неділя, листопада 14, 2010

ЧЕСТЬ АДМИРАЛОВ

 В пятницу в Институте региональной прессы было многолюдно. Народ собрался необычный: адмиральские погоны, золотые звезды героев... Сослуживцы пришли поддержать коллегу – вице-адмирала Евгения Чернова.
Три года назад бывший командующий флотилией атомных подводных лодок Северного флота, герой Советского Союза Чернов написал нашумевшую книгу «Тайны подводных катастроф» – о причинах трагической гибели российских атомных подводных лодок. На страницах которой доказал: в непрекращающейся цепи трагедий виновно высшее флотское руководство. Названным поименно адмиралам понравиться это никак не могло. И теперь вот уже два года Евгений Чернов является участником судебной тяжбы – по иску об ущемлении чести и достоинства. Впрочем, судят не только его, но и книгу. Ведь одно из исковых требований – уничтожить нереализованный тираж и внести изменения в последующие издания.


Евгений Чернов доказывает

   Евгений Чернов вовсе не против того, чтобы встретиться в суде с автором иска адмиралом Олегом Ерофеевым, – в своей правоте он уверен. Он хочет только, чтобы в соответствии с законом его дело рассматривалось по месту жительства ответчика – в Петербурге. Ездить на судебные заседания в Москву здоровье не позволяет – все же возраст (как раз в эту субботу исполнилось семьдесят пять). К тому же и в объективности московского суда нет полной уверенности – ведь сегодня Ерофеев занимает в столице видную чиновную должность. Но это уже так, из области эмоций, как говорится, к делу не пришьешь. А что касается дела, то его суть красноречиво раскрыта в потрясающем по документальной и эмоциональной силе документе – коллективном обращении ветеранов-подводников в президиум Верховного суда России, которое ушло адресату в особый для всех людей с погонами день – 23 февраля. Вот лишь некоторые выдержки:

   «Председателю Президиума Верховного Суда Российской Федерации, членам Президиума Верховного Суда РФ
   Уважаемые судьи!
   Нам известно, что Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда приняла к производству дело № 3-2/2003 по иску О.А. Ерофеева, адмирала в отставке, о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда, предъявленного, как ответчику, известному нам по совместной службе на ВМФ подводнику, вице-адмиралу в отставке Чернову Евгению Дмитриевичу. Он проживает в Санкт-Петербурге, ул. Наличная, 21, кв. 133, и является автором книги «Тайны подводных катастроф», давшей повод для предъявления иска. <...> Мы следим за тем, что происходит в суде, и обеспокоены странными обстоятельствами, с самого начала сопровождающими это незаурядное, знаковое для всех нас дело. <...>
   Возникла вероятность упрощенного, одностороннего его рассмотрения и, следовательно, необъективного судебного решения. Это и побудило нас обратиться к Вам с настоящим Обращением.

   Об ответчике Е.Д. Чернове и его книге
   Мы хорошо знакомы с книгой Чернова «Тайны подводных катастроф» (СПб, Издательский Дом «Нева»; М., «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2002 г., 480 с.). Эта книга – акт гражданского мужества, одна из первых попыток честно и нелицеприятно, преодолев барьер корпоративного замалчивания истины, ознакомить Флот и общество с не изжитыми и по сей день предпосылками и причинами аварий и катастроф советских и российских подводных лодок.
   Основная цель книги (с. 3): «...остановить продолжающуюся череду аварий и катастроф кораблей, увечий и гибели подводников». Преследуя эту цель, автор выдвинул и доказал важный, и по его, и по нашему мнению, тезис, пришедшийся, как мы полагаем, не по душе О.А. Ерофееву и тем, кто его зримо или незримо поддерживает:
   (с. 5): «...самый опасный случай, когда безграмотность и безответственность, обостренные волюнтаризмом и уверенностью в безнаказанности любых своих решений и действий, становятся нормой служебной деятельности флагманов Флота. Такие флагманы, как правило, вырастают на почве протекций, а протекции делаются в целях, весьма далеких от интересов Флота... Кто решается остановить неправедные, опасные для плавсостава действия таких флагманов, тем более что свои порой преступные действия они маскируют «обстоятельствами высшего порядка», которые якобы видны только им? Как правило, никто...» <...>

   Об истце О.А. Ерофееве и об особенностях дела
   Формальная причина иска, предъявленного Е. Д. Чернову, – 18 фраз или небольших фрагментов текста из книги «Тайны подводных катастроф», где жестко, но, по нашему мнению, вполне справедливо оцениваются действия О.А. Ерофеева. <...>
   Есть, мы полагаем, и неформальная причина иска. Она в том, что О.А. Ерофеев и ряд поддерживающих его лиц, в прошлом занимавших высокие и высшие командные должности, имеют, как нам представляется, намерение дискредитировать книгу «Тайны подводных катастроф». <...>
   В апреле 1989 г., при катастрофе АПЛ К-278 «Комсомолец», вице-адмирал О.А. Ерофеев командовал Флотилией подводных лодок Северного Флота, в состав которой входила эта уникальная лодка. <...> После гибели лодки и 42 членов ее экипажа О.А. Ерофеев снова вышел сухим из воды. Расследование установило, что в море был направлен не имеющий права на выход в море экипаж.
   Флотоводческая деятельность О.А.Ерофеева завершилась в 1998 году после уголовного дела по признакам совершенного им преступления, предусмотренного ст.285 ч.1 УК РФ – злоупотребление служебными полномочиями в связи с нанесением ущерба Северному Флоту в сумме более 69 млн рублей. Признав обвинение, О.А. Ерофеев полностью возместил ущерб из личных средств, и дело было прекращено по амнистии. Два месяца спустя командующий Северным Флотом адмирал Ерофеев был предупрежден главкомом ВМФ о неполном служебном соответствии и в январе 1999 года уволен в запас до истечения срока заключенного с ним контракта.
   Ныне О.А. Ерофеев – начальник управления департамента муниципального и государственного имущества Москвы, что и является, как мы полагаем, одной из причин настойчивого желания организовать судебный спор с Черновым именно в Мосгорсуде.

   О нарушениях норм судопроизводства по делу 3-2/2003
   <...> 2. Еще до начала процесса он был объявлен закрытым, тогда как претензии истца обращены к документальной повести, содержащей общеизвестные сведения. Объявление судебного заседания или процесса в целом закрытым – прерогатива районного народного суда, и решение принимается после рассмотрения материалов, поступивших в суд или затребованных судом. А Мосгорсуд по просьбе О.А. Ерофеева затребовал секретные материалы заранее, без обсуждения прямой в них необходимости. Цель очевидна – создание искусственного «обоснования» подсудности не районному, а сразу городскому суду. <...>
   Е.Д. Чернов не уклоняется от суда. Он готов доказать достоверность приведенных в книге фактов и объективность своих критических высказываний. Но суд должен быть в Санкт-Петербурге. Ответчик имеет на это право по действующим в стране законам. И по болезни тоже.
   И еще одно немаловажное обстоятельство. По нашему убеждению, дело специально стремятся рассмотреть в Москве, чтобы лишить его возможности доказывать правоту в установленном законом порядке. Среди проживающих в Петербурге адмиралов и офицеров, подписавших это Обращение, многие могли бы выступить свидетелями по делу и подтвердить правоту суждений Чернова о нарушениях, допущенных Ерофеевым, – о его решениях, действиях или бездействии, вследствие которых возникли предпосылки к катастрофам двух атомных подводных лодок. Однако по состоянию здоровья, по семейным и иным обстоятельствам большинство петербургских свидетелей не смогут приезжать в Москву и давать показания перед московским судом, а это, вполне понятно, не будет способствовать и главной задаче суда – установлению истины. Мы не люди «со стороны» и знаем, кто чего стоит. Мы хотим справедливого, а не «однобокого», подпираемого московскими авторитетами, рассмотрения этого дела.
   В нем мы видим не личный конфликт между Черновым и Ерофеевым, а принципиальное различие взглядов на служебный долг и ответственность. Быть или не быть авариям и катастрофам на нашем подводном флоте? Тонуть или не тонуть кораблям в мирное время, в мирном море? За этим не только человеческие трагедии, но и боеготовность флота, обороноспособность страны, престиж государства <...>»
   Под письмом – 57 подписей: адмиралы, капитаны 1-го ранга, герои Советского Союза и России. Как говорится, комментарии излишни.


Немає коментарів: