пʼятниця, вересня 24, 2010

Непотопляемые...

Функционеров КПСС приравняли к «демократическим» чиновникам

Указом Медведева они стали госпенсионерами
«Руководящую и направляющую» роль Коммунистической партии Советского Союза вновь признали на государственном уровне. По крайней мере, в том, что касается государственных пенсионеров федерального значения – тех, что раньше назывались «персональными». Теперь стаж работы в органах КПСС будет приравниваться к стажу работы в государственных органах. Соответствующие поправки в пенсионное законодательство введены 20 сентября указом Дмитрия Медведева.

Отметим, что этот документ – указ «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» - определяет обширный список должностей в государственных органах Российской Федерации и СССР, стаж работы на которой зачитывается как выслуга при определении размера государственной пенсии. В числе прочих должностей упоминаются следующие:
«Должности в ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления, занимаемые до 14 марта 1990 г. (дня введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона) СССР), за исключением должностей в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях».
Иными словами, партийная номенклатура – учтём, что практически все её представители достигли или в ближайшее время достигнут пенсионного уровня – реабилитирована до конца. Решение Медведева – это красивая точка, завершившая «войну с привилегиями» конца 1980-х годов, которая, среди прочего, помогла взобраться на вершину российской власти Борису Ельцину.
Большинство экспертов уверены, что президентский указ лишь фиксирует уже сложившееся положение дел. «Думаю, включить в стаж работы в госорганах партийную работу в советское время – это вполне справедливо, - полагает Виктор Илюхин, заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству. В своё время ещё Ельцин пошел на подобное послабление – тогда по отдельным договорённостям стаж секретарей обкомов и тому подобных руководящих работников стал зачитываться пенсионерам как стаж госработы. Но это было ещё без всякого документального оформления».
Кроме того, отмечает в интервью «СП» Илюхин, теперь партстаж зачитывается и у бывших инструкторов, и у тех, кто работал в исполкомах – раньше это не всегда включалось в стаж на государственной службе. И это вполне правильно, полагает депутат: «Дело в том, что КПСС – это не в полном смысле слова партия, это был важнейший орган государства, неотделимый от советской системы в целом. Числясь партийными работниками, люди так же, как и госслужащие, занимались социальной сферой, строительством, хозяйственными работами и экономикой в целом. Так что по сути они действительно являлись государственными служащими».
В то же время, нельзя не отметить своеобразный символизм этого решения. Если привилегии номенклатуре КПСС и её статус «руководящей и направляющей силы общества», зафиксированный в 6 статье «брежневской» Конституции, двадцать лет назад обладали столь сильным протестным потенциалом, возможно ли обострение нынешней весьма неспокойной ситуации после опубликования президентского указа?
«Не думаю, что у темы привилегий сейчас может быть серьезный протестный потенциал, - рассуждает Александр Ослон, гендиректор Фонда «Общественное мнение». - Дело в том, что в советские времена привилегии были чем-то куда более экстраординарным, чем сейчас. Это был, по сути единственный «белый» способ доступа к дефицитным, престижным товарам и услугам, к поездкам за границу, к западной культуре. То есть способы получить всё это, не будучи чиновником – существовали, но они были полулегальными или вовсе воровскими. Других простых механизмов не было.
А сейчас существует огромное количество путей получения всех этих благ – просто за деньги».
Когда купить можно всё, совершенно безразлично и даже невозможно понять, откуда человек берет деньги – зарабатывает, тратит накопленное или получает в качестве персональной пенсии, полагает Ослон. По его словам, «между получением денег и их потреблением – такая каша, что никто в этом не разбирается, поэтому проблема привилегий совершенно не воспринимается как острая».


Между тем, сама форма принятия решения – президентский указ – в принципе, не является особенно типичной для Дмитрия Медведева. И он, и его предшественник Владимир Путин предпочитают с помощью лояльного им парламента принимать законы и поправки к законам; к форме же президентского указа прибегают, как правило, тогда, когда решение нужно принять срочно.
Зачем, в таком случае, понадобилась такая срочность? Возможно, дело в том, что за последние месяцы в отставку ушло множество – целое поколение – чиновников ещё советской закалки на региональном уровне. Помимо первых лиц регионов – Ментимера Шаймиева, Егора Строева, Эдуарда Росселя и им подобных – которым прибавка к персональным пенсиям не играет большой роли – существуют ещё и их команды, также во многом состоящие из людей предпенсионного и пенсионного возраста. Их ротация и возможное недовольство – а речь идет о сотнях человек – возможно, и стала причиной появления такого указа.
Тем более, что в ближайшее время Медведев может начать перетряску московской власти – и подсластить пилюлю множеству мелких и средних столичных чиновников старшего поколения будет явно не лишним. В аппаратах некоторых департаментов и префектур людей с советским стажем партийной работы все еще довольно много.

Немає коментарів: