С него начинались «донецкие»...
Сообщение о задержании в Греции гражданина Вячеслава Сименко, входившего в состав группы, организовавшей 15 октября 1995 года взрыв на стадионе «Шахтер», заставило вспомнить не только об исполнителях этого теракта, но и о его жертвах. Точнее, жертве номер один – Александре (Ахате) Брагине.
Справедливости ради скажем, что имя Ахатя Хафисовича Брагина, часто именуемого Александром Сергеевичем, в Донецке никогда не забывали. Его помнят как первого президента ФК «Шахтер», протянувшего руку немалой финансовой помощи футбольной команде, находившейся в середине 90-х годов на грани финансового кризиса. Его именем назван международный юношеский турнир по футболу и областная ассоциация любителей голубей.Но мало кто сегодня помнит, с чего все начиналось.
Одно из первых упоминаний об отце-основателе зарождающейся империи Александра Брагина появилось приблизительно в марте 1994 года, когда в селе Пески возле дачных поселков на генерального директора фирмы «Люкс» Ахатя Хафисовича Брагина было совершено первое (описанное в газетах) нападение. Машина Брагина была обстреляна неизвестными автоматчиками, сам он получил легкие ранения. После первого «звонка» Брагин перебрался жить в свой офис, расположенный в донецком Ботаническом саду. Его резиденцией стала бывшая гостиница Минуглепрома «Люкс», которую в 1989 году приобрело одноименное АОЗТ. Территория фирмы тщательно охранялась, сам Брагин передвигался по городу исключительно в сопровождении надежной охраны и на бронированном «Мерседесе». Жена и дети генерального директора практически безвылазно жили на территории «Люкса».
Городская милиция, заподозрив, что покушение на бизнесмена может быть эпизодом в криминальных разборках, начала присматриваться к «недостреленному». Между тем, охота велась не только за Брагиным, но и за его окружением. 30 ноября 1994 года, почти в самом центре города, на бульваре Шахтостроителей произошло настоящее сражение: взрывались начиненные взрывчаткой машины, по одной машине стреляли из гранатомета. Группа автоматчиков вела шквальный огонь трассирующими пулями. От шальной пули погиб Александр Гайдуков, случайный прохожий, но тот, на кого была устроена вся эта охота, остался жив.
«Донецкие новости», в то время финансируемые «Люксом», написали, что целью киллеров была «ликвидация директора одной из известнейших в городе структур». Александр Кучинский в своей книге «Преступники и преступления» утверждает, что в тот день был ранен заместитель Брагина Ренат. Просто Ренат, без фамилии. Впоследствии, директор «Люкса» оказал материальную помощь семье случайно погибшего. Как писали «ДН», сумма помощи была в десятки раз больше, чем выделили городские власти. Кстати, «ДН» тоже подтвердили, что охота на бульваре Шахтостроителей велась именно за Ренатом, тоже через «Е», и тоже без указания фамилии.
После этого в обстановке полной секретности была подготовлена милицейская операция по обыску «Люкса». Ничего компрометирующего или указывающего на причастность А. Брагина к преступному миру найдено не было. Говорят, что однажды Брагин признался, что знал о готовящемся обыске.
Брагин несколько позже подал в Донецкую областную прокуратуру заявление с просьбой дать правовую оценку обыска в его фирме. «Люкс» организовал пресс-конференцию для журналистов, которую местная пресса фактически проигнорировала. Версию Брагина пришли выслушать только 4 журналиста. Две газеты отделались «информухами», «Весть» написала подробный отчет, а «Донецкие новости», издаваемые самим Брагиным, подготовили спецвыпуск, разоблачающий милицейский произвол.
Кстати, именно в этом спецвыпуске впервые публично упоминалось имя Алика Грека. Буквально через несколько дней после этого (спецвыпуск вышел 12 декабря 1994 года) - 15 декабря - донецкая газета «Город» напечатала интервью тогдашнего начальника УМВД г. Донецка Аркадия Болдовского. Интервью называлось «Мафиозные разборки: милиция разбирается». В нем главный милицейский чин города заявил, что в Донецке действует несколько мафиозных кланов, самый могущественный из которых возглавляет человек по кличке Алик Грек.
В своих последующих интервью Болдовский заявлял, что никогда не называл настоящего имени этого загадочного Грека. Брагин сам обозначил себя таковым. Генеральный директор фирмы «Люкс» Александр Сергеевич Брагин написал в редакцию «Города» письмо, в котором заявил, что его не заслуженно записали в мафиози, оскорбив тем самым честь и достоинство. Бизнесмен утверждал, что такие заявления наносят удар его деловой репутации. Люксовские «Донецкие новости» комментировали наезд Болдовского и «Города» следующим образом: «Взволнованный город перешептывался, ожидая очередного запланированного спектакля, а следующий номер газеты «Город» вышел с опубликованным письмом директора крупной и солидной фирмы А.С. Брагина, известного многим по оставшемуся прозвищу «Алик Грек».
Исходя из этого, Брагин обратился с гражданским иском в суд, требуя защиты своей чести и достоинства в форме публичного извинения от оскорбившей его газеты «Город». Дело Брагина принял к производству председатель Ворошиловского суда Виктор Ивашура. Опытный юрист вынес решение: обязать А.А. Болдовского принести Ахатию Хафизовичу Брагину публичные извинения, а газете «Город» напечатать опровержение на той же странице, на которой было напечатано интервью.
Выиграв судебный процесс, Александр Брагин признал таким образом, что он действительно некогда звался Аликом Греком. Но само по себе это не преступление. Доказательств того, что этот самый Грек и лидер мафиозной группировки одно и тоже лицо не было. Кстати, президиум областного суда направил дело о защите чести и достоинства Брагина на пересмотр.
Сам Аркадий Болдовский дал пояснение, что кличку Алик Грек он назвал потому, что корреспондент «Города» настойчиво просил его назвать «самого–самого крутого» в Донецке: «Я и употребил кличку Алик Грек, как одну из самых распространенных в области. Ее носят в области по нашим, далеко не полным данным, 27 человек, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, среди них даже одна женщина». Более того, милиционер обвинил «Город» в том, что газета его подставила: «Если бы корреспондент «Города» или редактор сказали бы мне, что будет опубликовано письмо Брагина, то в своем ответе я сразу бы сказал, что Алик есть Алик, а Брагин есть Брагин».
Но Болдовский не сдался. Не имея оснований говорить о мафиозном настоящем Брагина, он со страниц все того же «Города» напомнил дончанам о криминальном прошлом Алескандра-Ахатя: «Он залез в чужой огород, то бишь голубятню, где и был задержан с поличным. Учитывая его молодость, Куйбышевский районный суд 24.11.71 приговорил его к лишению свободы условно с исправительным сроком в 2 года, и в зале суда он был освобожден из-под стражи.
17 февраля 1974 года он вместе со своими братьями из хулиганских побуждений избивает несовершеннолетнего парня… Потерпевшая сторона успокаивается, так как для нее не наступили тяжкие последствия и дело прекращается…».
В 1991 году за отсутствием состава преступления было прекращено и еще одно уголовное дело против Ахатя Брагина - за спекуляцию. Брагин тогда работал в мясном отделе гастронома, располагавшегося в так называемом Админпоселке Донецка. У милиции появились данные, что мясо из магазина, минуя прилавок, попадало на рынок, где продавалось по завышенным ценам. Доказать причастность Брагина к этому перераспределению мясопродуктов, по словам Болдовского, не удалось.
«Вот собственно и все о Брагине», - заканчивает начальник Донецкого горуправления МВД Украины свое «извинение» перед Аликом Греком, - «прошу областной суд считать эту статью моим доказательством по иску гражданина А.Х. Брагина. Это все выеденного яйца не стоит».
Таким образом, исходя из презумпции невиновности, все заявления об уголовном прошлом и настоящем Александра Брагина, время от времени раздающиеся со страниц различных газет, нельзя принимать всерьез. Кража голубей и бытовой мордобой на «крестного отца» не тянут.
Но в своем извинении Аркадий Болдовский, видимо, сказал не все или не совсем искренне извинялся. Во всяком случае, он продолжает заниматься фирмой «Люкс» и ее генеральным директором.
4 августа 1995 года в Донецк из Киева прибыла группа опытных сотрудников МВД и СБУ. Их целью вновь была резиденция Брагина. Повторный обыск, кстати, проведенный с санкции Генпрокурора Украины В. Дацюка, и даже устрашающая экстрадиция Брагина в Киев вновь не принесли результатов и после трех суток содержания в следственном изоляторе СБУ, Брагина выпускают. Но не забывают…
Когда 3 октября 1995 года была обстреляна легковая машина возле гастронома "Славутич" Киевского района Донецка, искать стрелявших начали именно в вотчине Александра Брагина. Болдовский прокомментировал свое решение так: «Одна из машин, которая сегодня обстреляла вишневую «девятку» в Киевском районе, предположительно принадлежит фирме «Люкс». Произошел редкий случай - один из позвонивших нам свидетелей точно назвал номер этой машины».
Наиболее распространенная версия случившегося на Киевском проспекте выглядит примерно так: «Хвост», следовавший за «Мерседесом» Брагина, вел себя крайне нагло и охрана «Люкса» решила проучить наглецов. Якобы, именно они обстреляли машины своих преследователей.
Аркадий Болдовский принимает решение провести очередной обыск «Люкса».
Он сам возглавлял эту операцию, но как сообщил впоследствии прокурор Киевского района Леонид Червяков (нынешний прокурор Донецка), он санкции на обыск не давал: «Да, ко мне обращались с просьбой о выдаче санкции. Она получена не была».
Как и два прошлых раза, никакого «компромата» на Алика Грека обнаружено не было. Сам Брагин великодушно «простил» обидчиков: «Хочу подчеркнуть, что к действиям правоохранительных органов у нас на этот раз нет претензий. Они действовали абсолютно верно в той ситуации, которая создалась 3 октября в Донецке».
А может быть, жаль, что милиции не удалось зацепиться и арестовать Ахатя Хафисовича. Тогда бы он точно не поехал на тот злополучный матч «Шахтера» с «Таврией».
15 октября 1995 года, через несколько минут после начала игры взрывчатка, искусно заложенная в подтрибунных помещениях «Шахтера», в клочья разорвала Брагина, пятерых его охранников во главе с начальником службы безопасности "Люкса", бывшим руководителем контрразведки облуправления КГБ, полковником в запасе Виктором Двойных.
Alter ego Брагина, начальник городской милиции Аркадий Болдовский, комментируя этот теракт, заявил, что информации о причастности фирмы «Люкс» к мафиозным разборкам у милиции нет. Правда, добавил, что «преступный мир проводит свои самостоятельные расследования и определяет роль того или иного лица в убийствах своими мерками».
А еще Болдовский отметил, что Александр Брагин был сильной личностью, равной которой в Донецкой области не будет еще долго…
Он ошибся. Уже через год после тех трагических осенних дней, в ноябре 1996 года, том ноябре, когда была убита другая «сильная личность» Донбасса – Евгений Щербань, место Брагина в ФК «Шахтер» занял Ринат Ахметов.
ЦИСПД
www.ostro.org
Немає коментарів:
Дописати коментар