| версия для печати |
Сливы как пища для ума
Вот, наконец, прорвало. Всплыла суть событий.
Вне зависимости от исхода антилужковской кампании, очевидны три признака отсутствия.
Во-первых, отсутствует Вертикаль. Если б присутствовала, сегодня президент подписывает указ, а завтра Юрий Михайлович с супругой пакуют в коробки из-под ксерокса скромный семейный скарб и убывают в Лондон. Потому что в Норильск все билеты уже раскуплены их менее статусными сотрудниками.
Во-вторых, нет единства. «Пока мы едины, мы непобедимы» — это хорошо для «Наших». А Путин, Медведев и Лужков не просто члены «Единой России», но ее большие начальники. И вот, на тебе. Партия сидит в будке, таращит умные глазенки и ждет, пока хозяева разберутся.
В-третьих, нет более сказки о телевидении как источнике более-менее объективной информации. Впрочем, вряд ли это новость. Нажали на педаль – оно и потекло. Раньше можно было хотя бы делать умный вид (благо по телевизору не пахнет), но сейчас бьет уже не только в нос, но и по глазам. И по ушам тоже.
В сухом остатке от бурных потоков имеем следующее.
Президент Медведев и его администрация давно готовили аппаратную почву для смещения мэра. Тому масса прямых и косвенных свидетельств, включая высказывания Медведева на встрече с главными редакторами, где он сочно поименовал Лужкова «чудилой» на всем известную букву. То есть Лужкову давно «предъявили» по всем правилам закулисной игры. Но он, взвесив свои аппаратные, финансовые и политические ресурсы, вопреки правилам «отклонил». Конечно, не с бухты-барахты, а предварительно прозондировав почву, где надо. А где надо зондировать почву, чтобы противостоять нажиму из Кремля? Будь я, скажем, Прохановым, ответ был бы ясен: в Вашингтонском обкоме. Поскольку я не Проханов, остается предположить, что речь идет о В.В. Путине.
Свидетельством такого разворота событий стал гневный окрик из Кремля о попытке «вбить клин» (неужели осиновый?) в тандем. Попытка, безусловно, была, и это лишнее подтверждение, что в тандеме не все так гладко, как нам рисуют. Г-н Лужков более чем тертый калач, прекрасно понимает разницу между сказками для электората и реальным соотношением политических интересов; знает, где искать защиты против слишком резвого президента.
Собственно, первые скандальные брызги вылетели на поверхность, когда верный член лужковской команды г-н Митволь внезапно проникся чадолюбием и попросил штаб «Наших» освободить здание московского детсада. Мол, подросли, детки — пора и в люди. А на ваше место добрые москвичи приведут новых младенчиков. «Наши», известно, опираются на поддержку зам. главы кремлевской Администрации г-на Суркова. Они в ответ столь же внезапно озаботились нравственностью столичных жителей и немедленно обнаружили на территории, подведомственной г-ну Митволю, 30 нелегальных борделей. Понимай так, что до той поры переростки замечали только легальные.
Ничего не поделаешь – таков язык делового общения элитных групп путинской России. Напоминает советский эпос о конфликте между аппаратом обкома партии и патриархией:
– Если не дадите монахов на первомайскую демонстрацию, хрен мы вам дадим пионеров для церковного хора!
– А если вы не дадите пионеров для церковного хора, хрен мы вам дадим молоденьких монашек для выездной учебы партхозактива!
– Ну, если не дадите монашек для выездной учебы, то ваш Владыка точно положит партбилет на стол. Так и передайте!
Товарищеская стычка между однопартийцами на среднем уровне не привела к миру. Дело поднялось на недосягаемую высоту.
Коль скоро казенное телевидение пошло на прямой плагиат из доклада Немцова и Милова, ясно, что по-хорошему договориться не удалось. Слив, кстати, был так себе. Честно сказать, совсем халтурный получился слив. С. Доренко в свое время действовал куда изобретательней. Запустили картинку недостроенных домов и под нее занудно излагали немцовские тезисы о семейном бизнесе Е. Батуриной. Легко представить себе на фоне этой же картинки прямо противоположный текст: «Растет и хорошеет древняя столица нашего встающего с колен государства под эффективным руководством деловитого московского мэра. Не зря москвичи дружно приветствовали…». Ну и т.д.
Деградация, однако.
Но нас другое занимает. Если бы у Кремля было достаточно влияния, чтобы самостоятельно отправить Лужкова в отставку, мы бы не увидели этих телешедевров. Раз мы их увидели, значит, у Лужкова есть тылы. Где он мог их нащупать, понятно. При этом на кону не только столичный Клондайк с годовым бюджетом порядка 100 млрд долларов, но и 7,5 миллионов московских избирателей, голос которых сыграет существенную роль в определении расклада 2012 года. Логика Медведева понятна: у него не так уж много ресурсов перед тем судьбоносным моментом, когда они вдвоем с Путиным «сядут и все решат». Международная поддержка, да еще довольно зыбкая надежда на новых губернаторов, которых он старательно расставлял по местам в последние год-полтора.
Теоретически еще есть электорат. Но здесь я вынужден разочаровать либеральную общественность. Тезис о том, что «средний класс» есть опора демократии, справедлив лишь отчасти. Скажем, в Веймарской Германии «средний класс» послужил отличной опорой совсем другой системе ценностей. Не хочу ничего плохого сказать про москвичей, но по мере роста благосостояния они продемонстрировали если уж не совсем веймарские замашки, то уж точно и не демократические. Правильнее всего их было бы назвать пофигистскими. Что очень на руку нынешней власти. При самодовольной сытости избирателей («горите вы все огнем, а мое умное дело — сторона») официальные итоги выборов в Москве напрямую зависят от наглости административного ресурса. Несложный статистический анализ показывает, что на прошлогодних выборах в Мосгордуму при реальной явке порядка 22-25 процентов, она была натянута до уровня 35,6% за счет приписок. Естественно, треть от 35,6% бюллетеней, добавленных административным ресурсом, была не пустой, а с отметкой в графе «Единая Россия». Что эквивалентно приписке примерно 20 процентов к итоговому результату. Дело, напомню, кончилось скандалом в Госдуме, что вынудило президента Медведева признать «не стерильность» выборов.
Допустим, сказано мягко. Но суть в другом: в 2012 году Москва выдаст «на гора» тот результат, который будет интересен городским властям. Медведеву хотелось бы, чтобы интерес городских властей совпадал с его, медведевским. А Путину?
На Лужкове команда президента вскрыла карты. И споткнулась. Теперь без помощи Путина не обойтись. Если Лужков усидит, то электоральной поддержки в Москве Медведеву не видать. И, что еще важней, это станет сигналом бюрократическому аппарату всея Руси Великой: президент «у себя в дому не хозяин» — по удачному выражению Иоанна Васильевича Грозного. То есть не видать ему поддержки административного ресурса и в большинстве прочих регионов. Администрация всегда ложится под сильного. Для Медведева такой вариант называется «бери шинель, пошли домой».
Совсем другая ситуация у Путина. Над ним не каплет. Оказав сдержанную поддержку партнеру по тандему через аналогичные сливы по Первому и Второму каналам (не секрет, что НТВ зависит от «Газпром Медиа» и потому является самым пропрезидентским телевидением), Путин вовсе не подписывался под обязательством дожать мэра до конца. Лужков находится в ситуации крайней необходимости. Обращаясь к Путину с просьбой о защите («вбивая клин»), он вынужден гарантировать тому и лояльное голосование москвичей, и вообще все, что только во власти Великого князя Московского. Включая явку за сто процентов – если потребуется. Так что сохранение мэра в прежней позиции Путина ничуть не ослабляет. Наоборот, усиливает.
С другой стороны, ему совсем не помешает и смена мэра. При таком повороте в крайней необходимости находится уже Медведев. Соответственно, он будет вынужден принять любую кандидатуру, которую выберет премьер-министр. Сохранение статус-кво равносильно потере лица. Премьер же, натурально, выберет такую кандидатуру, которая обеспечит нужное голосование в Москве именно ему.
Иными словами, В.В. Путин, по славной китайской традиции, занимает позицию мудрой обезьяны, наблюдающей за схваткой двух тигров в долине. Ничто не помешает ему, выдержав надлежащую паузу, с достоинством вынести верховный вердикт. Либо надев белый фрак примирителя – мол, Юрий Михайлович, конечно, допустил целый ряд серьезных ошибок, на которые ему было справедливо указано, но, учитывая его долгий беззаветный труд, выдающийся вклад… и т.д. Либо в том же белом фраке выступив с предложением заменить оскандалившегося старика Батурина на нужную Путину кандидатуру. И поди поспорь.
Случайно так сложилось или умные люди в Администрации, затевая бурную московскую сагу, примерно такой итог для своего шефа и планировали? Кто ж знает.
Дело в том, что Вертикали в том виде, в котором ее презентируют истосковавшемуся по сильной руке народонаселению, действительно нет. Зато византийства, умело маскирующего отсутствие искомой Вертикали, в изобилии. Виртуозы разводок. Если бы они хоть долю энергии, брошенной на подковерную борьбу за места на галерах, тратили на решение экономических и социальных проблем! Или хотя бы на борьбу с террором.
Но тогда это была бы другая демократия. Не суверенная, а нормальная.
Единственное, что могут вынести очумевшие от когнитивного диссонанса избиратели из этой дивной истории – запах. И еще смутное ощущение, что они в этой игре, в этой политике и в этом государстве явно лишние. Но когда еще эта неясная догадка доползет от спинного мозга нации до головного, имеющего форму телевизора – бог весть.
Впрочем, именно благодаря таким тихим открытиям чудным прозрение в России все равно рано или поздно и наступает.
Ежедневный журнал
Немає коментарів:
Дописати коментар