понеділок, вересня 06, 2010

ИСТОРИЯ ПОДВОДНОГО ФЛОТА..

ДВА "ЛЕНИНЦА" - ТРИ ЭКИПАЖА
(О БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ЭКИПАЖЕЙ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК "Л-19" ТОФ И "Л-20" СФ)
У подводных лодок тихоокеанской "Л-19" и североморской "Л-20" во время Великой отечественной войны было по два экипажа. В марте 1944 года на основании приказа Народного комиссара ВМФ №002 от 02.02.1944г. с целью получения боевого опыта экипажами подводных лодок Тихоокеанского флота и смены наиболее уставших экипажей подводных лодок Северного и Черноморского флотов произведена замена экипажа ПЛ "Л-20" СФ на экипаж ПЛ "Л-19" ТОФ.
Экипаж ПЛ "Л-20" убыл во Владивосток в распоряжение командира 2-й БрПЛ ТОФ. На ПЛ "Л-20" экипаж капитана 3 ранга Алексеева Е.Н. принял участие в боевых действиях, совершил несколько боевых походов. Во Владивостоке на ПЛ "Л-19" был сформирован новый экипаж под командованием капитана 3 ранга Кононенко А.С., подводная лодка приняла участие в боевых действиях против Японии в августе 1945 года, из боевого похода не вернулась. Таким образом на двух "ленинцах" - тихоокеанском "Л-19" и северном "Л-20" во время Великой отечественной войны 1941-1945гг. и советско-японской войны 1945г. в боевых действиях принимали три экипажа:
- экипаж Таммана В.Ф. на "Л-20" СФ (1942 - март 1944 гг.)
- экипаж Алексеева Е.Н. на "Л-20" СФ (март 1944 - май 1945 гг.)
- экипаж Кононенко А.С. на "Л-19" ТОФ (август 1945 г.)
О боевых действиях трех экипажей двух "ленинцев" - "Л-20" и "Л-19", вспомним в год 65-летия окончания Великой отечественной войны и Второй мировой войны.
БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ "Л-20" С ЭКИПАЖЕМ КАПИТАНА 2 РАНГА ТАММАНА В.Ф.
Начало Великой отечественной войны ПЛ "Л-20" встретила в г.Ленинграде в стадии достройки на заводе №189. Для завершения постройки ПЛ была отбуксирована по Беломоро-Балтийскому каналу в Молотовск на завод №402. Через год в сентябре 1942 года "Л-20" вошла, перешла в Полярное в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ Северного флота. Под командованием Таммана В.Ф. в 1942-1944гг. совершила 9 боевых походов. В основном подводная лодка использовалась как подводный минный заградитель - выполняла постановку мин у норвежского побережья, занятого противником, на разведенных фарватерах движения кораблей и судов противника (выставлено 18 минных заграждений, 120 мин). Торпедные атаки у экипажа "Л-20" были менее успешными. Только в двух походах подводникам удалось потопить два транспорта противника: 01.01.1943г. транспорт "Муанса" (Muansa, 5472т, груз 65 автомобилей) и 01.02.1943г. - транспорт "Отмаршен" (Otmarschen, 7077т, груз продовольствия 2070т). Несколько торпедных атак были безуспешными, еще больше оказалось упущенных атак, когда по различным причинам подводная лодка не смогла занять позицию для выполнения залпа по обнаруженным кораблям и судам противника.
подводная лодка "Л-20" в Полярном
командир ПЛ капитан 2 ранга Тамман В.Ф.
Начиная с марта 1943 года подводную лодку преследовали неудачи. В мартовском боевом походе в районе Тана-фьорда при форсировании минного заграждения ПЛ, находясь на глубине 58 метров, подорвалась на мине - на лодке вышел из строя магнитный компас, было подорвано несколько кингстонов и клапанов вентиляции, повреждено освещение. Личным составом боевые повреждения были устранены и ПЛ продолжила выполнение боевой задачи. Но этот поход оказался безуспешным - четыре раза ПЛ обнаруживала одиночные боевые корабли противника и конвой, но не смогла их атаковать из-за неблагоприятных гидрометеорологических условий (большая волна, плохая видимость). ПЛ вернулась в базу.
В следующем апрельском походе находясь севернее Хаммерфеста в районе постановки МЗ вблизи берега у острова Иельмсё подводная лодка дважды коснулась грунта, что едва не сорвало минные постановки. Мины в заданном районе поставить удалось, но другую задачу - высадку разведгруппы на берег произвести не сумели из-за высокой волны и скал. ПЛ возвратилась в базу.
После ремонта в августе 1943 года ПЛ "Л-20" вышла в боевой поход в район м.Нордкап - м.Омганг. Этот поход для "двадцадки" оказался наиболее сложным. 03.09.1943г. после постановки минных заграждений в устье Оксе-фьорда при форсировании немецкого минного заграждения на подводной лодке зафиксировали металлический стук, а через час вблизи ПЛ произошел сильный взрыв. Повреждений ПЛ не получила, продолжила выполнение поставленной задачи. В этот же день днем в районе мыса Слетнес "Л-20" обнаружила конвой противника и произвела торпедную атаку по транспорту и кораблю охранения, выпустив три торпеды с дистанции 4 кабельтова. Фактически были атакованы два германских БО, кторые заметили след торпед и контратаковали подводную лодку, сбросив на нее 33 глубинные бомбы. При уклонении от преследования из-за неправильных действий личного состава была нарушена герметичность цистерны быстрого погружения и ПЛ дважды ударилась о грунт на глубине 45 метров. В результате ударов о грунт была сорвана ГАС "Дракон" и внутрь прочного корпуса ПЛ стала поступать вода. Из-за потери плавучести подводная лодка легла на грунт на глубине 110 метров (предельная глубина погружения ПЛ этого проекта 100 метров). Второй отсек оказался затоплен по верхний ярус коек, вышли из строя все электроприборы в первом и втором отсеках. Двенадцать часов борьбы за живучесть увенчались победой подводников - подводной лодке ночью удалось всплыть с частично затопленным вторым отсеком. ПЛ всплывала кормой почти вертикально (дифферент на нос достигал 86 градусов), был пролит электролит, несколько баков АБ треснуло. Из-за резкого снижения давления в носовых отсеках при всплытии (при БЗЖ создавалось противодавление) часть личного состава получила кессонную болезнь, один из пострадавших краснофлотец Егоров А.Д. умер. Подводная лодка сумела дать ход и через сутки прибыла в базу.
После аварийного ремонта ПЛ "Л-20" под командованием капитана 2 ранга Таммана В.Ф. дважды в декабре 1943г. и феврале 1944г. выходила в боевые походы. В декабрьском походе ПЛ выставила минные заграждения в районе Порсангер-фьорда. 26.12.1943г. получила приказание занять позицию для перехвата линкора "Шарнхорст", ночью 27.12 обнаружила два эсминца противника, но в торпедную атаку выйти не смогла из-за невыгодного курсового угла и большой дистанции. Через несколько дней ПЛ вернулась в базу. В февральском 1944г. походе в район о.Рольвсё для разведки и минных постановок удача от подводников отвернулась окончательно. При зарядке АБ в штормовых условиях ударами волн были повреждены кингстон ЦГБ №1 и кормовые горизонтальные рули, при попытках погружения возникал дифферент до 20 градусов. ПЛ возвращена в базу.
Низкая эффективность боевых действий ПЛ "Л-20", по всей видимости, стала одной из причин того, что командованием Северного флота было принято решение о замене экипажа на тихоокеанский экипаж однотипной ПЛ "Л-19".
 
БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ "Л-20" С ЭКИПАЖЕМ КАПИТАНА 2 РАНГА АЛЕКСЕЕВА Е.Н.
В марте 1944 года экипаж капитана 3 ранга Алексеева Е.Н. принял подводную лодку "Л-20" от экипажа капитана 2 ранга Таммана В.Ф. В течении меяца ПЛ прошла навигационный ремонт, замену АБ и докование, экипаж отработал организационный период.
Первый выход ПЛ в море с новым экипажем на отработку задач боевой подготовки состоялся 9 мая 1944г. В Кольском заливе вблизи острова Торос ПЛ была атакована двумя самолетами противника, при обстреле в надстройку и ограждение рубки попало более 60 осколков снарядов и пуль. Командир подводной лодки Алексеев Е.Н. получил легкие ранения в голову и ногу. Вернувшись в базу, ПЛ прошла аварийный ремонт.
подводная лодка "Л-20", 1943 г.
повреждения ПЛ после обстрела немецким самолетом, 1944 г.
С июня по октябрь 1944 года ПЛ совершила 4 боевых похода. Первые два похода в июне 1944г. обеспечивающим на ПЛ выходил командир 1-го ДнПЛ капитан 1 ранга Августинович М.П. Подводной лодкой в этих походах выставлено 3 минных заграждения (60 мин) в районе острова Рольсё. Походы проходили при сильном противодействии противника, ПЛ несколько раз уклонялась от обнаруженных плавающих мин, была атакована самолетами противника, сбросившем на нее несколько глубинных бомб. Не обошлось без проблем при выполнении минных постановок. 27.06.1944г. первая поставленная мина самопроизвольно взорвалась через 4 минуты после постановки в трех кабельтовых от ПЛ.
В августовском походе 1944г. ПЛ действовала в районе Конгс-фьорда, выставила активное минное заграждение на пути следования обнаруженного в районе м.Маккаур конвоя противника, состоящего из 3 транспортов, 2 СКР и ТЩ. Взрывов мин при проходе корнвоя по выставленному МЗ не зафиксировано. В торпедную атаку ПЛ выйти не смогла из-за большого курсового угла. Через три часа в районе постановки МЗ услышали два взрыва (зарубежных данных об обнаружении МЗ и потерях на нем не нет). ПЛ вернулась в базу.
В конце августа ПЛ прошла навигационный ремонт в ходе которого на нее была установлена антенна ВАН-ПЗ.
В сентябре ПЛ вышла в боевой поход на позицию в районе Сюльте-фьорда. В течении 20 суток подводная лодка находилась в районе боевых действий, обнаружила большую десантную баржу противника, но из-за большой дистанции выйти в торпедную атаку не сумела. Поход был безрезультатным, ПЛ вернулась в базу.
Последний боевой поход в октябре 1944г. ПЛ "Л-20" совершила в район Лоппского моря. В проливе Серё-сунд ПЛ выставила две линии минных заграждений. Постановка мин едва не закончилась трагедией, во время постановки вышло из строя минное устройство правого борта, при попытке подачи мины вручную оборвался подающий трос и 15-я мина застряла в люке. При всплытии в условиях сильного волнения мина выпала из люка, подводная лодка благополучно завершила боевой поход и вернулась в базу.
В ноябре 1944г. ПЛ встала в ремонт и до окончания Великой отечественной войны в море не выходила.
Результаты боевой деятельности ПЛ "Л-20" с экипажем капитана 2 ранга Алексеева Е.Н.: четыре боевых похода, выставлено 6 минных заграждений, поставлено 115 мин. Результативных торпедных атак у экипажа Алексеева Е.Н. не было.
экипаж подводной лодки "Л-20", 1945 г.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ "Л-19" С ЭКИПАЖЕМ КАПИТАНА 3 РАНГА КОНОНЕНКО А.С.
подводная лодка типа "Л" XIII-серии
Кононенко А.С.
О боевых действиях тихоокеанской подводной лодки "Л-19" под командованием капитана 3 ранга Кононенко А.С. в августе 1945 года сведений не так уж много. Вместе с подводной лодкой "Л-12" она несколько суток действовала у японских берегов с задачей уничтожения кораблей и судов противника. Действия подводных лодок были успешными, особенно отличилась "Л-19", в результате торпедных атак и использования артиллерии 22 августа были потоплены два японских судна общим тоннажем 3444 тонны: вспомогательная канонерская лодка "Шинкё-Мару №2" (Shinko Maru №2) - мобилизованный в 1941 году в состав флота грузовой пароход "Шинкё-Мару" тоннажем 2557 брт и каботажный грузовой пароход "Тайтё-Мару" (Taito Maru) в 887 брт. Эти суда использовались для эвакуации войск и гражданского населения с острова Сахалин на острова Японии. В результате двух атак на судах противника погибли 1333 человека. Учитывая погибших на борту судна, потопленного подводной лодкой «Л-12», всего в этот день у побережья Хоккайдо от действий советских подводников погибли (по японским данным) 1708 человек. "Л-19" самая результативная подводная лодка в короткой советско-японской войне.
Подводная лодка "Л-19" из боевого похода не вернулась, на переходе из района боевых действий в залив Анива 25 августа 1945 года она погибла. Возможными причинами гибели "Л-19" могут быть подрыв на минах при форсировании японских минных заграждений в проиве Лаперуза, атака неизвестной подводной лодки (японской или американской) на маршруте перехода в залив Анива, столкновение ПЛ в тумане с японским судном на подходах к проливу Лаперуза. Однозначно причину гибели ПЛ сегодня назвать невозможно.
Две подводные лодки "Л-19" (ТОФ) и "Л-20" (СФ) и три экипажа этих подводных лодок капитанов 2 ранга Таммана В.Ф и Алексеева Е.Н., и капитана 3 ранга Кононенко А.С. внесли значительный вклад в Победу нашего народа Великой отечественной и советско-японской войнах. Подводники до конца выполнили свой долг перед Родиной, но цена Победы была высокой - подводная лодка "Л-19" не вернулась из боевого похода, подводники экипажа Кононенко А.С. навечно ушли в глубины морские. Вечная память подводникам, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины.

Немає коментарів: