ТАЙНА КРЕЙСЕРА «ИНДИАНАПОЛИС»
Виталий Гузанов«Это самая важная тайна, сохранение которой в течение всей второй мировой войны являлось предметом наибольших забот».
Адмирал флота США Уильям Д. Леги
Адмирал флота США Уильям Д. Леги
Говорит ли читателю что-либо название острова Тиниан? Его невозможно найти в обычном Атласе мира, не удостоился он и чести попасть в Географический энциклопедический словарь. А между тем остров Тиниан в годы второй мировой войны сыграл немаловажную роль в судьбе Японии. С этого острова поднимались в воздух «Б–29», на борту которых находились атомные бомбы.
1.
В токийской тюрьме Сугамо, где содержались после капитуляции Японии военные преступники, в один из декабрьских дней 1945 года распахнулись двери камеры перед капитаном 3 ранга Мотицура Хасимото. Открылись не для того, чтобы узник обрел свободу... Нет, конечно. Два американца с нашивками сержантов, отрывисто скомандовали: «На выход! Быстро, быстро!»
За воротами тюрьмы они бесцеремонно втолкнули Хасимото в джип, который сразу же набрал скорость. Оглядываясь по сторонам, Хасимото пытался определить, куда его везут. На сносном английском он поинтересовался у конвоиров, но они сделали вид, что не поняли его. Никаких объяснений, никаких ответов на вопросы. В какой-то момент Хасимото подумал, что его везут в Иокогаму, где в те дни шел судебный процесс над офицерами и генералами императорской армии и флота. Но джип, покинув разрушенные кварталы столицы, доставил узника по узкой извилистой дороге на военный аэродром Ацуги, находившийся в нескольких километрах от Токио.В транспортном самолете, куда Хасимото препроводили и сдали под расписку пилотам, с ним тоже никто не обмолвился и словом. Только на Гавайях, где машина приземлилась на дозаправку, из случайно услышанного разговора Хасимото смог узнать, что его этапируют в Вашингтон по решению военного трибунала, который слушает дело бывшего командира тяжелого крейсера «Индианаполис», и что ему отведена роль главного свидетеля на процессе.
2.
Милях в двадцати от Сан-Франциско находится остров Map. С весны 1945 года, на здешней судоверфи ремонтировался тяжелый крейсер «Индианаполис», которым командовал Чарльз Батлер Маквей. Этот доблестный моряк участвовал во многих значительных операциях и сражениях на море. Например, у острова Мидуэй, в заливе Лейте, при захвате островов Гуам, Сайпан и Тиниан. В бою за Окинаву находившийся под его командованием крейсер «Индианаполис» подвергся атакам камикадзэ. Один смертник спикировал прямо на палубу. Команде удалось потушить возникший после взрыва пожар и спасти крейсер, однако дальше участвовать в операции «Индианаполис» не мог. Крейсер ушел в Сан-Франциско для ремонта.
Спустя два месяца, когда кpeйcep уже вышел из дока, корабль посетили генерал Лесли Гровс, руководитель «Манхэттенского проекта», и контр-адмирал Уильям Парнелл. В каюте командира «Индианаполиса» они рассказали Маквею о цели своего визита: корабль должен принять специальный груз и доставить его... Куда — не сказали. Передали Маквею секретный пакет от начальника штаба при Верховном главнокомандующем Вооруженными Силами США адмирала Уильяма Д. Леги. В верхнем углу пакета было два красных штампа: «Совершенно секретно» и «Вскрыть в море». Главное, что уяснил Маквей: специальный груз дороже крейсера и даже жизни его экипажа, поэтому за ним — глаз да глаз.В наши дни трудно найти очевидцев упомянутых событий, свидетельствовать могут только архивные документы, даже в мемуарах американских адмиралов полным-полно расхождений и неточностей. Лишь одно не вызывает сомнений: в июле 1945 года тяжелому крейсepy «Индианаполис» было приказано взять на борт компоненты атомных бомб и доставить этот груз на остров Тиниан, входящий в Марианский архипелаг. По одним сведениям, «начинок» было для двух бомб, по другим — для трех. По каким-то причинам ящики не могли находиться вместе, их разделили, разместив в разных помещениях корабля. В командирском салоне — металлический цилиндр, в котором содержалось около или более ста килограммов урана, в самолетном ангаре «Индианаполиса» — детонаторы бомб. Каждый причастный к этому делу получил кодовое имя. Например, генерал Лесли Гровс, представлялся Релиф, другой пассажир — капитан 1 ранга Уильям Пэрсонс, участвовавший в создании бомбы, именовался Юджа. Сама операция по доставке специального груза на остров Тиниан называлась «Бронкс Шипментс».3.
Ровно в 8 часов утра 16 июля 1945 года крейсер снялся с якоря, миновал бухту Золотой Рог и взял курс в открытый океан, а спустя 10 дней приблизился к острову Тиниан. Была лунная ночь. Волны бились о борт, пенились, рассыпали причудливые брызги и с шипением уносились к белевшему вдали песчаному берегу. Близко к берегу подходить было нельзя, пришлось отдать якорь в пяти кабельтовых от причальной стенки. С рассветом к «Индианаполису» подошла самоходная баржа с представителями командования островного гарнизона. Ветер уже ослабел, и волны стали значительно меньше, но еще перекатывались в порт через мол.
На палубе толпились армейские, авиационные и флотские офицеры, переговариваясь вполголоса. Капитан Маквей заметил, что Юджа (Уильям Пэрсонс) чувствовал себя среди них как в своей тарелке, подойдя поближе, он расслышал кем-то брошенную фразу: «Груз ждут специалисты в Пещере адмирала Какута. Это имя кое о чем говорило командиру крейсера. Ровно год назад «Индианаполис» поддерживал артиллерийским огнем штурмовые отряды, высадившиеся на Тиниан. Руководил обороной острова контр-адмирал Какудзи Какута, командующий военно-воздушными силами Марианских островов. Захваченный десантниками японский солдат рассказал, что командный пункт адмирала Какута находится в хорошо замаскированной пещере на окраине города Тиниан. Военнопленный вызвался проводить морских пехотинцев. В спешке при попытке войти в пещеру двое десантников подорвались на минах. Тогда было принято решение взорвать вход в пещеру и замуровать ее защитников. После взрыва в окутанной клубами едкого дыма пещере некоторое время раздавались одиночные выстрелы, затем все стихло. Видимо, контр-адмирал Какута погиб вместе со своей командой. На следующий день гарнизон острова Тиниан прекратил сопротивление...Этот эпизод запомнился Чарльзу Маквею. Теперь же он без труда смог догадаться, что в пещере будут собирать новое оружие. Надо полагать, оно ускорит темпы борьбы с Японией.
Тем временем матросы боцманской команды закончили работу, перенесли тщательно упакованные ящики на баржу, на которой уже застучали дизели, все говорило о том, что самоходка вот-вот увезет островное начальство и многочисленную охрану из офицеров. С изысканной вежливостью притронувшись к козырьку фуражки, капитан 1 ранга Пэрсонс поблагодарил капитана Маквея за доставку специального груза, а когда баржа отходила от борта, крикнул: «Желаю удачи, сэр!»«Индианаполис» еще пару часов оставался на открытом рейде острова Тиниан в ожидании дальнейших указаний из штаба главкома Тихоокеанским флотом. Ближе к полудню пришла шифрограмма: «Следовать на Гуам». Это не так далеко. От Гуама начинается судоходная линия до Лейте, по которой ходят конвойные и эскортные корабли американцев. И, разумеется, эта акватория была излюбленным районом охоты японских подводников. Маквей рассчитывал, что на Гуаме его крейсер задержится и ему удастся провести ряд тренировок и учений экипажа, который нуждался в боевой «обкатке»: команда на треть состояла из новичков. Но надежды на стоянку на Гуаме не оправдались. «Индианаполису» приказали немедленно выйти в море.
4.
5.
«I–58» покинула Курэ 18 июля 1945 года, имея на борту шесть человеко-торпед «Кайтэн». Правда, две пришлось послать (одну за другой) на вражеский танкер-нефтевоз. Судно потонуло сразу же. Хасимото сообщил своей команде, что почин сделан: «Всех благодарю!» В этих же водах командир лодки рассчитывал встретить большой конвой, но 29 июля в 23 часа акустики обнаружили одиночную цель. Хасимото приказал всплыть в надводное положение. Сам на мостик не поднялся, доверив наблюдение за горизонтом штурману и сигнальщику.
Когда взрыв потряс крейсер «Индианаполис», Маквей воскликнул: «Боже! В нас снова врезался камикадзэ!» На этот раз Чарльз Маквей ошибался. В этом районе японские самолеты уже не были хозяевами неба, крейсер могла подстеречь и торпедировать только подводная лодка.
...Люди барахтались в воде, отчаянно размахивали руками. Захлебываясь и задыхаясь, корчась в страшных судорогах, они встречали свою смерть... Кто-то выхватил капитана Маквея из воды и швырнул вовнутрь плотика к ногам тесно прижавшихся друг к другу, обезумевших матросов-первогодков. Чарльз Маквей так и не узнал подчиненного, которому был обязан своим спасением. Только на седьмые сутки их сняли с плотика. Седьмые сутки — это 6 августа 1945 года. В тот день над океаном, над местом гибели «Индианаполиса», пролетел бомбардировщик «В–29» («Энола Гей»), несший на своем борту атомную смерть, ласково называвшуюся «Малыш» и предназначенную для японского города Хиросима.Плотики все еще покачивались на мертвой океанской зыби. Страдальцы взывали о помощи. Из экипажа «Индианаполиса» погибло 883 человека, причем половина из них ушла в пучину моря вместе с кораблем, а остальные не вынесли жажды и скончались, не дождавшись помощи.
6.
«Крейсер «Индианаполис» (США).
Потоплен человекоуправляемыми торпедами».
В другом источнике:
«Подводная лодка «I–58» потопила человеко-торпедами американский крейсер «Индианаполис».
В Вашингтоне считали, что чрезвычайно важным свидетелем в деле прояснения тайны гибели крейсера может стать бывший командир «I–58» военнопленный Мотицура Хасимото. Родственники погибших на крейсере моряков требовали сурово наказать капитана Чарльза Б. Маквея как главного виновника произошедшей трагедии, а военнопленного японца Хасимото перевести в разряд военных преступников.
7.
Освободившись из лагеря, бывший подводник стал капитаном торгового флота, ходил на судне почти тем же маршрутом, что и на субмаринах «I–24», «PO–31», «I–158», «РО–44», «I–58»: Южно-Китайское море, Филиппины, Марианские и Каролинские острова, случалось заходить на Гавайи и в Сан-Франциско...
Уйдя по выслуге лет на пенсию, Мотицура Хасимото принял монашество в одном из храмов в Киото, а затем написал книгу «Потопленные», в которой продолжал придерживаться версии, что против «Индианаполиса» он применил обычные торпеды.Мотицура Хасимото скончался в возрасте 59 лет, в один год (1968) с Чарльзом Б. Маквеем. Так, по-видимому, было угодно судьбе.
* * *
Интересно, как сложился бы дальнейший ход войны на Тихом океане, если бы роковая встреча крейсера «Индианаполис» и субмарины «I–58» состоялась на три дня раньше, на подходах к Тиниану, когда капитан Маквей еще не освободился от своего секретного груза?
Немає коментарів:
Дописати коментар