Кожна людина має право на висловлювання власної думки, ніхто не має права засудити її за ті, чи інші думки, навіть якщо вона каже щось не вірно.
вівторок, листопада 16, 2010
Британский подводный флот.
История
Появление в начале XX-го века подводных лодок как самостоятельного класса кораблей и начало их активного применения в Первой мировой войне создали необходимость специальной подготовки их экипажей и в первую очередь – командиров. "Заимствование" пусть даже лучших командиров и офицеров с надводных кораблей оказалось не слишком продуктивным – специфика тактики и повседневной жизни лодок требовала специальной подготовки. Британское Адмиралтейство пришло к такому заключению в 1917 году, когда был создан Commanding Officers Qualifying Course (COQC) – Курс подготовки командиров (ПЛ). К этому решению привели в том числе значительные потери лодок и расширение их строительства. "Самородков" вроде Макса Хортона и Мартина Нэсмита было уже недостаточно, требовалась систематическая подготовка командных кадров.
Курс этот существует и поныне. Его официальное название сменилось на SubMarine Command Course (SMCC) – Курс командования ПЛ, а неофициальное осталось тем же – Perisher. "Губитель", "крайность" и много других переводов возможны для этого термина. Столь яркая эмоциональная окраска связана с правилами прохождения курса, осуществляющего не только подготовку к командованию ПЛ, но и отсев неспособных к этому. Правила жесткие. Офицер не может занять должность старпома (executive officer, ХО), а затем и командира ПЛ (commanding officer, CO), не пройдя Perisher. Отбор кандидатов на курс производится Командованием подводных сил, но участие в нем является добровольным. Для каждого участника по результатам курса возможны только два варианта, две крайности – либо он прошел, и тогда в течение года он гарантированно становится старпомом на одной из лодок, либо он не прошел и никогда не ступит на борт ни одной лодки Ее Величества, да и вся его военно-морская карьера, скорее всего, будет окончена. Средний отсев за время существования курса – около 25%.
В результате такого жесткого подхода к отбору потенциальных командиров ПЛ курс Perisher считается одним из самых сложных в вооруженных силах Великобритании, да и не только в них. Для участия в курсе своих кандидатов направляют Австралия и ЮАР, Канада и Дания, Южная Корея и Израиль, Бразилия и Сингапур, и даже Аргентина и США. Естественно, дальнейшая карьера иностранных кандидатов находится в руках их морских ведомств, однако большинство стран придерживаются именно британского подхода к Perisher – "пан или пропал".
В 1995 года Королевские военно-морские силы отказались от содержания дизель-электрических ПЛ, однако зарубежный спрос на "дизельный" Perisher был достаточно велик, и этот курс был передан военно-морским силам Нидерландов. Как и раньше, обучение ведется на английском языке, в процессе обучения лодки ВМС Нидерландов зачастую базируются на британские базы, взаимодействуют с кораблями и авиацией ВМС Великобритании, а также с проводящимся в это же время обучением на британском "атомном" Perisher.
Цели и задачи курса
Особенность Perisher состоит в том, что это одновременно и курс обучения, и экзамен на готовность к командованию. Кандидатам даются знания и навыки по управлению ПЛ, но в процессе этой передачи отсеивается до четверти участников.
Официально система ценностей Perisher выглядит так: "Во-первых – безопасность своего корабля, во-вторых – сохранение скрытности, в-третьих – выполнение задачи". Несмотря на кажущуюся "беззубой" расстановку приоритетов, курс готовит командиров к достаточно агрессивным действиям и отсеивает тех, кто к этой агрессивности не готов. Perisher вырабатывает и проверяет не столько тактические, сколько лидерские способности кандидатов, их стремление к совершенству, агрессивность и "жажду командования".
Достаточная длительность курса позволяет более глубоко изучить именно личностные качества кандидатов, их обучаемость и умение работать в коллективе, причем в самой напряженной обстановке. Отсев кандидатов обычно начинается примерно в середине курса – отчисляются не те, кто совершает ошибки (ибо их совершают все), а те, кто не учится на ошибках и повторяет их.
В целом можно сказать, что основной задачей курса является подготовка кандидатов к действиям в сложной и нестандартной обстановке. Курс приучает будущих командиров к тому, что типовых решений недостаточно на все случаи жизни, что зачастую необходимо принимать необычные решения, обеспечивая при этом безопасность своего корабля.
Построение курса
Благодаря единым корням в "атомном" и "дизельном" Perisher больше общего, нежели различий. В каждой группе по 5-6 кандидатов, крайне редко до 10. Длительность курса – около 24 недель. Обучение делится на береговую и морскую часть, примерно равные по времени. Возглавляет обучение Учитель (Teacher), назначаемый из числа самых опытных командиров ПЛ. Обучение ведется в четыре фазы, первые две – фазы безопасности (safety phase), последние две – тактические (tactical phase).
Первой фазой является обучение на береговом тренажере способам обеспечения безопасной навигации в сложных условиях. Кандидаты должны научиться безопасно маневрировать в условиях мелководья, при наличии судоходства, в тяжелых погодных условиях, имея из средств освещения обстановки только перископ. В неофициальном названии этой фазы – "eyes only" – содержится игра слов, это типовая пометка "только лично", но в прямом переводе – "только глазами". В этот период у кандидатов вырабатываются глазомер, умение анализировать обстановку, быстрота принятия решений, умение принимать решения при недостатке информации и другие качества, которые потребуются в тактической фазе.
На второй фазе отработанные на тренажере навыки проверяются в море при командовании реальной ПЛ. Кандидаты по очереди занимают должности "вахтенного командира" ПЛ (duty captain), старпома (ХО), штурмана (navigator) и офицера управления оружием (fire control officer, ближе всего к КБЧ-7, но с элементами обязанностей КБЧ-3). Экипаж ПЛ выполняет их указания, все маневры и действия осуществляются фактически. Учитель ставит перед кандидатами задачи и дает вводные, а также иногда вмешивается в порядок "ротации" кандидатов между должностями. Лодка действует сперва в одиночку, затем совместно с двумя-тремя надводными кораблями, зачастую в районах с интенсивным судоходством. Кандидаты отрабатывают безопасное маневрирование, в основном на перископной глубине, вблизи быстроходных и резко маневрирующих надводных кораблей. И все так же пользуются только перископом и картой.
Третья фаза – изучение и отработка тактики на береговых тренажерных комплексах. Является подготовительной для последней и самой сложной части – реализации всего изученного в море. Здесь в распоряжении командира оказывается весь имеющийся на борту арсенал средств освещения обстановки.
Четвертая фаза проходит целиком в море и длится около 4 недель. Как и во второй фазе, кандидаты поочередно исполняют обязанности командира, старпома, штурмана и офицера управления оружием. Чаще всего четвертая фаза и "дизельного" и "атомного" Perisher проводится у побережья Шотландии, изобилующего мелкими островами, узкими бухтами и проливами, перепадами глубин и прочими сложностями. Основные отрабатываемые задачи – разведка, высадка и прием спецназа, скрытное слежение. Естественно, отрабатываются и противолодочные действия, и атаки по надводным кораблям. При обучении противолодочным действиям часто устраивают "дуэльные" ситуации между курсами "атомного" и "дизельного" Perisher. На протяжении первой недели задачи отрабатываются "без противодействия", затем постепенно к противостоянию привлекаются корабли, самолеты и вертолеты Королевских ВМС, отрабатывающие свою часть противолодочной подготовки. При этом в районах обучения продолжается регулярное коммерческое судоходство, что заставляет кандидатов решать еще и задачу различения "врага" и "нейтрала". Четвертая фаза часто совмещается с достаточно крупными учениями Королевских ВМС и совместными учениями ВМС стран НАТО, что позволяет кандидатам Perisher поучаствовать в крупномасштабных маневрах. Венцом четвертой фазы являются "прибрежные выходные", когда все действия проводятся в непосредственной близости от берега.
Инциденты
Любое обучение не обходится без происшествий, а уж обучение агрессивным действиям в сложной обстановке и подавно. Трудно судить об уровне аварийности при проведении Perisher за всю его историю, однако вот два инцидента последних лет.
АПЛ Triumph 19 ноября 2000 года "коснулась мягкого грунта" в подводном положении у западного побережья Шотландии. О пострадавших не сообщалось, масштаб поврежедний, видимо, незначительный.
АПЛ Trafalgar 6 ноября 2002 года ударилась о грунт в подводном положении у острова Скай. Лодка находилась под управлением одного из кандидатов курса Perisher, двигаясь на скорости около 15 узлов при глубине места около 50 метров. Пострадали три члена экипажа. Командовавший АПЛ кандидат и инструкторы были признаны виновными и наказаны. Восстановление лодки заняло 15 месяцев и стоило около 5 миллионов фунтов стерлингов.
Традиции
Традиции Perisher во многом способствуют созданию вокруг этого курса ореола "великого и ужасного", "строгого, но справедливого" и представления его как некоего "обряда посвящения" в элиту военно-морских сил – командиры ПЛ. То есть, традиции в сущности являются одним из элементов подготовки будущего командира, действующим на его подсознание еще до того, как он попал на курс.
Самой известной является традиция отчисления. Отчисление может произойти в любой момент курса с первого до последнего дня обучения. Отчисленного кандидата никоим образом не предупреждают об отчислении, в какой-то момент он просто получает свои вещи, упакованные одним из членов экипажа лодки или обслуживающего персонала учебного центра, в морской части курса его высаживают на катер, снабдив "утешительной" бутылкой виски. Но основной традицией в отчислении является все же не бутылка, а прекращение карьеры отчисленного как подводника, а чаще всего – и как военного моряка вообще. Именно эта жесткость формирует образ курса. Стоит отметить, что этот образ жесткого отбора работает и на авторитет выдержавших курс – старпом и командир любой британской лодки обязательно прошли этот отбор.
Для прошедших курс до конца также существуют две традиции. Во-первых, имена всех выпускников Perisher, в том числе имена иностранцев, заносят на мраморную доску, "Стену", в Школе подводного плавания в Плимуте. Во-вторых, выдержавшие курс устраивают на базе в Фаслейне "завтрак Perisher", обычно общий для "атомного" и "дизельного" курсов, на который приглашаются командиры кораблей и подразделений, обеспечивавших обучение и противодействовавших кандидатам. Изначально это был действительно завтрак, проводившийся утром в понедельник после окончания курса. Сегодня название "завтрак" сохранилось, но проводится он вечером в воскресенье, т.е., в сущности, уже входит в курс.
Американский подход
Курсы для будущих командиров ПЛ (Prospective Commanding Officer Course, PCO course) были созданы в ВМС США в 1941 году. На них попадают старпомы ПЛ, отобранные для выдвижения на должность командира ПЛ или береговые должности соответствующего уровня.
Курсы проводятся четыре раза в год. Изначально курсы разделялись на Тихоокеанские и Атлантические, но с 1984 года обучение будущих командиров обоих побережий проводится совместно. С 1963 года в программу добавлена подготовка командиров ПЛАРБ. Обучение состоит из девятинедельного тактического курса и трехнедельного курса в море.
В отличие от британского Perisher, американский курс PCO не пользуется такой известностью. Возможно, это связано и с отсутствием до недавнего времени на этом курсе иностранных слушателей. Впрочем, в 2002 году была начата программа обмена, по которой американские офицеры направляются на британский Perisher, а британские – на американский курс PCO. Чуть позже, в 2003 году американские офицеры начали принимать участие и в "дизельном" Perisher, проводимом ВМС Нидерландов.
Заключение
Курс Perisher позволяет флотам-участникам, в первую очередь британскому, не только отбирать немногих лучших из большого числа претендентов, но и отсеивать тех, чьи амбиции не соответствуют (с точки зрения отсеивающего) их возможностям. Кроме того, курс способствует накоплению и передаче "корпоративного опыта", формированию тесных дружественных отношений, не лишенных при этом чисто британского "соревновательного духа".
Когда АПЛ Conqueror вернулась из похода, в котором потопила аргентинский крейсер General Belgrano, один из корреспондентов спросил ее командира коммандера Криса Рефорд-Брауна, не колебался ли он перед тем, как отдать приказ на атаку и, в сущности, на гибель людей. Коммандер ответил: "Королевский флот потратил 13 лет на подготовку меня к такому событию. Было бы чрезвычайно печально, если бы я не справился с ним". Хорошая иллюстрация, не правда ли?
dutchsubmarines.com
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар