26 января 1954 года вышло постановление Совета Министров СССР оговаривавшее проведение проектно-экспериментальных работ с целью исследования возможности вооружения подводных лодок баллистическими ракетами. В нём, в частности, предусматривалось после окончания экспериментальных пусков с опытовой ПЛ пр.В-611 (переоборудована из торпедной) создать техпроект новой океанской ДЭПЛ с ракетным вооружением. В мае 1954 г.
Главное управление кораблестроения ВМФ выдало коллективу ЦКБ-16 МСП (ныне СПМБМ «Малахит») тактико-техническое задание на соответствующий техпроект, которому позже присвоили шифр 629. Эскизное проектирование главным конструктором Н.Н. Исаниным было начато, по сути дела, параллельно с экспериментально-исследовательскими работами по теме «Волна». Однако при начале проектирования стала ясна полная несостоятельность ТТЗ 1954 года. Так как дальность полёта ракеты Р-11ФМ равнялась всего 250 км, то чтобы нанести удар по берегу лодка должна была входить в зону ПЛО противника, достигавшую глубины 300-400 км. Поэтому 11.1.1956 г. было утверждено новое ТТЗ на проект 629 и комплекс ракетного вооружения увеличенной дальности стрельбы Д-2 (главным наблюдающим от ВМФ был назначен Б.Ф.Васильев, затем его сменил И.И.Лягин, затем – В.И.Литошенко).
В марте 1956 г. полностью переработанный проект ракетной подводной лодки был представлен ГУК ВМФ, но из-за неготовности проектов системы управления БР и самой ракеты Н.Исанин предложил начать строительство ПЛ первоначально с ракетами Р-11ФМ. С целью же сокращения объёма последующего дооборудования этих лодок под новый комплекс ракетного оружия он планировал максимально унифицировать все элементы ракетного комплекса – пусковую установку, счётно-решающую систему «Доломит», а также систему управления стартом и полётом ракеты. Проектирование ПУ происходило в ЦКБ-34 Миноборонпрома. При разработке проекта корабля и ПУ особое внимание уделялось обеспечению надёжности и безопасности хранения ракет, а также их пуска в условиях длительной эксплуатации ПЛ с ракетами на борту.
За основу пр.629 был взят готовый проект большой океанской подводной лодки пр.611, но с увеличением количества отсеков с 7 до 8. Предусматривалась полная унификация по торпедному вооружению, ГЭУ и другим основным техническим оборудованием. Но в то же время С целью понижения центра тяжести ракетного отсека и обеспечения положительной остойчивости лодки при всплытии прочный корпус ракетного отсека впервые был выполнен в форме «восьмёрки» – в виде двух пересекающихся на распорной платформе цилиндров: верхнего диаметром 5,8 м и нижнего 4,8 м (это решение советские конструкторы позаимствовали у немцев, которые к концу войны стали строить подводные лодки с такой конструкцией прочного корпуса, доставшиеся потом СССР в качестве трофеев). Это обстоятельство вызвало появление, так называемой наделки, простиравшейся на треть длины корабля и выходящей за основную линию на 2,55 м вниз. Длинное, высокое и широкое ограждение рубки и ПМУ огораживало верхние части ракетных шахт (3 шахты в один ряд). Прочная рубка была сделана двухъярусной: вверху находились посты командира и штурмана (при снятии им высот звёзд с помощью астронавигационного перископа «Лира»), а внизу размещались тросовые подъёмники перископов «Лира» и ПЗН-3. Несмотря на увеличение основных размеров и водоизмещения, ходовые качества ПЛ пр.629 по сравнению с пр.611 ухудшились не намного. В конструкцию новой ракетной подводной лодки были внедрены некоторые новшества, в частности, разработаны пятилопастные малошумные винты. С целью проверки безопасности ракет при взрывах глубинных бомб на различных расстояниях от лодки на ССЗ №402 в 1959 г. по чертежам ЦКБ-16 были созданы натурный отсек ПЛ пр.629 и корабль обеспечения испытаний (на базе БТЩ пр.254).
Помимо ракетного оружия, лодки пр.629 вооружались шестью торпедными аппаратами без запасных торпед – 4 в носу и 2 в корме. Глубина применения торпедного оружия достигала 80 м. Запасы воздуха высокого давления пополнялись дизель-компрессором ДК-2.
Главная энергетическая установка была выполнена трёхвальной и полностью идентичной ПЛпр.611. Она состояла из трёх дизелей типа 37-Д по 2000 л.с. каждый и трёх гребных электродвигателей: 2 ПГ-101 на бортовых валах, и одного ПГ-102 на среднем. Аккумуляторная батарея 48СУ состояла из четырёх групп по 112 элементов. Максимальная дальность плавания в надводном положении (с усиленным запасом топлива) достигала 23500 миль при скорости 8 узлов, в режиме РДП со скоростью 7 уз – 10800 миль, в подводном положении – 290 миль при экономической скорости 2,5 уз.
Экипаж ПЛ состоял из 80 офицеров, мичманов и матросов. Условия обитаемости практически не отличались от обычных торпедных подводных лодок того времени. Автономность корабля по запасам провизии составляла до 70 суток.
Как уже было сказано выше, в связи с задержкой разработки комплекса Д-2 с ракетой Р-13 первые три корабля, заложенные в 1957 г. были сданы флоту с ракетами Р-11ФМ, а модернизация их стартовых установок под БР Р-13 позже производилась судоремонтными заводами. На западе ракетные подводные лодки пр.629 получили обозначение Golf class.
Модификации. Как и предусматривал главный конструктор проекта 629 Н.Исанин, параллельно со строящимися серийно лодками, вооружёнными ракетами Р-11ФМ, велись испытания новой ракеты Р-13, к которым привлекалась одна из ПЛ этого же проекта. С ноября 1959 года по август 1960 года с борта головной подводной лодки Б-92, входившей в состав Северного флота, было выполнено 13 запусков из которых 11 были успешными, после чего 13 октября 1961 года ракета вместе с комплексом Д-2 была принята на вооружение ВМФ СССР. Сразу же началось переоборудование лодок с ракетами Р-11ФМ под новые ракеты Р-13, что благодаря продуманной главным конструктором унификации по стартовому оборудованию прошло довольно быстро. На западе же это переоборудование вообще не было замечено, поэтому долгое время там считалось, что все лодки этой серии были изначально вооружены ракетами Р-13.
Однако несмотря на эту модернизацию, основной недостаток первых советских ракетных лодок – надводный старт – остался. Ракета Р-13 могла запускаться только из надводного положения, при этом время подготовки к старту первой ракеты после всплытия составляло 4 минуты, что значительно снижало боевую ценность новых подводных лодок пр.629.
В процессе постройки ПЛ пр.629, начиная с корпуса з/н 811, на лодках устанавливались новые комплексы средств радиосвязи и радиоразведки, а с ПЛ з/н 815 – новая шумопеленгаторная станция МГ-10.
Первые испытания баллистических ракет с опытовой ПЛ пр.В-611 показали реальную возможность создания ракет с подводным стартом. Поэтому 20.3.1958 г. было принято постановление Правительства о создании новой ракеты, стартующей из-под воды, с дальностью большей, чем у Р-13. Для проведения испытаний новой ракеты при штатном составе комплекса решили продлить серию ПЛпр.629, построив на заводе №402 16-й корабль по изменённому проекту 629-Б для отработки двух новых ракетных комплексов с подводным стартом: ракетой с ЖРД (главный конструктор В. П. Макеев) и твердотопливной (П. А. Тюрин).
В 1960 г. под руководством Я. Е. Евграфова был разработан технический проект подводной лодки 629-Б. Одновременно в 1960 г. специалистами ЦКБ-34 была разработана принципиально новая стартовая установка для длительного хранения БР в корабельных условиях и их пуска из заполненной водой шахты с неподвижного стартового стола (шифр СМ-87), а в НИИ-49 были созданы опытные образцы счётно-решающих приборов управления гироприборами ракеты и определения момента старта «Изумруд» и автомата выработки пеленга и определения дистанции до цели «Ставрополь». После контрольных пусков ракет в конце декабря 1962 г. лодка пр.629-Б, получившая тактический номер К-142, была принята в состав флота в качестве опытово-боевого корабля, на котором отрабатывался комплекс Д-4 с подводным стартом.
Первый пуск ракеты Р-21 КБ Макеева из подводного положения состоялся 24 февраля 1962 года. Всего в ходе испытаний было выполнено 27 пусков ракет. Они позволили отработать надёжный и безопасный подводный старт. Комплекс Д-4 с ракетой Р-21 был принят на вооружение постановлением Совмина СССР от 15 мая 1963 года. По своему техническому уровню Р-21 была значительным шагом вперед, правда только по сравнению с советскими Р-11ФМ и Р-13, реально же она явно уступала своим американским аналогам. Конструктивно ракета была выполнена одноступенчатой, с несущими топливными баками и отделяемой головной частью, её дальность стрельбы составляла 1400 км.
В 1959 г. был выполнен эскизный проект 629-Д4, определивший предварительно основные элементы корабля при установке нового комплекса Д-4. Технический же проект был разработан только после создания экспериментальной лодки пр.629-Б, когда окончательного определился приборный состав систем комплекса, массогабаритные характеристики ракеты и остальные элементы.
В июле 1962 года было принято решение модернизировать лодки с целью установки ракетного комплекса Д-4 с ракетами Р-21. А в 1963 г. ГУК ВМФ был представлен проект 629-А, разработанный под руководством главного конструктора В.В. Борисова. При разработке этого проекта исходили из необходимости максимального сокращения объема всех работ. Основные изменения коснулись четвёртого отсека и междубортного пространства в районе этого отсека. Пришлось установить новые шахты под БР Р-21. В кольцевом зазоре четвертого отсека установили балластные цистерны, предназначенные для удержания лодки на глубине в момент старта ракет. Ракеты устанавливались в шахты в заправленном состоянии, где они могли находиться до трех месяцев. По истечении этого срока их необходимо было выгружать для проверки технического состояния. Стрельба производилась с глубины до 50 м, при волнении моря до 5 баллов и скорости подводной лодки до 4 узлов. Время между стартами первых двух ракет составляло около 5 минут. Для обеспечения ракетной стрельбы использовались корабельные счетно-решающие приборы «Ставрополь-1» и «Изумруд-1», которые вырабатывали углы наведения бортовых гироприборов ракеты относительно плоскости стрельбы и плоскости горизонта. Проект также предусматривал установку современного навигационного комплекса «Сигма-629-А» с астронавигационным перископом «Сегмент-8» для выработки курса и определения скорости подводной лодки, автоматического определения текущего значения географических координат и выработки текущих значений углов бортовой и килевой качки. Аккумуляторная батарея 46-СУ заменялась на более энергоёмкую 48-СМ, также в проекте внедрялись и другие усовершенствования.
Во время госиспытаний первой ПЛ пр.629-А – К-88 – был произведён пуск двумя ракетами Р-21 из средней и кормовой шахт и после полного выполнения программы заводских ходовых испытаний подводная лодка была принята комиссией Госприёмки в состав ВМФ. За ней по пр.629-А в период с 1966 по 1972 гг. было переоборудовано ещё 13 лодок (всего – 8 на МП «Звёздочка» и 6 на ССЗ им. Ленкома, в том числе одна пр.629-Б), после чего их переклассифицировали из больших в крейсерские с присвоением новых тактических номеров с литерой «К». На западе эти модернизированные лодки получили обозначение Golf-II class.
В течение службы часть лодок пр.629-А были оснащены буксируемым антенным устройством типа «Параван», ангар для которого разместили на надстройке в кормовой оконечности, но на нескольких ПЛ подобное устройство было установлено в обтекателе, являющимся продолжением ограждения рубки и ракетных шахт.
Из числа остальных кораблей этого проекта одна лодка – Б-118 – в 1974 г. прошла переоборудование по пр.601 с удлинением корпуса и надстройки на 20 м с размещением 6 шахт для испытаний баллистических ракет 4К75 (Р-29 комплекса Д-9), получив на западе обозначение Golf-III class. Ещё одна ПЛ – К-102 – в 1973 г. была переоборудована по пр.605 (Golf-IV class) в носитель баллистических ракет 4К18 (SS-NX-13) для поражения движущихся морских целей, созданных на базе Р-27. В 1974-75 гг. ПЛ К-153 прошла в Северодвинске модернизацию по пр.619 (Golf V class) в опытовый корабль для испытаний твердотопливной ракеты Р-39 (с одной шахтой). Эти испытания позволили отработать подводный и надводный старт из «сухой» шахты под пороховым аккумулятором давления. На трёх ПЛ ракеты были демонтированы, а вместо них в ограждении рубки размещены антенны для использования их в качестве кораблей-ретрансляторов, а также связи и управления. Проект получил номер 629-Р, а на западе этим лодкам присвоили «кличку» Modified Golf-I class,причем эти лодки пережили своих сверстниц и оставались в составе флота до начала 1990-х годов. Ещё есть неподтверждённые данные о том что две ПЛ были переоборудованы для целей разведки (одна на ТОФ и одна на СФ, упоминаются проекты 629-КС и 629-КО), а одна – К-113 – в минный заградитель (ТОФ, упоминаются проекты 629-Н, 629-И и 629-Е). Кроме того, имелся нереализованный проект 629-М – ПЛ с вспомогательной атомной установкой.
Программа строительства. Строительство ракетных подводных лодок велось с 1957 г. в Северодвинске (ССЗ №402) и Комсомольске-на-Амуре (ССЗ №199). Головной стала К-96, заложенная 14 октября 1957 г. и спущенная на воду 16 сентября 1958 г. В 1959 г. были спущены на воду 6 первых серийных ПЛ (4 на Севере и 2 на Дальнем Востоке). К 1960 г. флоту было сдано ещё 7 кораблей этого проекта (5 на Севере и 2 на Дальнем Востоке), а в 1961 г. ещё шесть (5 и 1), и, наконец, в 1962 г. во Владивостоке вошли в строй две последние подводные лодки – всего 22 корпуса. Кроме того, в 1962 году в Северодвинске была построена одна опытовая ПЛ пр.629-Б, а после завершения всей серии в Комсомольске-на-Амуре были построены ещё две ПЛ пр.629 для Китая (заводские № 138 и 139) – итого 25 ракетных подводных лодок.
После постройки лодки предназначенные для Китая были разобраны, а затем переправлены в КНР, где с помощью советских специалистов были снова собраны и введены в строй. Правда к тому времени отношения между нашими странами уже начали портиться и чтобы перестраховаться советское руководство приняло решение передать Китаю лодки без ракет. Поэтому они в основном использовались для освоения техники экипажами, отработки боевых задач, учебных выходов в море но в качестве носителей ракет на боевое дежурство ходить не могли. Впоследствии одна из китайских лодок пр.629 погибла при аварии.
Статус на 2008 г. После ввода в строй 15 подводных лодок пр.629 вошли в состав Северного флота и 7 – в состав Тихоокеанского. Изначально эти лодки причислили к подклассу больших ПЛ, но с 16 июня 1960 г. переклассифицировали в крейсерские с присвоением литеры «К» к тактическому номеру. С 20 мая 1966 г. все лодки пр.629 вновь переклассифицировали в БПЛ.
Из 22 кораблей с 1963 года 14 были переоборудованы по пр.629-А (см. выше), получив на вооружение БРПЛ подводного старта Р-21 (одновременно они были отнесены к подклассу крейсерских ПЛ), 3 – по пр.629-Р в лодки-ретрансляторы, 2 после переоборудования получили на вооружение опытные ракетные комплексы, а на одной отрабатывалась БРПЛ Р-39. В 1976 г. 6 ПЛпр.629 и пр.629-А были размещены на Балтике, остальные – на Тихом океане, где находились в боевом строю до конца 1980-х годов. Согласно договору о сокращении стратегических вооружений ОСВ-1 с конца 1980-х гг. на части этих ПЛ ракетное оружие было демонтировано, а сами они либо выводились из строя, либо переоборудовались в торпедные или опытовые корабли. Так, 3 лодки были списаны в конце 1970-х гг. и одна – в 1988 г.
20 октября 1961 года с подводной лодки К-102 был выполнен единственный в мире пуск ракеты Р-13 в варианте с термоядерным зарядом мегатонного класса.
Последние подводные лодки этой серии (пр.629-Р) были исключены из состава ВМФ СССР в 1989-90 годах. Дольше всех прослужила К-113, переформированная в начале 1990-х гг. в плавучую зарядовую станцию ПЗС-65.
Одна подводная лодка (К-129) в феврале 1968 г. затонула вместе с экипажем в Тихом океане у Гавайских островов во время несения боевого дежурства (предположительно от столкновения с американской ПЛ «Swordfish»). В ноябре 1974 г. она была частично поднята американцами http://www.atrinaflot.narod.ru/
Немає коментарів:
Дописати коментар