«Белые киты» советского флота: тридцать лет «Дмитрию Донскому»
23 сентября 1980 года из цеха Северодвинского машиностроительного предприятия был выведен новейший атомный подводный
ракетоносец. Головной корабль проекта 941, получивший тактическое обозначение ТК-208. Сейчас он более известен читателю под именем «Дмитрий Донской». Корабль был уникален. Он должен был стать самой крупной подлодкой на планете – подводное водоизмещение, приближавшееся к 50000 тонн ставило его в один ряд с линкорами и авианосцами – крупнейшими боевыми кораблями в истории.Уникальность этих подлодок и их несложившаяся судьба позволяют назвать их «Белыми китами» – по аналогии с «Белыми слонами» – стандартное британское прозвище для необычных кораблей, которые зачастую достались флоту случайно и с которыми флот не совсем понимает, что делать.
«Наш ответ Чемберлену»
Новый ракетоносец стал порождением очередного витка гонки вооружений – его проектирование началось в 1972 году, когда стало известно о создании в США нового поколения ракетоносцев типа«Огайо», оснащённых ракетным комплексом «Трайдент» с ракетами Трайдент I C4. Эти лодки должны были стать самыми мощными в мире атомными подводными ракетоносцами. Предыдущие американские ПЛ несли по 16 баллистических ракет дальностью от 2200 (Поларис A1, развёртывание с 1960 года) до 4600 (ПосейдонC3) развёртывание с 1970 года) километров.
Лодки типа «Огайо» должны были нести по 24 ракеты дальностью в 7400 километров, каждая – с 8 боевыми блоками. Это означало не только резкое повышение мощи каждой отдельной единицы, но и значительное повышение уровня защищённости лодок: дальность полёта ракет позволяла американцам держать новые ракетоносцы поближе к своему побережью, обеспечивая их защиту от советских многоцелевых подлодок, противолодочных кораблей и самолётов.
Советский ракетоносец должен был превзойти новую американскую подлодку по основным характеристикам. Сделать это, однако, оказалось нелегко. Главная проблема заключалась в ракете. Флот, к тому времени уже накопивший опыт эксплуатации жидкостных баллистических ракет, настаивал на том, что новая ракета должна быть твердотопливной – как и все американские баллистические ракеты подводных лодок. Твердотопливные ракеты, в отличие от жидкостных, намного проще в изготовлении и гораздо безопаснее в хранении и эксплуатации, что и определило интерес флота к данной теме. Однако с созданием новых ракет возникли проблемы. СССР объективно отставал от США в создании твёрдого ракетного топлива, и в результате новая ракета Р-39 оказалась гораздо более крупной чем«Трайдент I», и почти втрое более тяжёлой – 90 тонн против 32,3. Так был сделан первый шаг на пути к самому большому ракетоносцу на планете.
Второй шаг был сделан при изучении условий базирования и боевой службы: к разработчикам (КБ «Рубин») было предъявлено требование увеличить запас плавучести с целью обеспечения наименьшей осадки корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз, а также улучшения возможностей плавания во льдах. В результате подводное водоизмещение достигло указанной в начале статьи циклопической цифры, более чем вдвое превышающей водоизмещение американского соперника. Тем не менее, даже такие размеры не позволили разместить на лодке боезапас, соответствующий американскому – Р-39 оказалась слишком большой, и проект 941 получил только 20 ракет вместо 24. В то же время по числу боевых блоков советская лодка оказалась несколько мощнее – каждая Р-39 несла 10 зарядов, таким образом каждый ракетоносец проекта 941 имел 200 зарядов, против 192 у «Огайо».
Для постройки огромных ракетоносцев был возведён новый цех – 55-й цех Севмаша, в настоящее время остающийся самым крупным крытым эллингом в мире. Головной ракетоносец был заложен 16 марта 1976 года, и построен довольно быстро для корабля таких размеров. Однако ни к моменту спуска на воду в сентябре 1980, ни к моменту ввода в строй в декабре 1981 главное оружие лодки – ракеты Р-39 ещё не были готовы. При этом в процессе их создания техническое задание было упрощено – в частности, уменьшены требования к максимальной дальности полёта, с 10000 до 8300 км. Отработка Р-39, испытания которой начались в 1977 году, шла тяжело, из 17 пусков со стенда и ПЛ более половины оказались неудачными, и в итоге комплекс Д-19 с новой ракетой достиг готовности и был принят на вооружение лишь в 1984 году. К этому моменту в составе ВМФ были уже две подлодки нового проекта – ТК-208 и ТК-202, и достраивалась третья – ТК-12.
Достоинства и недостатки
Новый проект, получивший шифр «Акула» (изображение хищной рыбы было нанесено на борт головного ракетоносца перед спуском), стал первым проектом ракетоносца, о появлении которого было официально объявлено с самой высокой трибуны в стране: «Американцамисоздана новая подводная лодка „Огайо“ с ракетами „Трайдент-I“. Аналогичная система — „Тайфун“ имеется и у нас», – заявил генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев выступая на XXVI съезде КПСС 23 февраля 1981 года. Советский руководитель назвал лодку«Тайфуном», чтобы не выдавать официальный шифр проекта, и это название прижилось как на Западе, где 941 проект стали официально обозначать Typhoon, так и в СССР.
Всего с 1976 по 1985 год были заложены шесть ракетоносцев нового проекта, вошедших в строй в 1981-1989 годах. Планировалась и закладка седьмого корабля, но она не состоялась. К этому времени стали ясны как достоинства, так и недостатки проекта.
К первым относилась живучесть, обусловленная помимо размеров также и уникальной схемой – лодка имела вместо стандартного одного, два основных прочных корпуса, а также три дополнительных автономных прочных отсека. Размеры лодки обеспечивали, в частности, невиданный прежде уровень комфорта для экипажа. На лодке имеются салон для отдыха, спортзал, плавательный бассейн размером 4х2 м и глубиною 2 м, заполняемый пресной или солёной забортной водой с возможностью подогрева, солярий, обшитая дубовыми досками сауна, «живой уголок». Рядовой состав размещается в маломестных кубриках, командный состав — в двух- и четырёхместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования. Есть две кают-компании: одна — для офицеров, другая — для мичманов и матросов. Моряки называют «Акулу» «плавучим „Хилтоном“».
Размеры же стали и главным недостатком лодки. Прежде всего, для того чтобы приводить в движение подобный корабль, потребовалась очень мощная энергетическая установка, и рост мощности повлек за собой рост шумности. Кроме того, большие размеры означали и большую площадь смачиваемой поверхности, что также вело к увеличению шумности, и в результате, несмотря на применение разнообразных мер по снижению уровня шумов, проект 941 не мог достичь уровня «Огайо». Вскоре «Огайо» увеличили отрыв, после того как в конце 80-х началось оснащение этих лодок более совершенными ракетами Трайдент II D5. Помимо всего прочего, «Акулы»- «Тайфуны» – стали тяжёлым бременем для экономики.«Уникальные ракетоносцы, не имеющие аналогов в мире», оказались в несколько раз дороже нежели созданные к началу 80-х ракетоносцы проекта 667БДРМ (шифр «Дельфин»), и не смотря на меньшую огневую мощь – 16 ракет и 64 боевых блока против 20 и 200 соответственно, «Дельфины» оказались выгоднее в пересчёте на стоимость доставки одного заряда. Кроме того «Дельфины» оказались менее шумными, будучи продолжением разветвлённого семейства 667, не требовали для обслуживания уникальной инфраструктуры, а возможная потеря одной такой субмарины в бою причинила бы намного меньший ущерб, чем потеря «Акулы».
В результате от постройки уже заказанного седьмого ракетоносца проекта 941 отказались, и вторая половина 80-х стала «временем Дельфина» с декабря 1984 по ноябрь 1990 в строй вошли семь ракетоносцев проекта 667БДРМ. Шесть из них сегодня находятся в строю. Короткая жизнь гигантов «Акулы» довольно быстро покинули строй. С 1995 по 2005 год все лодки этого проекта были выведены из состава флота в связи с исчерпанием гарантийного срока эксплуатации ракет Р-39, продлить который оказалось невозможным. Спасти корабли могла разработка новой ракеты Р-39УТТХ «Барк», однако её основным носителем должен был стать проектируемый ракетоносец проекта 935, а затем – 955«Борей». К модернизации «Акул» флот, крайне стеснённый в средствах относился весьма прохладно – более предпочтительным было сочтено сохранение в строю ракетоносцев проекта 667БДРМ и их предшественников – 667БДР. Затем последовал отказ от разработки«Барка», вместо которого началась разработка ракеты «Булава», значительно меньшей по массе и габаритам.
Головной ракетоносец проекта 941, получивший имя «Дмитрий Донской», стал первым кораблем, переоборудованным для пуска «Булавы», и все 12 проведённых на сегодняшний день пусков новой ракеты, были осуществлены с борта данной субмарины. Кроме «ДмитрияДонского» в резерве в Северодвинске находятся ракетоносцы ТК-17 «Архангельск» и ТК-20«Северсталь», которые могут быть модернизированы под «Булаву» когда ее испытания наконец завершатся успехом. Однако этот проект многие специалисты считают нецелесообразным – указанные выше недостатки «Акул» никуда не делись, и более верным будет вложение средств в модернизацию показавших себя весьма удачными «Дельфинов», несущих новые ракеты «Синева», заслуженно считающиеся венцом морских жидкотопливных ракет. По своим ТТХ они практически не уступают американским ракетам Трайдент II D5. Эта ситуация лучше всего демонстрирует ошибочность выбора, сделанного в середине 70-х годов, когда вместо вложения денег в развитие уже зарекомендовавшего себя семейства лодок и ракет, было решено создавать очередной «наш ответ Чемберлену», пытаясь за пять лет преодолеть почти 15-летнее отставание от американцев в развитии технологии твердотопливных ракет.
Спустя три десятка лет ситуация все равно вернулась на круги своя. Вряд ли будет реализован и давний проект модернизации «Акул» в транспортные подлодки для круглогодичного использования на Севморпути – по крайней мере, внятного экономического обоснования у этого проекта до сих пор нет. Однако можно уверенно сказать, что своё место в истории «Акулы» займут. Как уникальные и не имеющие аналогов в мире корабли, чья уникальность и отсутствие аналогов были порождены технологическими и эксплуатационными ограничениями, попытка перепрыгнуть через которые вылилась в колоссальные непроизводительные затраты.
26.09.2010
Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости
Источник: http://www.severnyflot.ru/news.php?extend.2203
Новости
Источник: http://www.severnyflot.ru/news.php?extend.2203
Немає коментарів:
Дописати коментар