неділя, листопада 14, 2010

Командир БЧ-5 размышляет о катастрофе апл К-429 (продолжение)

НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ!
Рассмотрим подробнее зловещий "зависший" сигнал на открытие бортовой захлопки и клапана носового кольца вентиляции. Откуда же взялся это "бич Божий"?

Доподлинно известно, что на этой лодке стояла старая батарея, которая сильно "газовала" - выделяла много водорода - и вскоре после затопления произойдет взрыв в аккумуляторных ямах, взрыв "гремучей смеси" водорода с воздухом. Это факт общепризнанный. Аккумуляторная батарея размещена в первом отсеке, а вытяжная шахта - аж в четвертом, и на протяжении соединяющей их магистрали к ней примыкает ряд приточных лючков. Переборочные и магистральные захлопки перегораживают путь. Вентилировать такую батарею такой системой вентиляции в то напряженное и тревожное время (лодка недавно вернулась с боевой службы в Индийском океане с межпоходовым отдыхом на острове Дахлак в Красном море, где только температура забортной воды превышает 35 градусов С) было хлопотно, особенно, при стоянке в базе (см. РЭАБ-78). 
Наверное, именно там, в Дахлакском аду и родилась (и воплотилась) эта "рацуха" - повесили доминирующий открывающий сигнал на всю магистраль, включая первый и второй запоры, от фиксированного ключа "сушка перископа" (ВВД-200) в положение "резерв". Это намного облегчило и упростило вентилирование батареи в атмосферу при стоянке лодки в базе, но это - отступление от технической документации, нарушение требований руководящих документов и прочее, прочее, прочее. Поэтому официального воплощения гениальное рацпредложение не имело (случай типичный), поэтому и внедрили его для себя - "втихушку". Оно опять бы ничего, если бы при передаче лодки другому экипажу о нем ВСЕМ стало известно или его убрали бы вообще. Возможно, кто-то из специалистов принимающего экипажа - старшины команд трюмных и электриков - об этом знали и даже попросили оставить. Но по каким-то причинам "родной" старшина команды трюмных в тот злополучный выход в море не пошел, а старшина команды электриков в погружении "не участвует". 
Факт состоит в том, что в море пошел прикомандированный (выдернули прямо с гауптвахты) техник КИП ОКС, который по готовности номер один сидел при погружении впервые и о "рацухе", понятно, не знал. Не знал о ней и остальной состав ГКП - ни Гусев, ни Суворов, ни КДЖ Ю. Куринной. Вот и поплатились. 
Незнание от ответственности не освобождает. Ну, а знал ли о ней кто-нибудь вообще на этом выходе в море? 
Теоретически, должен был знать прикомандированный механик сдающего экипажа, который ходил на этой лодке на последнюю боевую службу - А. Маркман. Ведь за рационализаторскую работу на корабле отвечает командир БЧ-5. Так же - теоретически - мог и не знать. Могла ли установить истину назначенная комиссия? Могла, конечно. Только от этого никому легче бы не стало. Наоборот, круг виновных и ответственных значительно бы расширился - как в экипаже, так и в штабе. Ведь "незнание не освобождает". 
Даже за "чистосердечное признание" (не корысти ради, а для повышения боеготовности!) грозила бы тюрьма. Тут все правильно, по-человечески понятно и даже благородно со стороны наказанных, которых наказали в строгом соответствии с Корабельным Уставом КУ ВМФ-78 и ТКР (типовым корабельным расписанием). 
А прикомандированным там места нет. Что ж, как говорится - "счастье не воробей, в руках не удержишь". И здесь все верно - чтоб другим неповадно было... 
Даже в этом неприглядном случае были настоящие Герои. Это весь личный состав четвертого отсека, принявший жуткую смерть меж своих переборок. В смежные отсеки не выскочил никто. Только приоткрылись, быстро доложили - и обратно... Это - тоже ОРГАНИЗАЦИЯ! 
Говорят, потом, при вскрытии отсека, обнаружили двух офицеров-управленцев с погнутым ключом-трещоткой, пытавшихся вручную закрыть бортовую захлопку - но ПЗК стоял "на гидравлике", а жидкости, как известно, малосжимаемы... Это мичман Василий Баев, бывший "афганец", участник штурма дворца Амина, последним покинувший свой отсек невообразимым методом "самошлюзования" и сохранивший лодку незатопленной полностью. 
Это - все выходящие из затонувшей АПЛ, невиновные в ее затоплении.
Ну, а - непосредственные виновные-то есть? Наверно - и конечно же - есть. Но не я им судья, а только Бог и Совесть, что, наверно, суть одно и то же.

Немає коментарів: