В последнее время всплеском политической активности партий и блоков жителей Севастополя не удивишь.
Одним из последних резонансных политических событий стало объединение украинских “левых”. Коммунистическая и Социал-демократическая партии, партия “Союз левых сил” и партия “Справедливость” создали единый “Блок левых сил”. И вот, спустя месяц после подписания совместной декларации, “левые” приехали в наш город рассказать о политическом курсе и об основных пунктах их программы. В связи с этим в Севастополе прошла пресс-конференция руководства “Блока левых сил”. В пресс-конференции приняли участие руководитель Компартии Украины Петр Симоненко, заместитель председателя партии “Справедливость” Александр Баранивский, председатель партии “Союз левых сил” Василий Волга и председатель СДПУ(о) Юрий Загородний.
Больше всех присутствующих на пресс-конференции удивил Василий Волга, заявив, что Черноморский флот останется в Крыму и после 2017 года, но уже в виде Европейских сил безопасности с участием и Украины, и России. Так, по его словам, “решение этой проблемы может вообще обойтись в сто гривень: снять табличку “Черноморский флот Росси” и на ее место повесить табличку “Черноморский флот Европейских сил безопасности”. При этом, подчеркнул Волга, вопрос о выводе флота не должен рассматриваться как таковой, поскольку “геополитических центров силы, имеющих интересы на Крымском полуострове более чем достаточно, а потому оставить его без защиты нельзя”.
На возражения относительно того, что такой вариант маловероятен, Волга отпарировал цитатой из Макиавелли: “Договора выполняются до тех пор, пока это выгодно”. И добавил: “Те, кто говорит о выводе флота — ничего не смыслит в оборонном планировании”.
Аргументировал свою позицию В. Волга еще и тем, что он опытный кадровый морской офицер-подводник, прослуживший много лет на Северном флоте, на одной из атомных подводных лодок дивизии, которой, как нам стало известно (проведя журналистское расследование), командовал в то время вице-адмирал Владимир Безкоровайный, в будущем командующий Военно-Морскими Силами Украины. Именно ему мы и предложили прокомментировать позицию Волги.
Наш корреспондент связался с вице-адмиралом запаса и попросил ответить на несколько вопросов.
— Владимир Герасимович, в последнее время председатель партии “Союз левых сил” Василий Волга, Ваш бывший подчиненный по Северному флоту, неоднократно заявлял представителям прессы, что Черноморский флот останется в Крыму и после 2017 года, но уже в виде Европейских сил безопасности с участием и Украины, и России. Аргументирует Волга свои доводы тем, что он опытный моряк-подводник и опытный политик, разбирающийся в этих вопросах.
— Да, в СМИ снова засветился мой “старый знакомый”, бывший “коллега” по Северному флоту Василий Волга. Во время прошлых выборов меня и генерала А. Чаповского он попросил встретиться, так как планировал наше участие в его избирательном штабе. На этой встрече мы и познакомились. В ходе беседы выяснилось, что он тоже моряк, и я поинтересовался его службой. Ответ меня несколько удивил. Оказалось, что он служил в Гремихе, на одной из лодок дивизии, которой я командовал, но почему-то его совершенно не знал. Такого быть не могло, я ходил в море абсолютно со всеми экипажами и офицеров знал всех.
Дальнейшее знакомство с кандидатом в президенты поражало еще больше. Рассказывая о своей “героической” службе, он ошибся в проекте своей подлодки (назвал 667-БДРМ, а фактически был назначен на 667-Б), также не знал названия своей подводной лодки (в то время — тактический номер), не знал и фамилии командира корабля (В.Н. Ефимов). Соответственно, не знал он и командира дивизии, который с ним в моем лице в этот момент беседовал, как и сменившего меня А.В. Чиркова. Фамилии командующих флотилией А. Устьянцева и В. Агафонова ему также были неизвестны.
Офицер, мичман или матрос, служивший на флоте, всю жизнь помнит своих командиров и сослуживцев, особенно подводник, ведь на подводных лодках победа и смерть на всех одна. Такие “провалы в памяти” были явно подозрительны. А познакомившись с его книгой, в которой описывалась его же многоплановая и яркая жизнь, в том числе и героическая служба, я утвердился в своих подозрениях. Было явно что-то не так...
Я созвонился со своими сослуживцами и нашел тех, кто его знал. Оказалось, что после выпуска из училища лейтенант Василий Волга был назначен на экипаж К-457 (пр. 667-Б) командиром турбинной группы, но служить не хотел, зачеты на допуск к самостоятельному управлению не сдал, а поэтому к самостоятельному исполнению обязанностей не был допущен. Соответственно, был снят с должности и назначен в МИС гарнизона, а оттуда вскоре уволен. Теперь он в политике. Пишет и говорит, что он подводник и, тем более, “офицер стратегических ядерных сил”. Рассуждает на темы, о которых даже представления не имеет. Но наш народ мудрый, и он рано или поздно разберется, кто есть кто!
— А что Вы скажете о его последних выступлениях и заявлениях в прессе…
— Я знаком с теми публикациями, которые обнародовали некоторые СМИ 14 октября этого года. Устами того же Волги было заявлено, что “Черноморский флот останется в Крыму и после 2017 года, но уже в виде Европейских сил безопасности с участием и Украины, и России”. Мы уже имели с 1992-го по 1996 год “флот под командованием двух президентов”, за эти годы мы чуть не потеряли Крым и Севастополь. Флот управлялся только из Москвы, а подписанный документ связывал нас по рукам и ногам. И никто не помнит автора идеи совместного командования одним флотом. Сегодня же Вася Волга и иже с ним нам снова предлагают наступить на те же грабли.
В будущее Украины, наше будущее, нужно входить через “другую дверь”. Серьезным политикам пора отказаться от комплекса неполноценности. Мы все можем! Украина — крупное, с мощным промышленным и научным потенциалом, европейское государство, морская держава, имеющая на Черном море самую большую и богатую ресурсами экономическую зону. Геоэкономическое и транспортное положение Украины уникально и является самым выгодным среди всех стран Черноморского региона. Черноморское побережье Украины и порт Севастополь созданы Богом, чтобы стать могучим на Евразийском континенте терминальным узлом Балто-Черноморского коридора. Украина просто обречена занять лидирующее положение в регионе. Но для этого нужно хотеть быть сильным, а не искать, под кого бы еще “лечь”.
Основные интересы Украины сегодня крайне ограничены, мы не смотрим в будущее как великая морская держава и ограничиваем свои амбиции. А нам необходимо в полном объеме использовать энергоресурсный, промышленный и транзитный потенциал Черного моря, интенсивно развивать и эффективно использовать портовую и железнодорожную инфраструктуру. В эпоху глобализации транзитные коридоры — это основа развития мировой экономики и торговли.
— В Черном море пересекаются интересы многих стран мира… Как использовать данную ситуацию с пользой для Украины?
— Действительно, Черное море является центром обширного Черноморского региона, а поэтому и ареной борьбы за влияние между государствами глобального и регионального уровней. Здесь пересеклись глобальные и региональные отношения, а также интересы значительной части мира! Эта медаль имеет две стороны, если умело использовать эту ситуацию — это путь к экономическому развитию. Но при этом крайне опасно не понимать и не учитывать интересы соседей.
Россия — наиболее влиятельное региональное государство — одновременно является основным источником региональной нестабильности. Она демонстрирует стремление вернуть Украину, Грузию, Молдову, Азербайджан в сферу собственного влияния. Усилия России направлены на сохранение “замороженных конфликтов” в государствах региона для продления своего военного присутствия в них. Дестабилизируя политическую обстановку в государствах, на территории которых имеют место подобные конфликты, Москва сохраняет там свое военное присутствие, и это дает ей возможность влиять на ситуацию в регионе вообще. Вот это то, что нам предлагает Волга закрепить в Украине: “временно пребывающий в Украине Черноморский флот”, сменив вывеску, навечно превратить в “замороженный конфликт”.
“Левые” господа манипулируют терминологией, но гражданам Украины важно уметь отделять зерна от плевел. Главная проблема украинско-российских отношений состоит не в самом факте “базирования ЧФ на территории Украины”, а в использовании его присутствия для дестабилизации ситуации и оказания политического давления на Украину. Если бы не было политического давления, то не было бы и проблем с базированием! А Волга, не затрагивая саму проблему, манипулирует декорацией, поэтому и предлагает вариант для “замораживания” ситуации, которая существует. Действительно, поменять табличку можно, но проблема-то не в табличке! События в Грузии в августе 2008 года свидетельствуют о том, что Россия использует эскалацию “замороженных” конфликтов для реализации собственных геополитических и геоэкономических проектов.
— Турция — одна из самых влиятельных стран в Черноморском регионе. Какие ее амбиции могут проявиться в дальнейшем и как это может повлиять на ситуацию в регионе?
— Турция — второе по влиянию государство в Черноморском регионе. С 2005 г. она официальный кандидат на вступление в ЕС. Являясь членом НАТО, она, тем не менее, рассматривает вхождение Альянса и США в Черноморский регион как угрозу собственным геополитическим и региональным амбициям. Разочарование Турции в процессах евроинтеграции и желание приобрести больший региональный вес стимулируют развитие ее тесного сотрудничества с РФ. Может быть, мы не догадываемся, куда нацелены геополитические и региональные амбиции Турции. Но то, что она уже в ближайшее время станет членом ЕС, — это ясно вполне, как и то, что она не отменит стремления Анкары к “Великому Турану”.
— Что Украина, по Вашему мнению, может получить от ЕС?
— Евросоюз сам по себе Волга и его коллеги притянули в свою пиар-акцию, прямо скажем, “за бороду”, НАТО в Севастополе ведь не проходит… Но давайте посмотрим, что мы можем получить от ЕС. Действительно, в последний год-два ЕС активизировался в Черноморском регионе, но как? Растет его влияние на демократизацию рыночных взаимоотношений, нарастает противостояние организованной преступности и энергетическая безопасность. Но этим все и заканчивается. ЕС пассивен к проблеме “замороженных” конфликтов и фактам дестабилизации обстановки в этих странах извне. Как и США, ЕС стремится получить доступ к месторождениям Каспия и Центральной Азии, но в отличие от США из-за внутренних противоречий не имеет региональной стратегии и формирует взаимоотношения с государствами региона в рамках процесса приема в ЕС Турции политики добрососедства. Планируется реализация только идеи Восточного партнерства, в котором задействованы Украина, Молдова, Грузия, Азербайджан и Армения, и “стратегического партнерства” с Россией.
После грузинского конфликта ЕС занялся разработкой политики в Черноморском регионе, но препятствием снова оказалось отсутствие единства мнений среди членов ЕС во внешней политике. Показательна “мыльная” реакция ЕС как единого субъ¬екта международных отношений на события в Грузии:
— во-первых, конфликт классифицирован как российско-грузинский;
— во-вторых, осудили признание РФ независимости Южной Осетии и Абхазии;
— в-третьих, подтвердили, что конфликт должен решиться мирным путем с сохранением территориальной целостности Грузии;
— в-четвертых, признали необходимость присутствия наблюдателей ЕС в зоне конфликта;
— в-пятых, указали на необходимость усиления сотрудничества с восточными соседями ЕС, в частности Украиной, и усиленного развития сотрудничества таких, как “Черноморская синергия” и Восточное партнерство;
— в-шестых, подчеркнули важность диверсификации источников и путей снабжения энергоресурсами.
Мне хочется назвать это “полным джентльменским набором политических импотенций” — ни одного конкретного решения.
Зная, что такое ЕС и наши шансы туда попасть, зачем дразнить народ? Или мы уже наигрались с НАТО и меняем колоду?! Нам нужно двигаться к собственному берегу, строить мощную морскую державу, и тогда нас примут везде, стоит только этого захотеть. Никаких подачек в виде нашей безопасности нам никто не даст, “пока мы того не будем достойны”. А если сказать о внутренних проблемах самого ЕС, то там тоже “три гетмана…”.
— Так какой же напрашивается вывод?..
— При внимательном изучении вопроса ЕС, становится ясно, что он минимизирует свое вмешательство в дела Черноморского региона из-за нежелания влезать в этот клубок проблем половины Европы и Азии, сплетенный в Каспийско-Черноморском регионе. Очевидно, что позиция ЕС не изменится: он будет “реагировать” на происходящее в ЧР, но его стремления предупреждать развитие негативных тенденций ожидать не следует. В проблемы этого региона легко влезть, а вот как вылезть — это вопрос.
Так вот, после всего сказанного едва ли становится понятным, кому Вася Волга и его коллеги стремятся “втюрить” российский ЧФ? И что будет делать ЕС с этими “фантастическими” “Европейскими силами безопасности”, куда, как выяснилось, отдали и ВМС Украины? Ведь ЕС об этом “презенте” и не подозревает, и едва ли на него рассчитывает.
А что касается политических кадров, то у нас, как выяснилось, есть просто “великолепные”. Вот Волга с первичной должностью на флоте справиться не смог, но создавать флот для Европы может, и это по-нашему! “Союз левых сил” с бабушками в Севастополе сумел-таки договориться и все решить, так что пора ехать в Брюссель договариваться с Европой.
В данной ситуации возникает еще один щепетильный вопрос: а знает ли Российская Федерация о том, что “Союз левых сил” ее Черноморский флот “толкает” Европе за 100 гривень (даже не евро)? Вот и угадайте с трех раз: на чью мельницу льют воду эти “левые” парни?
— Спасибо за беседу.
Интервью вел
Владимир ВЕВДЮК, “Флот України”
Немає коментарів:
Дописати коментар