побережья Португалии на английской подлодке “Тренчант” произошел инцидент, связанный с утечкой радиации в контуре охлаждения ядерной установки. Субмарину отбуксировали в Лиссабон, в Португалию для уточнения причин происшедшего и локализации последствий прибыли специалисты из Великобритании. Отмечу, что на американских атомоходах с таким же сроком эксплуатации, но с применением нержавеющей стали, технических неисправностей по этой причине в системе охлаждения не отмечалось.
По оценке английских специалистов, дефекты в системе охлаждения приводили к многочисленным аварийным ситуациям, и это делало эксплуатацию атомных лодок первого поколения после 20 лет службы нецелесообразной. В настоящее время из боевого состава выведены все ПЛАРБ типа “Резолюшн” с ядерной энергоустановкой типа PWR-1, а также субмарины типа “Вэлиант”. Оставшиеся пять подлодок типа “Свифтшур” с реактором типа PWR-1 ожидает такая же судьба в течение ближайших 5-8 лет, по мере того, как в состав ВМС Великобритании будут поступать новые атомоходы типа “Трафальгар-2” с усовершенствованной установкой типа PWR-2.


Навигационные аварии
Дата Наименование ПЛ, место проишествия Причины проишествия Последствия аварии
1 1967 S-50 "Корейджис", Баренцево море Подводное столкновение с иностранной ПЛ в результате потери контроля за обстановкой при изменении глубины Повреждены ограждение рубки и носовой кабель
2 1968 S-27 "Ривендж", Северное море Столкновение с гражданским судном Поврежден легкий корпус
3 1969 S-26 "Ринаун", западнее Ирландии Столкновение с гражданским судном Поврежден перископ
4 1985 S-22 "Резолюшн", район м.Канаверал Столкновение с гражданским судном Поврежден корпус, ранены 4 члена экипажа
5 1987 S-106 "Сплендид", Баренцево море Столкновение с иностранной ПЛ в подводном положении Потеряна буксируемая антенна
6 1988 S-50 "Корейджис", Ирладское море Столкновение с яхтой Поврежден легкий корпус
7 1989 S-27 "Ривендж", залив Клайд Столкновение с ПЛАРБ "Резолюшн" у причала Поврежден гребной винт
Важное место в повышении безопасности плавания занимают различного рода тренировки и учения личного состава субмарин по борьбе за живучесть, в том числе фактическая отработка в море действий по спасению экипажей в случае аварий. Эти мероприятия спасательная служба ВМС проводит ежегодно. А в 1996 году специальная спасательная группа ВМС Великобритании LR-1 принимала участие в уже упомянутом мною выше учении стран НАТО “ Сорбет Роял — 96 ”.



Аварийные проишествия технического характера
Дата Наименование ПЛ Причины проишествия Последствия аварии
1 1967 S-103 "Уорспайт" Затопление отсеков вспомогательных механизмов Вышел из строя вспомогательный ЭД
2 1979 S-23 "Рипалс" Пожар в ходе ремонта Повреждено оборудование центральных отсеков
3 1980 S-101 "Дредноут" Вышла из строя система охлаждения ЯЭУ ПЛА выведена в ремонт
4 1982 S-27 "Ривендж" Нарушение правил эксплуатации ЭУ Продление сроков ремонта
5 1987 S-48 "Конкерор" При ремонте возник пожар в турбинном отсеке Повреждено оборужование отсека
6 1987 S-23 "Рипалс" Обнаружена утечка охладителя реактора во время испытаний Радиационная опасность локализована с последующим устранением
7 1988 S-48 "Конкерор" Пожар при стоянке в доке Аварийный ремонт
8 1988 S-48 "Конкерор" Попадание учебной торпеды, выпущенной с вертолета при отработке задач БП Поврежден палубный настил
9 1988 S-22 "Резолюшн" Вследствие обесточивания главных насосов ГЭУ вышла из строя система охлаждения реактора при нахождении ПЛ в доке Подключение оварийной системы охлаждения предотвратило тепловой взрыв реактора
10 1996 S-90 "Торбей" Потеря управления в результате поломки ЭУ Задействована система аварийного управления
11 1997 S-91 "Тренчант" Техническая неисправность ГЭУ ПЛА совершила самостоятельный переход на ремонт
12 1988 S-91 "Тренчант" Нарушение работы атомного реактора Отбуксирована в базу
Аварии ПЛ ВМС НАТО (без США) 1966-86 гг.


Наименование ПЛ, место проишествия Дата Причины проишествия Последствия аварии
1 ПЛ "Хей" (ФРГ), Северное море 14.09.1966 Затопление из-за попадания воды через верхний рнбочный люк в штормовых условиях ПЛ и 19 человек экипажа погибли
2 ПЛАРБ "Редутабль" (Франция), Северное побережье Франции
Столкновение с французским траулером Траулер затонул
3 ПО "Рокуэл" (Великобритания), Индийский океан 08.1966 Взрыв в дизельном отсеке Погибли 2 человека
4 ПЛ (ФРГ) 1966 Взрыв Погибли 2 человека
5 АПЛ "Уорспайт" (Великобритания), на верфи 08.1967 Затопление отсека вспомогательных механизмов и вывод из строя резервного ЭД в ходе текущего ремонта ПЛ
6 ПЛАРБ "Резолюшн" (Великобритания) 1967 Посадка на мель
7 ПЛ "Дакар" (Израиль), 20 миль ю.-з. о.Кипр 26.01.1968 Затопление Погибла ПЛ и 65 человек экипажа
8 ПЛ "Минерва" (Франция) 27.01.1966 Затопление Погибла ПЛ и 58 человек экипажа
9 ПЛ "Эльянс" (Франция) 1968 Взрыв в дизельном отсеке
10 ПЛАРБ "Ривендж" (Великобритания) 1969 Столкновение
11 ПЛАРБ "Резолюшн" (Великобритания) 1969 Столкновение
12 ПЛАРБ "Ринаун" (Великобритания) 14.10.1969 Столкновение с каботажным судном при всплытии Повреждено ограждение выдвижных устройств
13 ПЛ "Орайга" (Великобритания) 10.02.1970 Взрыв в дизельном отсеке Ранено 10 человек
14 ПЛ "Эридис" (Франция), район Тулона 04.03.1970 Затопление на глубине 1100 м. Погибла ПЛ и 57 человек экипажа
15 ПЛ "Галата" (Франция), район Тулона 20.08.1970 Столкновение с ПЛ ЮАР "Мария ван Рибек" в надводном положении ПЛ затонула, выбросившись на мель. Погибли 4 человека, пропали без вести двое, ранены двое
16 ПЛ "И-16" (ФРГ) 04.1971 Столкновение с транспортом "Фриц Ройтер" ПЛ отбуксирована в базу
17 ПЛ "Артемис" (Великобритания), ВМБ Портсмут 01.07.1971 Затопление у причала при наличии вахты на борту
18 ПЛ "Сирен" (Франция) 10.1972 Затопление отсеков через ТА у причала
19 ПЛ "Бэверн" (Швеция), южная оконечность Скандинавии 11.04.1973 Столкновение с танкером "Скантанк" ТН во избежание затопления посажен на мель
20 ПЛ "Заардвиг" (Нидерланды), район м. Ставангер 07.1973 Проваливание на глубину 60 м с открытым рубочным люком
21 ПЛАРБ "Уорспайт" (Великобритания), док Сифорт на заводе в Крюксби 2.05.1976 Пожар в дизельном отсеке во время ремонта
22 ПЛАРБ "Уорспайт" (Великобритания) 1977 Пожар в период ремонта
23 ПЛ "Олимп" (Великобритания), район ВМБ Портленд 12.12.1978 Столкновение с неопознанным судном в подводном положении Повреждены выдвижные устройства и легкий корпус
24 ПЛ (Франция), у побережья Бретани 02.1979 Попадание в сеть траулера в ходе БП
25 ПЛ "Спрингерен" (Дания), Копенгаген 09.1979 Переворачивание в доке
26 ПЛ "Спекхуггерен" (Дания), Копенгаген 09.1979 Переворачивание в доке
27 ПЛА "Дредноут" (Великобритания) 1980 Выход из строя системы охлаждения ГЭУ Ремонт признан нецелесообразным, ПЛ выведена из состава флота
28 ПЛ проекта 209 (ФРГ), у о.Зеландия 07.1982 Столкновение с грузовым судном ПЛ серьезно повреждена
29 ПЛ (ФРГ), Кильская бухта 09.1982 Столкновение с нидерладским судном ПЛ и судно получили пробоины
30 ПЛ (Великобритания) 1982 Попадание в трал рыболовного судна Судно затонуло
31 ПЛ "Пассагуа" (Перу) 08.04.1983 Столкновение с грузовым судном
32 ПЛ (Чили), Скаггерак 1984 Попадание в тралл датского рыболовного судна и утаскивание его под воду Судно затонуло
33 ПЛ "Юсио" (Япония), ю.-в. о. Сикоку 05.1984 Столкновение с индийским рудовозом
34 ПЛАРБ "Резолюшн" (Великобритания) 09.06.1985 Столкновение с рыболовным судном
35 ПЛ (Испания), район Картахены 06.1985 Столкновение с ЭМ в процессе БП
36 ПЛ "И-17" (ФРГ), восточнее о. Борнхольм 08.1986 Столкновение с ЭМ в ходе БП
Промышленные, научно-исследовательские и учебные центры США, обеспечивающие проектирование, строительство, оснащение ПЛ и обучение экипажей


Судоверфи Мэр-Айленд, Портсмут, Гротон, Аннаполис, Ньюпорт-Ньюс, Чарльстон, Паскагула
Центры строительства реакторов Ханфорд, Арко, Лос-Аламос, Чикаго, Ок-Ридж, Саванна, Брук-Хейвен
Центры изготовления ракет Кливленд, Эймс, Чайт-Санде, Личфилд-Парк, Сакраменто, Пало-Альто, Санта-Крус, Уайт-Сэндс, Индианаполис, Пустыня Мохаве, Акрон, Йорктаун, Чарльстон, Койн-Канаверал
Базы ПЛ Сиэтл, Ки-Уэст, Чарльстон, Норфолк, Гротон
Центры изготовления механизмов и вооружения Сан-Франциско, Буффало, Нью-Йорк, Питсбург, Уайт-Ок, Далгрен, Людердайл, Ньюпорт
Высшие учебные заведения и НИИ Айова-Сити, Пасадена, Аннаполис, Трентон, Кембридж, Нью-Лондон
Атомные центры Арко, Моунт, Аргони, Виндзор, Рочестер, Скенсктади, Сильвер-Спринг, Санзиа
Учебные центры Сан-Франциско, Арко, Гротон, Нью-Лондон, Кэмбридж, Виндзор, Питсбург

Немає коментарів: