Кто отправил в монастырь Людмилу Путину?
23.09.2010 17:45
"Звонила мама. Сообщила, что приезжавший недавно в Псков Кирилл таки назначил Людмилу Путину настоятельницей Елеазаровского монастыря". С этой записи, опубликованной в блоге пользователя pritula, началось шествие по сети, пожалуй, одного из наиболее ярких политических слухов последнего времени.
В аппарате митрополита Евсевия - правящего архиерея Псковской и Великолукской епархии, на территории которой находится Спасо-Елеазаровский монастырь - слух о возможной перемене участи супруги премьер-министра России опровергли по всем позициям:
– Чушь и бред. Вы прекрасно понимаете, что светское лицо не может быть назначено настоятельницей монастыря. А Людмила Путина постриг не принимала. Да, недавно скончалась настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря. Но обитель не осталась обезглавленной. Святейший Патриарх Кирилл во время недавнего визита в епархию утвердил исполняющую обязанности настоятельницы Спасо-Елеазаровского монастыря – из его насельниц, монахинь.
О том, когда состоится полноценное назначение новой настоятельницы Спасо-Елеазаровского монастыря, в епархии не говорят. Подобные вопросы - не в местной компетенции: назначения такого рода осуществляются либо определением синода РПЦ, либо по патриаршему указу. Имя местоблюстительницы, однако, известно: по сведениям сетевых СМИ, ею стала мать Рафаила, в миру - Галина Владимировна Скородумова.
Спасо-Елеазаровский женский монастырь, находящийся в Псковской области, давно пользуется особым расположением нынешней российской власти, а совсем недавно его посетил патриарх Кирилл. Факты, свидетельствующие о близости Людмилы Путиной к Спасо-Елеазаровскому монастырю, в сети можно найти без труда – например, в материале "Бюджет попал под монастырь", опубликованном 3 августа интернет-изданием Фонтанка.ру. По утверждениям автора публикации, Людмилу Путину часто видели на территории монастыря. Была она и на похоронах его настоятельницы - игуменьи Елисаветы в июне 2010 года. Более того, Спасо-Елеазаровскому монастырю была выделена крупная сумма из федерального бюджета на восстановление всего двух объектов инфраструктуры. На ремонт Крестовой часовни и гостевого дома отпустили 48 миллионов рублей, – в то время как на восстановление башен псковского кремля, пострадавшего от пожара, было выделено 45 миллионов. "Для глубинки 48 миллионов – очень большие деньги", подчеркнули авторы сообщения, появившегося в сети за полтора месяца до появления слуха о "спасо-елеазаровском" назначении Людмилы Путиной – и за две недели до визита патриарха Кирилла на Псковщину.
Наконец, последний раз Людмила Путина, в последнее время весьма не часто выходящая в свет в любом качестве, появилась на публике именно в Псковской области. Туда супруга премьер-министра приехала на форум школьных библиотекарей в Пушкинских Горах, и было это в начале июля 2010 года.
– Существует очень богатая почва для появления подобного рода предположений, – полагает Александр Солдатов, главный редактор профильного интернет-ресурса Портал-Credo.ru. – Людмила Путина действительно принимала участие в разных церковно-общественных проектах – в восстановлении обителей, помощи церковным социальным учреждениям. Возьмем тот же Спасо-Елеазаровский монастырь в Псковской области, куда ее теперь прочат в настоятельницы. Людмила Путина многократно посещала этот монастырь, жила там неделями, если не месяцами, о чем писала псковская пресса.
А в целом демонстрация слияния церкви и государства стала одним из элементов публичной политической культуры последнего времени – демонстрации на уровне личности какого-то высшего сакрального лица: президент, его жена, премьер-министр... Поэтому подобные слухи очень органично вписываются в модель поведения нынешней власти.
– Демонстрация демонстрацией - но не настолько же, чтобы принимать постриг и уходить в монастырь.
– Здесь нам на помощь приходит другая, так сказать, нить общественной мифологии. С легкой руки наших коллег – не только российских, но в основном западных – российское общество года два назад поверило в то, что официальная семья Владимира Путина находится на грани распада. Появились публикации о разводе, о возможной женитьбе на Алине Кабаевой, даже о появлении ребенка. Действительно Владимир Путин позволял себе много раз весьма непочтительно публично высказываться о своей супруге. Мы помним первую его поездку в Чечню в 2000 году – когда он говорил о том, что Людмила Путина "увязалась" с ним, и много подобных сцен происходило позже. Всё это давало хорошую пищу всяким искателям сенсаций и в целом – определенного рода общественному мнению, позволяло поверить в такую версию.
– И возродилась историческая память о Петре Первом и Лопухиной, отправленной в монахини?
– И о Петре, и об Иване Грозном и его многочисленных женах... Вообще, это такой архетип русской истории. Я думаю, что именно поэтому публика не очень-то будет скандализирована и удивлена, если что-то подобное произойдет на самом деле. Я вообще заметил, что за последние годы со сворачиванием свободы слова в России, с возрождением каких-то архаичных общественных отношений многие средневековые модели поведения вообще лидеров, особенно публичных персон тоже возродились. Отправка своей жены в монастырь после того, как она впала в немилость или появилась новая жена, вполне традиционный для России образ поведения правителя и вполне может быть принят архаичным общественным сознанием.
– Насколько должно быть архаичным общественное сознание, чтобы принять это? Да, безусловно, сегодня много говорят о соборности, о державности, крестятся, молятся, постятся… Но все-таки это не "царскую жену" в монастырь отправлять. И не плахи с топорами на Лобном месте.
– Может быть, уход в монастырь - это уж совсем радикальное явление для общественного мнения. Но если как-то правильно, благочестиво все это подать, если это не сочетать с какой-то новой свадьбой, разгульной жизнью – то, пожалуй, это могло бы пройти. Все-таки тренд политического развития в сознании общества – архаичный. Это сознание развивается не в сторону модернизации, а в сторону восстановления некоторых символов, моделей поведения, которые были присущи средневековым российским правителям. Даже не эпохи Романовых, а еще раньше. Так почему нет? Все эти моления, на которые ездят правители Российского государства, все эти показные акции с выделением миллиардов денег на очередной монастырь, с какими-то жестами в адрес патриарха. Пожалуй, в эпоху Романовых это выглядело бы неуместно. Тут еще более глубинный пласт.
– В эпоху Романовых церковь была просто структурой государства – вспомним тот же Священный Синод; зачем же делать жесты.
– Да, она была в весьма смиренном состоянии – которое, кстати, явилось результатом ее непомерных амбиций периода Иосифа Волоцкого и самых первых Романовых, начиная с Михаила Федоровича. Но сейчас мы видим, что Московская Патриархия опять занимает доминирующее положение во многих областях общественной и политической жизни. Получается, что конструкция этого союза – уже даже не такая, как при Романовых, а такая, как при первых великих князьях московских: Иван Калита, Василий Третий, отчасти – Иван Грозный или его сын Федор Иоаннович.
– Подытоживая: "дело о монашестве Людмилы Путиной" рано списывать в архив?
– Да, я бы списывать не стал, тут нас могут ждать всякие сюрпризы. Во всяком случае, налицо очень тесная связь Людмилы Путиной с этим монастырем. И я не думаю, что эта связь разорвется после того, как сегодняшняя сенсация будет опровергнута.
А Павел Притула, чей блог стал первоисточником слуха, прокомментировал это и последующие события так:
- Мне позвонила мама (жительница Пскова. - РС.) и сообщила "новость" из жизни наших политиков. Это - всё содержание поста, вокруг которого поднялась какая-то дурацкая шумиха. Мое мнение: источнику типа ОБС - Одна Бабка Сказала - не доверяю, хотя тема "Л. Путина и монастырь" очень активно обсуждается в Пскове и в интернете, причем не первый месяц. Предположений по этому поводу я не строю.
В аппарате митрополита Евсевия - правящего архиерея Псковской и Великолукской епархии, на территории которой находится Спасо-Елеазаровский монастырь - слух о возможной перемене участи супруги премьер-министра России опровергли по всем позициям:
– Чушь и бред. Вы прекрасно понимаете, что светское лицо не может быть назначено настоятельницей монастыря. А Людмила Путина постриг не принимала. Да, недавно скончалась настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря. Но обитель не осталась обезглавленной. Святейший Патриарх Кирилл во время недавнего визита в епархию утвердил исполняющую обязанности настоятельницы Спасо-Елеазаровского монастыря – из его насельниц, монахинь.
О том, когда состоится полноценное назначение новой настоятельницы Спасо-Елеазаровского монастыря, в епархии не говорят. Подобные вопросы - не в местной компетенции: назначения такого рода осуществляются либо определением синода РПЦ, либо по патриаршему указу. Имя местоблюстительницы, однако, известно: по сведениям сетевых СМИ, ею стала мать Рафаила, в миру - Галина Владимировна Скородумова.
Спасо-Елеазаровский женский монастырь, находящийся в Псковской области, давно пользуется особым расположением нынешней российской власти, а совсем недавно его посетил патриарх Кирилл. Факты, свидетельствующие о близости Людмилы Путиной к Спасо-Елеазаровскому монастырю, в сети можно найти без труда – например, в материале "Бюджет попал под монастырь", опубликованном 3 августа интернет-изданием Фонтанка.ру. По утверждениям автора публикации, Людмилу Путину часто видели на территории монастыря. Была она и на похоронах его настоятельницы - игуменьи Елисаветы в июне 2010 года. Более того, Спасо-Елеазаровскому монастырю была выделена крупная сумма из федерального бюджета на восстановление всего двух объектов инфраструктуры. На ремонт Крестовой часовни и гостевого дома отпустили 48 миллионов рублей, – в то время как на восстановление башен псковского кремля, пострадавшего от пожара, было выделено 45 миллионов. "Для глубинки 48 миллионов – очень большие деньги", подчеркнули авторы сообщения, появившегося в сети за полтора месяца до появления слуха о "спасо-елеазаровском" назначении Людмилы Путиной – и за две недели до визита патриарха Кирилла на Псковщину.
Наконец, последний раз Людмила Путина, в последнее время весьма не часто выходящая в свет в любом качестве, появилась на публике именно в Псковской области. Туда супруга премьер-министра приехала на форум школьных библиотекарей в Пушкинских Горах, и было это в начале июля 2010 года.
– Существует очень богатая почва для появления подобного рода предположений, – полагает Александр Солдатов, главный редактор профильного интернет-ресурса Портал-Credo.ru. – Людмила Путина действительно принимала участие в разных церковно-общественных проектах – в восстановлении обителей, помощи церковным социальным учреждениям. Возьмем тот же Спасо-Елеазаровский монастырь в Псковской области, куда ее теперь прочат в настоятельницы. Людмила Путина многократно посещала этот монастырь, жила там неделями, если не месяцами, о чем писала псковская пресса.
А в целом демонстрация слияния церкви и государства стала одним из элементов публичной политической культуры последнего времени – демонстрации на уровне личности какого-то высшего сакрального лица: президент, его жена, премьер-министр... Поэтому подобные слухи очень органично вписываются в модель поведения нынешней власти.
– Демонстрация демонстрацией - но не настолько же, чтобы принимать постриг и уходить в монастырь.
– Здесь нам на помощь приходит другая, так сказать, нить общественной мифологии. С легкой руки наших коллег – не только российских, но в основном западных – российское общество года два назад поверило в то, что официальная семья Владимира Путина находится на грани распада. Появились публикации о разводе, о возможной женитьбе на Алине Кабаевой, даже о появлении ребенка. Действительно Владимир Путин позволял себе много раз весьма непочтительно публично высказываться о своей супруге. Мы помним первую его поездку в Чечню в 2000 году – когда он говорил о том, что Людмила Путина "увязалась" с ним, и много подобных сцен происходило позже. Всё это давало хорошую пищу всяким искателям сенсаций и в целом – определенного рода общественному мнению, позволяло поверить в такую версию.
– И возродилась историческая память о Петре Первом и Лопухиной, отправленной в монахини?
– И о Петре, и об Иване Грозном и его многочисленных женах... Вообще, это такой архетип русской истории. Я думаю, что именно поэтому публика не очень-то будет скандализирована и удивлена, если что-то подобное произойдет на самом деле. Я вообще заметил, что за последние годы со сворачиванием свободы слова в России, с возрождением каких-то архаичных общественных отношений многие средневековые модели поведения вообще лидеров, особенно публичных персон тоже возродились. Отправка своей жены в монастырь после того, как она впала в немилость или появилась новая жена, вполне традиционный для России образ поведения правителя и вполне может быть принят архаичным общественным сознанием.
– Насколько должно быть архаичным общественное сознание, чтобы принять это? Да, безусловно, сегодня много говорят о соборности, о державности, крестятся, молятся, постятся… Но все-таки это не "царскую жену" в монастырь отправлять. И не плахи с топорами на Лобном месте.
– Может быть, уход в монастырь - это уж совсем радикальное явление для общественного мнения. Но если как-то правильно, благочестиво все это подать, если это не сочетать с какой-то новой свадьбой, разгульной жизнью – то, пожалуй, это могло бы пройти. Все-таки тренд политического развития в сознании общества – архаичный. Это сознание развивается не в сторону модернизации, а в сторону восстановления некоторых символов, моделей поведения, которые были присущи средневековым российским правителям. Даже не эпохи Романовых, а еще раньше. Так почему нет? Все эти моления, на которые ездят правители Российского государства, все эти показные акции с выделением миллиардов денег на очередной монастырь, с какими-то жестами в адрес патриарха. Пожалуй, в эпоху Романовых это выглядело бы неуместно. Тут еще более глубинный пласт.
– В эпоху Романовых церковь была просто структурой государства – вспомним тот же Священный Синод; зачем же делать жесты.
– Да, она была в весьма смиренном состоянии – которое, кстати, явилось результатом ее непомерных амбиций периода Иосифа Волоцкого и самых первых Романовых, начиная с Михаила Федоровича. Но сейчас мы видим, что Московская Патриархия опять занимает доминирующее положение во многих областях общественной и политической жизни. Получается, что конструкция этого союза – уже даже не такая, как при Романовых, а такая, как при первых великих князьях московских: Иван Калита, Василий Третий, отчасти – Иван Грозный или его сын Федор Иоаннович.
– Подытоживая: "дело о монашестве Людмилы Путиной" рано списывать в архив?
– Да, я бы списывать не стал, тут нас могут ждать всякие сюрпризы. Во всяком случае, налицо очень тесная связь Людмилы Путиной с этим монастырем. И я не думаю, что эта связь разорвется после того, как сегодняшняя сенсация будет опровергнута.
А Павел Притула, чей блог стал первоисточником слуха, прокомментировал это и последующие события так:
- Мне позвонила мама (жительница Пскова. - РС.) и сообщила "новость" из жизни наших политиков. Это - всё содержание поста, вокруг которого поднялась какая-то дурацкая шумиха. Мое мнение: источнику типа ОБС - Одна Бабка Сказала - не доверяю, хотя тема "Л. Путина и монастырь" очень активно обсуждается в Пскове и в интернете, причем не первый месяц. Предположений по этому поводу я не строю.
Read more: http://www.svobodanews.ru/content/article/2166358.html#ixzz10PrduGxv
Немає коментарів:
Дописати коментар