понеділок, листопада 08, 2010

Плавание атомных подводных лодок подо льдами Арктики

После второй мировой войны в США, Великобритании, Франции и СССР начались работы по проектированию и строительству атомных подводных лодок. Между СССР и странами, входящими в блок НАТО, нарастало с каждым годом противостояние, так называемая холодная война.


Первые атомные торпедные подводные лодки (ПЛА) вступили в строй:
ВМС США в январе 1955 г. ("Наутилус");
ВМФ СССР в январе 1959 г. ("К-3").

После вступления в строй первых ПЛА и до сегодняшних дней идёт освоение Арктики подводными лодками США и СССР (России).

Через Северный полюс впервые прошли:
ПЛА США в 1958 г. ("Наутилус");
ПЛА СССР в 1962 г. ("К-3").

В дальнейшем США и СССР систематически использовали и продолжают использовать Арктику для:
патрулирования атомных подводных лодок с баллистическими ракетами в готовности к нанесению удара по соответствующим объектам (в т.ч. городам) с получением приказания от Верховного командования:
в США - ПЛАРБ;
в СССР - вначале ПЛАРБ, а позднее РПК СН (ракетные подводные крейсера стратегического назначения);
охраны ПЛАРБ и РПК СН с помощью ПЛА (атомных торпедных подводных лодок);
поиска и скрытного слежения за ПЛАРБ и РПК СН с помощью ПЛА в мирное время в готовности к уничтожению ПЛАРБ и РПК СН с началом военных дествий;
в СССР (России) существует до сих пор задача по перебазированию тех или иных проектов атомных подводных лодок с Северного на Тихоокеанский флот и наоборот с целью усиления соответствующих группировок подводных лодок.

Эта задача выполнима лишь в короткий промежуток времени: конец августа - начало сентября , т.к. в остальное время ледовая обстановка довольно сложная и тяжёлая, непозволяющая атомным подводным лодкам всплывать и следовать в надводном положении на участке от изобаты 100 метров в Чукотском море - Берингов пролив - изобаты 100 метров в Беринговом море. Идти же в подводном положении на этом участке не позволяют малые глубины. Таким образом, Северный флот может решать задачи 1-3 круглый год, задачу 4 в указанный короткий срок. Тихоокеанский флот решает только задачу 4 в указанный срок.

Перебазирование атомных подводных лодок с Северного на Тихоокеанский флот (таблица №1).№№ ПЛА Проект Год перехода День и месяц перехода командир ПЛА Руководитель перехода
К-115 627А 1963 3.9 - 12.9 капитан 2 ранга Дубяга И.Р. капитан 1 ранга Кичёв В.Г.
К-178 658 1963 14.9 - 30.9 капитан 1 ранга Михайловский А.П. капитан 1 ранга Игнатов Н.К.
К-14 627А 1966 30.8 - 17.9 капитан 1 ранга Голубев Д.Н. капитан 1 ранга Игнатов Н.К.
К-42 627А 1968 20.8 - 5.9 капитан 1 ранга Заморев В.И капитан 1 ранга Михайловский А.П.
К-55 658 1968 25.8 - 6.9 капитан 2 ранга Перегудов Ю.В. контр-адмирал Кичёв В.Г


С 1977 по 1980 годы с Северного флота через Арктику на Камчатку перешло подо льдами пять атомных подводных лодок с крылатыми ракетами малой дальности 670 проекта (таблица №2).№№ ПЛА Год перехода командир ПЛА Руководитель перехода
К-429 1977 капитан 1 ранга Козлов В.Т. контр-адмирал Чернов Е.Д.
Совместный переход : К- 212 К- 325 1978 капитан 2 ранга Гусев А.А. капитан 2 ранга Лушин контр-адмирал Голосов Р.А. капитан 1 ранга Томко Е.А.
К -320 1979 капитан 2 ранга Аникин В.Т. контр-адмирал Чернов Е.Д.
К-43 * 1980 капитан 2 ранга Марьяшин Н.Я. контр-адмирал Мочалов В.
 * К-43 совершила переход совмесно с РПК СН, руководитель перехода вице-адмирал Матушкин Л.А.


В 1979 г. штаб Тихоокеанского флота спланировал в Чукотском море два мероприятия:
встреча ПЛА К-320, которая должна была совершить переход с Северного на Тихоокеанский флот;
первый в истории Тихоокеанского флота поход ПЛА 670 проекта К-212 (командир капитан 2 ранга Гусев А.А.) в Чукотском море подо льдом до 76 градуса северной широты.

Для этого были выделены следующие силы:
ледоколы "Иван Сусанин" и "Литке";
ГИСУ "Анадырь";
МБ-147.

Старшим на поход был назначен я (командир дивизии капитан 1 ранга Берзин А.С.). Наш походный штаб, во главе с моим заместителем капитаном 1 ранга Анохиным Н.В., находился на ледоколе "Иван Сусанин". Подготовка ПЛА К-212 к походу заключалась в следующем:
пополнении запасов до 100%;
погрузке двух торпед для подрыва подо льдом для создания полыньи, необходимой для всплытия в аварийных случаях;
отработке полного курса боевой подготовки;
проработке и изучении маршрута перехода;
проверке ПЛА К-212 штабами дивизии и флотилии.

Изучение навигационно-гидрологических пособий привело нас к следующим выводам по ожидаемой ледовой обстановке:
Полярный лёд:
двухлетний лёд: толщина не менее чем 2 метра, большая высота надводной части, торосы на нём сглажены;
арктический пак (или многолетний лёд): толщина 2,5 метра и более, поверхность холмистая, в изломе - голубой цвет.
В отдельных районах Арктики встречаются очень своеобразные дрейфующие льды - ледяные острова, толщина 70-80 метров, а их возвышение над уровнем моря достигает 12 метров.

При подготовке к походу был изучен опыт, полученный при переходах ПЛА с Северного на Тихоокеанский флот.

Плаванье подо льдом имеет ряд особенностей. При пожаре, поступлении воды из-за борта, радиоактивной опасности подводная лодка не сможет сразу всплыть в надводное положение, над ней ледяной панцирь, ей придётся искать для всплытия полынью. И если в течении ближайших минут или даже секунд таковой не найдётся, то она погибнет. Плаванье подо льдом всегда связано с определённым риском. Недаром за переход подводной лодки с Баренцева моря на Тихий океан подо льдами Северного Ледовитого океана командирам присваивали звания Героев Советского Союза, а остальной личный состав награждался орденами, медалями, ценными подарками и грамотами.

Поход К-212 состоял из следующих этапов:
Переход в Чукотском море.
Встреча ПЛА К-320.
Тренировочное плаванье подо льдом.
Двухсуточное плаванье подо льдом до 76 градусов северной широты.
Возвращение к месту базирования.

1. Переход в Чукотское море.

26 августа, воскресенье.

Подводная лодка К-212 отошла от пирса в 05:00. Весь день мы шли в надводном положении со скоростью 4 узла до точки погружения. Так было спланировано штабом Тихоокеанского флота, чтобы К-212 и РПК СН, которая возвращалась с похода, могли безопасно разойтись.

27 августа, понедельник.

Три раза в течении суток всплывали на перископную глубину для приема сеанса радиосвязи с берега и определения места. При каждом всплытии на поисковой станции обнаруживали работу радиолокационной станции противолодочного самолёта "Орион" (США). Это свидетельствовало, что за ПЛА ведётся слежение; переход в надводном положении 26 августа не прошёл даром. США также выключили ведомую станцию "Лоран С" в нашем районе, что создало для ПЛА определённые трудности в определении своего места. Появились первые неисправности материальной части: сгорел электродвигатель насоса охлаждения вспомогательного оборудования. Неисправность устранили.

28 августа, вторник.

Прошли острова Беринга и Медный, оставили их слева, справа остров Атту. Идём со скоростью 15 узлов в соответствии с планом перехода. На такой скорости нас безусловно наблюдала система "Сосус" (США).

29 августа, среда.

При каждом всплытии на сеанс радиосвязи с берегом в перископ наблюдали туман и облачность 10 баллов, что полностью исключило определение места подводной лодки по светилам. Обнаружил в работе штурманов ошибку в счислении места подводной лодки в 10 миль. Вместе с командиром подводной лодки приняли организационные и воспитательные меры.

30 августа, четверг.

Прошли изобату 100 метров и всплыли в заданной точке, далее движение продолжили в надводном положении. Злая короткая волна бьёт в правый борт, облачность 10 баллов. Следуем в точку встречи с МБ-147. На поисковой станции обнаружили работу радиолокационной станции буксира; через 30 минут обнаружили его визуально. Обменялись с МБ-147 позывными, построились в строй кильватера, буксир впереди нас, продолжили движение.

31 августа, пятница.

Прошли бухту Провидения, берег видно плохо. Завтра пройдём мыс Дежнева.

1 сентября, суббота.

Проходим пролив Беринга. В перископ виден памятник Дежнёву, наш самый восточный берег страны, направо далеко в дымке Аляска, идём вдоль границы СССР - США. Мыс Дежнева впервые был обойдён с моря в 1648 г. экспедицией землепроходцев, вышедшей из реки Колыма, возглавляемой казаком Семёном Дежневым и купцом Федотом Алексеевым.

2 сентября, воскресенье.

Вошли в Чукотское море. Погода как по заказу, море - 1 балл, ветра нет, с утра было солнце, но облака уже к обеду завоевали всё пространство, лишь у горизонта они образуют кажущуюся землю, льды и фантастические фигуры. Завтра подойдём к островам Врангеля и Геральда. Остров Врангеля был издавна известен чукчам, видевшим его в ясную погоду из района мыса Якан. На западном берегу острова близ мыса Фомы найдены следы селения чукчей, бывшего здесь в XVIII веке. На карту впервые остров был довольно точно нанесён со слов чукчей гидрографом Ф.П. Врангелем в 1823 г. В действительном существовании острова первым удостоверился американский мореплаватель Т. Лонг в 1867 г. Его именем назван пролив между островом Врангеля и материком. Остров Геральд расположен в 35 милях к ОNО от острова Врангеля. Остров открыт в 1849 г. английским судном "Геральд" , в честь которого и был назван.

3 сентября, понедельник.

Прошли остров Геральд. Начали встречаться отдельные льдины похожие на малые корабли. Лёд на изломах голубого цвета. Погода нам благоприятствует: море 1-2 балла, температура воздуха минус 1-5 градусов. Получили от нашего походного штаба точку встречи и границу льдов.

4 сентября, вторник.

На радиолокационной станции обнаружили наш отряд кораблей у кромки льда, установили радиосвязь с ледоколом "Иван Сусанин". Через 30 минут обнаружили отряд визуально: на якоре - ГИСУ "Анадырь", в дрейфе ледокол "Литке", ледокол "Иван Сусанин" стоит во льдах. По радио связался с руководителем походного штаба капитаном 1 ранга Анохиным Н.В. Выяснил обстановку: на ледоколе "Литке" лопнула правая линия вала, чтобы не потерять винт, они провели соответствующие водолазные работы, выставлено четыре гидроакустических маяка; К-320 должна всплыть 5 сентября в 22:00. После переговоров К-212 подошла к самой кромке льда. Лёд рыхлый, размытый, но встречаются и крупные торосы. Наблюдали несколько моржей и белых медведей, которые людей и кораблей не боятся.

2. Встреча ПЛА К-320.

5 сентября, среда.

Находимся в 20 милях южнее от ледокола "Иван Сусанин", ожидаем подхода и всплытия К-320. Прилетел противолодочный самолёт "Орион" (США) и начал на небольшой высоте облёт наших кораблей. С ледокола "Иван Сусанин" сообщили, что ПЛА К-320 всплыла и под проводкой МБ-147 начала движение к нам. Через несколько минут мы их обнаружили, сблизились на голосовую связь, застопорили ход. Начали переговоры: поздравили экипаж с успешным выполнением задачи. Старший на борту Герой Советского Союза контр-адмирал Чернов Е.Д. Он сказал, что у них всё в порядке, всплывали в полынье в 200 милях от кромки льда, лёд в полынье был толщиной 20 сантиметров, толщина льда до кромки 5-7 метров. Взрывы шашек, которые осуществлял ледокол "Иван Сусанин", слышали с расстояния 44 миль, а сигналы гидроакустических маяков наблюдали с 20 миль. Мы пожелали им счастливого пути и К-320 начала движение в строю кильватера с МБ-147 к месту базирования. Запросили у оперативного дежурного Тихоокеанского флота разрешение на тренировочное подлёдное плаванье. Ждём ответа. Готовимся к погружению. Приспособили трубку воздуха среднего давления от тифона для подачи пузырей, чтобы ориентироваться при всплытии без хода в полынье.

3. Тренировочное плаванье подо льдом.

Пришёл ответ от оперативного дежурного: "Начать тренировочное плаванье с 21:00 5 сентября". Обсудили с капитаном 1 ранга Анохиным Н.В. необходимые вопросы, пожелали друг другу всего самого хорошего и пошли под воду курсом N от гидроакустического маяка (МО-2). По показаниям эхоледомера и тракта миноискания появились льды, глубина 50 метров, скорость 7 узлов. Отметили отдельную льдину толщиной до 10 метров, погрузились на глубину 60 метров. Ночь, идём подо льдами, все успокоились, жизнь продолжает идти своим чередом.

6 сентября, четверг.

С момента погружения постоянно наблюдали взрывы шашек с ледокола "Иван Сусанин". В 02:00 повернули на обратный курс. Услышали работу МО-1 и 2, опредилили место подводной лодки, дистанция до них 16 миль. Наметили точку всплытия по корме ледокола "Иван Сусанин" в 3 милях, в точно назначенное время всплыли, замерили дистанцию радиолокационной станцией до ледокола - 3 мили. Донесли на командный пункт Тихоокеанского флота о выполненной задаче и запросили разрешение на двухсуточный поход. После обеда погода ухудшилась: ветер усилился до 15 м/сек, море 5 баллов, облачность 10 баллов. Мы ушли в район у МО-4, а ледокол "Иван Сусанин" зашёл в лёд. В 13:59 на лодке сработала аварийная защита реактора первого рода из-за неграмотных действий командира группы дистанционного управления, с этим быстро справились и главная энергетическая установка продолжила работу в нормальном режиме. Несмотря на плохую погоду опять прилетел противолодочный самолёт "Орион" (США) и стал методично над нами летать на бреющем полёте в течении трёх часов. К вечеру пришло радио от Командующего флотом, где он нам разрешил произвести подлёдное плаванье с 02:00 7 сентября по 02:00 9 сентября. Море - 5 баллов, идёт дождь, ветер до 17 м/сек.

4. Двухсуточное плаванье подо льдом до 76 градусов северной широты.

7 сентября, пятница.

Передали радио на командный пункт (КП) о начале похода и начали погружение: глубина 40 метров, 50, 70, 100. На перископе несут непрерывную вахту, с трюма поступают доклады: "Темно, темно, светло." Когда поступает доклад "светло" - это значит, что между льдинами есть чистая вода или тонкий молодой лёд. Всё дальше и дальше уходим на север, над нами лёд толщиной от 2 до 7 метров. Прошли 76 градус северной широты, начали патрулирование в районе №1, ищем полынью, чтобы в ней всплыть и передать донесение на КП.

8 сентября, суббота.

Повернули на курс 180 градусов, следуем к району нахождения наших кораблей. Продолжаем искать полынью. Наконец, сообщили об обнаружении полыньи длиной около 4 кабельтов. Определили её размеры - 9 на 4,5 кабельтовых. С учётом течения встали в расчётной точке на стабилизатор глубины без хода и начали медленное всплытие на перископную глубину. Доклад из трюма: "Льда нет". Дали пузырь в среднюю группу цистерн главного балласта, подвсплыли на глубину 5 метров. Подняли перископ: солнце, голубое небо и кругом белые льды, подводная лодка посередине полыньи. Лёд вокруг полыньи битый, есть льдины толщиной 1,5-2 метра, между ними тонкий лёд толщиной от 1 сантиметра до 10. Часть личного состава поднялась на мостик, тихо, белое безмолвие. Увидели у самого борта моржа, тот с интересом стал нас рассматривать, потом поднырнул под лодку, всплыл с другого борта, где и продолжил свои наблюдения. В 13:20 погрузились в полынье и продолжили движение к отряду кораблей. Взрывы услышали с 42 миль, а МО-1 с 26 миль.

9 сентября, воскресенье.

Всплыли в назначенной позиции в 02:00

5. Возвращение к месту базирования.

Отряд кораблей и ПЛА К-212 построились в строй кильватера и начали движение к месту базирования. В дальнейшем я перешёл на ледокол "Иван Сусанин". В Беринговом море ПЛА К-212 погрузилась и далее проследовала в район боевой службы, вернулась из похода через месяц. Отряд кораблей прибыл в Петропавловск-Камчатский 17 сентября, нас уже ждали следующие походы, задачи и практические стрельбы. Флотская формула: "Наказание невиновных и награждение непричастных" в нашем случае не сработала, о нас просто забыли.

Источник: Военно-технический альманах «Тайфун» №9/2000 (28)

Немає коментарів: