За что Сердюков десантников обидел
К манере обращения с подчиненными главы Минобороны в его ведомстве уже привыкли. Мягкостью она не отличается. Но только ли привычная грубость министра возмутила десантников или случай в Рязани - это лишь проявление более сложной ситуации?
Визит министра
Собственно, визит Сердюкова в учебную часть ВДВ в Сельцах Рязанской области состоялся аж 30 сентября. Сам же скандал разыгрался только на прошлой неделе. Десантники оказались терпеливыми.
Вкратце сюжет такой. Обычная инспекционная поездка. Принято, чтобы «профильный» начальник сопровождал главу ведомства. В данном случае — это генерал Владимир Шаманов, командующий ВДВ РФ. Но, как рассказали «Собеседнику» источники в МО, министр лично вычеркнул Шаманова из списков сопровождающих.
Вертолет Сердюкова прилетел с 3-х часовым опозданием. Правда, на такие мелочи давно уже никто из военных внимания не обращает: даже генералы, рассказывают очевидцы, в его приемной ждут часами (военных министр зовет «зелеными человечками»). Что уж говорить об обычных офицерах.
Приземлившись, Сердюков начал прилюдно материть начальника рязанского высшего воздушно-десантного командного училища Героя России полковника Андрея Красова — и храм тут зачем, и прочее... Пообещал денег в Рязань больше не выделять, храм велел снести, а полковника уволить.
- Сердюков еще очень интересовался — зачем вам учебный центр? - добавляет ветеран-десантник Владимир Сафонов, который часто бывает в училище и знает о происшествии от очевидцев. - Интересно, а где же учить десантников, как не на полигоне? Только за партами?
Скандал
Ветераны-десантники, военная элита, обиделись, что Героя России унизили прилюдно. Причем гражданский (хоть и министр), и причем незаслуженно. Красова ветераны дважды спрашивали — так все было или нет, он подтверждал: так. Тогда Союз десантников начал свою атаку. Написали обращение президенту и патриарху, вывесили его в интернет...
Министр извиняться отказался. Но представители Союза все же встретились и с его замом генералом Николаем Панковым, и с генералом Владимиром Шамановым. Встречались дважды. В первом случае стороны договорились: одни больше не будоражат общество, другие обещают устроить встречу с министром и не увольнять Красова. Сердюков на встречу был не согласен. Во второй раз условились, что десантники встретятся-таки с Сердюковым - он не будет извиняться, но и не будет продолжать уничтожение ВДВ. Это было 19 октября.
А уже 20-го сам Красов вдруг публично признался, что его рязанская беседа с министром носила «деловой характер», да и Шаманов высказался в том духе, что шум раздули «из ничего».
Красов от встреч с журналистами отказывается, но со своими общается.
- Я его уговаривал, - признается Сафонов — ни в коем случае не прогибайся, а он ответил, что на него давят генералы... Зря он: я уверен, что его все равно не оставят в училище ВДВ. Вот только поутихнет немного...
Десантники-ветераны не смогли переварить коверные превращения подзащитных, и продолжают бой. К ним присоединились и представители ВМФ, у которых накопились свои обиды на Сердюкова.
Тем временем МО перешло в наступление и стало тиражировать претензии к Красову и училищу.
Претензии МО
- У министра много справедливых претензий, - поделился с «Собеседником» депутат Госдумы Игорь Баринов, зампред комитета по обороне, сам бывший десантник. - Мы 22 октября встречались в Сердюковым, обсуждали в том числе и рязанский инцидент. Министр недоволен, например, что в учебном центре живут офицеры с семьями. Это непорядок. Они должны тут только проводить учения, а жить в Рязани. Там еще много магазинов на территории Сельцов, нецелевое использование денег, порядка 140 млн рублей...
- Чушь все это, - возмущается экс-десантник Владимир Сафонов. - Любой десантник знает: во время летних лагерных сборов, за каждой кафедрой в Сельцах закрепляется квартира (на территории учебного центра стоит 5 коттеджей). Офицеры и преподаватели с семьями там живут во время учений. Но не постоянно. То же самое с магазинами — работает офицерская столовая, люди должны иметь возможность покупать необходимое... Что касается денег. До Красова начальником училища ВДВ был Владимир Луговой — честнейший человек. И Красов — такой же. А вот до Лугового был некто Крымский. Там могли быть финансовые нарушения. Но Крымского нет уже с весны 2008 года.
От редакции добавим: насколько нам стало известно, размер нецелевых средств Сердюков оценил на глазок.
Претензии десантников
- Шаманов уже черный ходит, - рассказывает Сафонов. - В Минобороны ВДВ постоянно щиплют, все идет к ликвидации. А между тем, это сегодня единственный род войск, где идет армейская подготовка. Сначала хотели преобразовать дивизии ВДВ в бригады — не удалось: о реформе узнали ветераны, подняли шум, отстояли. Думаю, Сердюков не может этого простить — потому что ликвидация все равно идет. Осталось всего 4 дивизии (Новороссийск, Иваново, Тула, Псков), но уже без полков... Идут сокращения, в рязанское училище (кстати, лучшее в России) остановлен набор. Тут теперь будут готовить сержантов-срочников. Интересно, кто у них в горячих точках воевать будет? О том, как относится Сердюков к десантникам, лучше всего показало 2 августа 2010-го: на 80-летие ВДВ он не только не поздравил десантников лично, но даже телеграммы нам не прислали из Минобороны... Зато за неделю до праздника министр наложил второе взыскание на Шаманова. Без объяснений причин.
Храм
Ставший яблоком раздора Храм Ильи Пророка в Сельцах начали строить очень давно. На спонсорские деньги и пожертвования десантников: очень они уважают этого святого, день которого приходится на праздник дня ВДВ. Один из прежних начальников училища уверяет, что Минобороны утверждало строительство, и было это еще в 2002 году...
- Из неофициальных источников мы знаем, что конфликт с храмом улажен, - рассказал мне отец Павел Коньков, председатель информационно-аналитического отдела Рязанской епархии. - Храм останется на месте. Он, кстати, еще не достроен и служб там пока нет. Есть планы об обучении капелланов в Рзани, но никаких конкретных шагов пока не сделано.
Авто-ретро
Во весь этот клубок приплетается еще автомобильная история. В Рязани при всех военных институтах были музеи. При автоинституте - музей ретро автомобилей. Да не абы какой, а лучший в России. Среди сердюковских реформ есть и такая: расформировать все военные музеи в стране, кроме трех в Москве.
По словам простых музейщиков, уже прекращено финансирование реконструкции музея ВДВ, а музей рязанского училища связи был закрыт полгода назад, сейчас началось расформирование его экспозиций.
В рамках этой реформы перебрается в Москву и часть ретро-коллекции, в 147-й автогараж МО на Рублевке. Отобрано 65 самых ценных экпонатов (практически все, кроме грузовиков) - среди них, например, ЗИС-110, перевозивший семью Никиты Хрущёва.
С вывозом не церемонились – так, прямо во время школьной экскурсии из павильона вывезли два раритетных автомобиля: ЗИЛ-117 (на нем ездил Фидель Кастро во время визита в СССР) и ЗИЛ-111В (его соотносят с именем Юрия Гагарина). В общем, уже перевезено полсотни автомобилей. Некоторые, впрочем, все же останутся в Рязани: их сейчас активно отсуживают местные власти и частные люди: не затем они дарили раритеты музею, чтобы они были спрятаны на Рублевке.
Злые языки утверждают, что Сердюков очень любит ретро автомобили, а очевидцы рассказывают, что в время прошлогоднего визита в Рязань, министру показали коллекцию. Теперь жалеют.
Машины должны были вывезти до 1 августа, но список все время варьировался, не успели. Не исключено, что спешный визит в Рязань министр предпринял и в связи с этим.
- Ходили слухи, что две машины не доехали до Москвы, - обращаюсь к директору объединенного музея Степану Танееву.
- Все накладные в порядке, - сухо ответил он. - В принципе, музей пока останется. Просто вместе соберут все экпозиции.
- И куда же они поместятся?
- Пока не знаю.
Цена вопроса
Рязанское высшее командное училище постепенно превращают в техникум. Через два года, которые пройдут без набора, всем ясно, что преподавательский состав разбежится, и говорить об элитном учебном заведении уже не придется. Так ведь Сердюкова на то и поставили — реформировать армию так, чтобы избавлять ее от лишнего «балласта»... Возможно, потому, что на подготовку одного лейтенанта тратится от 6 до 7 млн рублей. Прямая экономия — избавиться и от учебных центров, и от лейтенантов (их сейчас в армии сокращают со страшной силой).
Понижение статуса идет уже давно: если раньше училищами подобного рода командовали генералы, теперь - полковники. Причем, их нынче принято менять, как перчатки. Прежний глава рязанского училища Владимир Луговой прослужил на этом посту года два, получил несколько «пятерок» за проведение парадов на Красной площади, и был непонятно за что отправлен в Хабаровск, тоже начальником учебки. Но это — понижение. Нынешний полковник Красов принял училище всего лищь в апреле этого года.
- Из четырех военных институтов в Рязани сделали факультеты, в том числе это касается и училища ВДВ, - рассказывает Сафонов. - Его вывели из подчинения Шаманова, передали академии им. Фрунзе, которая сама на ладан дышит... Помещение училища, есть такие планы, вроде как собираются церкви передавать — чтобы обучать капелланов для армии. А само училище переведут в здание упраздненного автомобильного института...
Представляете, какие горизонты открываются перед военным министром, который уже прекрасно научился реализовывать «лишнее» военное имущество?
Источник-Собеседник.
Немає коментарів:
Дописати коментар