Подводная лодка "Щ-304" ("Комсомолец")
Подводная лодка "Комсомолец" была спущена на воду 2 мая 1931 года, а 15 августа 1934 года вошла в состав Морских сил Балтийского моря. 15 сентября 1934 года подводная лодка получила наименование "Щ-304". В предвоенные годы на ней в различных должностях проходили службу М. И. Гаджиев, Е. Я. Осипов, В. Г. Стариков, И. И. Фисанович, ставшие в годы Великой Отечественной войны Героями Советского Союза
.Подводная лодка "Щ-304" ("Комсомолец")
Начало войны подводная лодка встретила в Ленинграде, проходя капитальный ремонт и модернизацию. 23 октября 1941 года "Щ-304" под командованием капитана 3 ранга Я. П. Афанасьева (военный комиссар старший политрук В. С. Быко-Янко) вышла в первый боевой поход.
Успешно преодолев четыре линии минных заграждений, "Комсомолец" занял позицию. Начался поиск вражеских транспортов и конвоев. Уже 15 июня вахтенный офицер обнаружил в перископ шедший в Таллин в охранении пяти сторожевых катеров крупнотоннажный транспорт противника водоизмещением более десяти тысяч тонн.9 июня 1942 года "Щ-304" вместе с подводной лодкой "Щ-317" покинула Кронштадт и направилась на боевые позиции. Обстановка в те дни в Финском заливе была очень тяжелой. Опасаясь действий советских подводных лодок, гитлеровцы создали мощные противолодочные рубежи. Были выставлены десятки тысяч мин заграждения, сотни километров противолодочных сетей. Поверхность моря бороздили вражеские корабли.
Уверенные в непреодолимости своего противолодочного рубежа, гитлеровцы не предполагали о наличии в районе советской подводной лодки и беспечно следовали прямым курсом. Для такого опытного командира-подводника, каким был Я. П. Афанасьев, атака сложности не представила. Умело прорвав кольцо кораблей охранения, "Щ-304" произвела двухторпедный залп. Вскоре последовал взрыв. В поднятый после атаки перископ было видно, как катера охранения вылавливали из воды команду потопленного парохода.
На следующий день лодкой был обнаружен еще один транспорт, который, однако, сумел уклониться от выпущенных по нему торпед.
Почти -две недели подводная лодка подвергалась атакам противника, 14 раз она преследовалась противолодочными кораблями, сбросившими на нее 41 серию глубинных бомб. За время похода "Комсомольцу" пришлось преодолеть 22 линии вражеских мин и выдержать взрывы более 200 глубинных бомб.
Не имея возможности всплыть на поверхность для зарядки аккумуляторных батарей и проветривания помещений, подводники по нескольку суток подряд оставались без горячей пищи и испытывали кислородное голодание.
19 июня "Щ-304" все-таки удалось всплыть на поверхность, но вскоре она была вновь атакована кораблями дозора. При производстве срочного погружения подводная лодка сильно ударилась носом о грунт. От сотрясения ослабели заклепки. В первый отсек каждый час поступало более тонны забортной воды. Откачка ее затруднялась из-за недостатка электроэнергии. Находясь в полузатопленном помещении, коммунисты Литвинюк и Семенов под руководством старшего лейтенанта В. Виноградова около шести часов подряд вели самоотверженную борьбу за живучесть корабля и успешно ликвидировали повреждения.
Корабль был спасен, но на этом тяжелые испытания мужественного экипажа не закончились. Через день "Комсомолец" опять подвергся жестокой бомбежке, но сумел уйти от преследования. 22 и 23 июня противник еще пять раз загонял лодку на глубину, не дав ей закончить зарядку.
Видя тяжелое положение "Щ-304", командование флота приказало ей возвратиться в базу, и после 664 часов пребывания на позиции, из которых 606 часов было проведено в подводном положении, подводная лодка с нарушенной дифферентовкой стала форсировать противолодочный рубеж в обратном направлении. Наконец, 30 июня она была встречена кораблями эскорта и благополучно приведена в базу. А по разведанному "Щ-304" маршруту одна за другой направились в открытое море другие подводные лодки Краснознаменного Балтийского флота.
Мужество, героизм и высокое воинское мастерство экипажа "Комсомольца" в этом походе были высоко оценены Советским правительством.
29 октября 1942 года "Комсомолец" в составе третьего эшелона вышел в очередной поход. С этого дня его никто больше не видел. Донесений от командира не поступало. Что случилось с подводной лодкой, где и как принял смерть ее мужественный экипаж - глубины моря хранят эту тайну по сей день.
Водоизмещение надводное 578 т, подводное - 705 т; длина 57 м, ширина 6,4 м, осадка 3,82 м; мощность дизелей 1370 л. с., электродвигателей - 800 л. с.; скорость хода максимальная надводная 12,5 уз, подводная - 8,5 уз; дальность плавания надводная 6000 миль при скорости 6,3 уз, подводная - 123 мили при скорости 2,8 уз; автономность надводная 20 суток, подводная - 72 часа; глубина погружения предельная 90 м, рабочая-75 м. Вооружение торпедное: 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата, запас торпед - 4; артиллерийское: 145-мм (первоначально 137-мм) орудие и 1 7,62-мм пулемет. Экипаж 38 человек.
Немає коментарів:
Дописати коментар