Быть моряком — значит ежеминутно быть готовым к любым неожиданностям
Праздник военных моряков — для всего Приморья день особенный. Ведь с Тихоокеанским флотом так или иначе связаны практически все города и села края, их производство и экономика, а вся мужская часть населения — разве мы не моряки и не в тельняшках?!Тем паче, что торжества 25 июля, посвященные профессиональному празднику военных моряков, пройдут во всех без исключения частях и на кораблях, в местах дислокации флота, т. е. по всему краю нашенскому... Во Владивостоке заканчивается подготовка к военно-морскому параду, идут репетиции театрализованного представления. Число его участников составит нескольких сот человек. Линию морского парада будут представлять надводные корабли различных классов и подводные лодки.
Местом проведения военно-морского шоу по традиции станет акватория Амурского залива и водная станция ТОФ. В этот день на ее трибунах среди приглашенных в парадной форме будет принимать парад и один из самых уважаемых ветеранов ТОФ — председатель Морского собрания Владивостока вице-адмирал запаса Борис Приходько, который отдал службе на море почти 40 лет жизни.
На флот — по "болезни"
— Я провел в море — в отсеке и на командирском мостике подлодки — более 20 лет жизни. Вывел личное правило: в любое мгновение будь готов к нештатной ситуации. А значит, постоянно анализируй и думай, сотни раз проигрывай в уме всевозможные неожиданности и действия по их ликвидации — свои и экипажа. До автоматизма: вскочил со сна — и уже готово решение. Хотя жизнь моряка-подводника — штука сложная и состоит она, по большому счету, из сплошных нештатных ситуаций.Первой такой ситуацией стала Великая Отечественная, круто замешавшая мою жизнь с детства. В начале войны папа лейтенантом ушел на фронт, а семья несколько лет мыкалась по эвакуациям... Собрались вместе только в 1944 году — отца направили в освобожденный Харьков командиром роты суворовского училища. Когда я окончил 9 классов, его перебросили на Дальний Восток, в Благовещенское военное училище. А в 1956 году я по комсомольскому набору рванул из Амурской области во Владивосток.
Мое решение стать морским офицером на семейном совете прошло двумя голосами — моим и отца. Мама смирилась... Выбрал я "командирский" — штурманский — факультет. Все четыре с половиной года учился на "отлично". А отличнику тогда была одна дорога — в стремительно развивавшийся подплав, там командирский рост шел быстро.
Ботинок Хрущева и "автономка голодных"
— Служба на лодках для меня тоже началась с нештатной ситуации. Перед выпуском я курсантом пятого курса стажировался в Вилючинске, на Камчатке, на "эске" 613 проекта — С-176, тогда это была новейшая советская субмарина. Как раз в те дни глава КПСС Хрущев "громко" выступил на ассамблее ООН в Нью-Йорке — стучал ботинком по трибуне, обещал Америке "кузькину мать"... Нас наутро по боевой тревоге — два часа на сборы! — бросили в океанскую автономку. Отпускников-офицеров заменили прикомандированными, те спросонья командиру доложили: "К бою готов!", швартовые команды отдали концы — и в море. На третьи сутки врач — он кроме медицины еще и за провизионку отвечал — лично проверил заведование и выяснил, что продуктов на борту... кот наплакал.— Мало?
— Практически не было. В трюмах — жестянки с сухарями, на камбузе — ведро растительного масла, в холодильнике — шесть палок "конской" колбасы. Ну, и аварийные бачки в отсеках — десять пачек сахара, сгущенка, ящик галет. На полсотни голодных ртов...
— Наверное, дали радио, вернулись в базу, командир получил партийное взыскание?
— Нет! Провели в подводном положении открытое партсобрание, обложили на нем от души раздолбаев-снабженцев и единогласно приняли решение... затянуть пояса и сдюжить.
— Сдюжили?
— А то! Как это сейчас в песне поется: "Но мы ж подводники, мы ж моряки!" Месяц голодными несли службу в районе! Утром — чай с сухарем, днем — сухарь с баландой, вечером — чай с размоченными и зажаренными галетами. Но бдили, хотя иной раз и падали в голодные обмороки... Пришли в базу, нескольких моряков эвакуировали из отсеков в санчасть на носилках — сами они уже не ходили, да и нас на пирсе ветром качало. Но потом — усиленное питание, доппаек, и через неделю запросились на танцы...
А я вернулся в ТОВВМУ, защитил диплом, получил погоны и кортик, отгулял отпуск — и снова на Камчатку, командиром рулевой группы на лодку С-179. Два года автономок, "дом" на плавбазе, переход лодки во Владивосток...
— Это же здорово — ближе к цивилизации...
— А у меня опять — нештатная ситуация! Рвусь в командиры, а меня уже заценили как специалиста! Сначала тянули с назначением в помощники командира, а через пару лет мне — тогда лучшему штурману ТОФ — предложили должность флагманского штурмана 19-й бригады, в Малом Улиссе. Одна из лодок бригады тогда села на мель у острова Аскольд. Ночью вахту на мостике нес замполит: была в то время такая мода: для них доверие партии было выше знаний и опыта! Ну, а сняли за аварию — флагштурмана (он, а не замполит, оказался крайним). А я — "крайним" на должность нового флагманского.
— Тоже рост...
— А я в ответ — рапорт: хочу стать командиром! Комбриг — умница и человек слова капитан 1 ранга Радий Борисович Радушкевич — два часа мне объяснял: ну, нету у меня штурмана лучше, ну, потерпи пару лет — сразу отправлю на классы. Согласился, из морей не вылазил, натаскивая лейтенантов в навигации и подводном счислении. А Радушкевич — молоток, обещание сдержал! Ровно через два года, прямо из морей, с борта лодки, снял меня на самолет, на командирские классы в Питер.
Дрожи, супостат!
— В конце шестидесятых годов в СССР началось массовое строительство ракетоносных атомоходов. В 1969 году я пришел помощником на достраивавшийся в Большом Камне первый корпус "азух" — К-399 (пр. 667) под командованием капитана 1 ранга Андрея Павловича Катышева. Классная была лодка: экипаж скомплектован из лучших моряков ТОФ, командир — подводный уникум, которого ценил сам главком Горшков.Потом мы перешли в дивизию ракетных стратегических АПЛ на Камчатку, и начались подводные будни — по 250-300 суток в году проводили в море. Наши ракетоносцы тогда постоянно несли службу в пределах досягаемости территории вероятного противника.
— У берегов США?
— Разумеется. Рос я в те годы по службе быстро и счастливо — ни одной серьезной нештатной ситуации. Возможно, играла роль тактика "стратегов". Задача была одна: тихо, скрытно, незаметно, на глубине дотащить в "пузе" атомного подводного крейсера поближе к супостату платформу с шестнадцатью баллистическими ракетами и десятками атомных боеголовок в них. И так же тихо и скрытно ползать в районе, ожидая времени "Ч".
...Нештатная ситуация случилась в самые первые дни моей командирской службы. Я перегонял лодку с Камчатки на ремонт в Большой Камень, а сам во время ремонта должен был сдать "железо" сменщику и идти на учебу в военно-морскую академию. Техническое состояние лодки стало за годы службы неважным, исправна только одна линия вала, разболтались рули глубины. А нам приказ: в подводном положении (!) на скорости 14 узлов (!) скрытно преодолеть Курильский пролив! Ну и прямо в проливе отказали рули глубины, лодка на скорости и с дифферентом 30 градусов резко пошла вниз...
— Глубоко?
— За предельную (400 метров для лодок этой серии, — прим. ред.) глубину. Переборки трещали... Дал задний ход, продул носовую и среднюю цистерны, срочное всплытие — выкарабкались, словом... Осмотрелись, погрузились, рукой махнул на приказ и — добирался до пирса завода на малых ходах.
Офицер присягает единожды
— В 1976 году я был назначен начштаба дивизии, а в 1979-м стал командиром "восьмерки" — 8-й дивизии АПЛ на Камчатке, лучшего подводного соединения ВМФ СССР, тихоокеанского "ракетного щита Родины", как тогда говорили. В декабре 1983 года дорос до заместителя командующего ТОФ по боевой подготовке...— А почему вы командующим флотом не стали?
— Думаю, не вписался в тогдашнюю кадровую, точнее, политическую линию... К тому же к началу 1990-х годов уже ощущался грядущий хаос, нужно было удержать оборону страны от нештатных ситуаций. Мне предложили должность в Москве с длинным названием: заместитель адмирал-инспектора — адмирал-инспектор подводных сил ВМФ Главной инспекции МО СССР. Два года — когда вокруг все рушилось — мотался по стране: Балтика, Тихий океан, Черное море. Много работал с армейскими структурами, возглавляя рабочую группу Минобороны по проверке работы Военных советов округов и флотов — от Калининграда до Дальнего Востока.
А командующим я стать — мог! В 1993-м мне позвонил министр обороны Украины: не могли бы вы вернуться на историческую родину и возглавить ВМС Украины? Я ответил по-офицерски: присягу даю одной стране, один раз в жизни.
Борис Федорович Приходько родился на Украине в 1939 г. В 1956 г. поступил в ТОВВМУ. Служил на дизельных и атомных подводных лодках ТОФ — от командира рулевой группы до командира стратегического ракетоносца. С 1976 г. — начштаба, командир 8-й дивизии АПЛ на Камчатке, в 1983-1990 гг. — замкомандующего ТОФ по боевой подготовке, в 1990-1993 гг. — в Главной инспекции Минобороны. Уволен в запас в 1995 г. с должности главного капитана-наставника ДВМП по военно-морской подготовке.
Немає коментарів:
Дописати коментар