Кожна людина має право на висловлювання власної думки, ніхто не має права засудити її за ті, чи інші думки, навіть якщо вона каже щось не вірно.
понеділок, листопада 15, 2010
Неладно что-то с «Ладой»
Питерцы говорят, что построили уникальную лодку, а морякам она не нужна
8 мая в Санкт-Петербурге наконец-то подняли Военно-морской флаг на уникальном долгострое российского подплава. Впрочем, о долгострое в тот день никто не говорил. Фото "Navy.ru"
В преддверии Дня Победы корабелы «Адмиралтейских верфей» подписали приемный акт головной подводной лодки 677-го проекта «Санкт-Петербург». Корабль завершил государственные испытания, 8 мая на нем подняли Военно-морской флаг. Генеральный директор предприятия Владимир Александров на торжестве заявил о том, что рассматривается возможность серийного строительства аналогичных подлодок.
КАК водится в России в такие минуты, говорили об уникальности головной подлодки IV поколения, какой признан «Санкт-Петербург». О том, что «уникальная подлодка» являлась уникальным долгостроем, о том, что ранее объявлявшиеся (мыслимые и немыслимые) сроки ее сдачи в эксплуатацию давно прошли, - об этом как-то не вспоминалось. Не вспоминалось и о том, что этот самый долгострой стоил сломанной карьеры главному конструктору 677-го проекта Юрию Кормилицыну. А уж тем более не упоминали о том, что у российского флота, принявшего «Санкт-Петербург», имеются серьезные претензии к 677-му проекту и даже звучит вопрос об отказе от строительства всей серии.
Чудеса, да и только!
Итак, дизель-электрическая (или неатомная) подводная лодка «Санкт-Петербург» проекта 677 (класс «Лада») была сконструирована по проекту ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» с репутацией корабля четвертого поколения. По комментариям специалистов, «Санкт-Петербург» проекта 677 является логическим продолжением лодок проекта 877 (класс «Kilo»), более известных как «Варшавянки». У «Варшавянок», тут нечего возразить, прекрасная репутация. Недаром же 24 подлодки этого класса были в строю советского и российского флота, а 29 охотно были куплены зарубежными заказчиками. У «Санкт-Петербурга», напротив, «подмоченная репутация», очевидно, корабль вообще поставил рекорд долгостроя дизель-электрических подлодок в России – заложили его еще в 1997-м, построили к 2005-му, а затем еще пять лет «испытывали»...
Кстати, сегодня на «Адмиралтейских верфях» ведется строительство еще трех, уже серийных, подводных лодок проекта 677. «Крон-штадт», например, заложили в июле 2005 года, и она должна была вступить в строй в 2008-м; «Петрозаводск» заложили в начале 2006 года и собирались сдать в прошлом году. Но все, включая и третий корабль – «Севастополь», в сроки тоже не уложились. По мнению экспертов, дизель-электрические лодки обычно строятся один год, как исключение – два. «Санкт-Петербург» выплыл за рамки всех исключений – 13 лет!
24 марта этого года Центральный военно-морской портал официально заявил: «Руководство ВМФ РФ рассматривает вопрос о снятии заказа на подводные лодки 677-го проекта «Лада» и его замещении заказом на постройку модернизированных лодок проекта 877 «Варшавянка» (!). На совещании руководителей ОПК с участием президента России Дмитрия Медведева в Реутово в октябре 2009 года начальник вооружений ВС России генерал армии Владимир Поповкин выступил с резкой критикой проекта 677: «Лада» еще и хуже «Варшавянки»…»
Прозвучало это как гром средь ясного неба. Годами (!) нас уверяли, что 677 проект затмит всё и вся, модели «Санкт-Петербурга», а потом и сам корабль несколько лет мозолили глаза на выставках и салонах вооружений, накануне Дня подводника (19 марта 2010 года) начальник Главного штаба ВМФ РФ вице-адмирал Олег Бурцев заявлял: «Санкт-Петербург» поступит на вооружение флота в 2010 году, а ВМФ намерен построить в ближайшем будущем восемь таких лодок», а еще через неделю флот готов отказаться от проекта как от неудавшегося эксперимента? Чудеса!
Тлеют слухи и догадки
«Недовольство ВМФ имеет объективные причины, - пишет Игорь Маковкин в своем обзоре на Военно-морском портале. - Стоимость неатомной подводной лодки IV поколения соизмерима с затратами на постройку современного атомохода. При ограниченном финансировании программы военного кораблестроения моряки постоянно ломают голову над тем, как лучше распределить бюджетные средства, а «Санкт-Петербург» отчего-то не могут ввести в строй 13 лет…»
Некий намек на технические причины содержится в словах бывшего начальника комиссии государственной приемки кораблей ВМФ контр-адмирала Дмитрия Островского, который вы-сказался так: «Объективно были ошибки на этапе проектирования. На этапе швартовых и заводских испытаний было выявлено много недостатков в системе энергодвижения, сложной системе вооружения и военной технике нового поколения». Правда, в 2008 году тот же Островский вы-сказался: «Надо продолжать заводские и ходовые испытания, принимать корабль на госиспытания со всеми проблемами, которые существуют уже и будут еще определены в ходе госиспытаний». Эти его слова цитирует тот же Игорь Маковкин.
Голоса критики нет-нет, а пробивались в открытую печать. Сначала разговоры упорно вертелись вокруг так называемого всережимного главного электродвигателя на постоянных магнитах, дескать, хотели сделать лучше, чем у немцев, а получилось по-российски – как всегда. Государственный научный центр Центрального научно-исследовательского института «Электроприбор», который разрабатывал этот самый двигатель, после долгого молчания все же заверил – недостатки исправлены и теперь все будет работать надежно в любых условиях. Потом был слушок о неполадках в системах сразу нескольких боевых радиоэлектронных систем…
Одновременно звучали утверждения, мол, в 677-м проекте конструкторы переборщили с нововведениями. На корабле и в самом деле высочайший коэффициент обновления оборудования (до 70%), внедрено 127 новинок техники. По отдельным высказываниям, как раз это и привело к ситуации, когда одно стало мешать другому.
Наконец, зазвучала главная «крамола»: лодка вовсе не является субмариной IV поколения, как это было изначально обещано российским морякам. «Санкт-Петербург» действительно не оснащен вспомогательной анаэробной энергетической установкой, которая, собственно, и позволяет кардинально увеличить продолжительность пребывания лодки под водой с запасом хода до 700-1000 часов. То есть заявка на то, чтобы опередить или хотя бы стать вровень с новейшими неатомными подлодками Франции, Швеции и Германии в этих показателях у 677-го проекта была. Но так и не состоялась. Может, поэтому и провалился «Санкт-Петербург»?!
Молчание главного идеолога
В то же время многих озадачило и даже насторожило то, что никаких комментариев не позволял себе (и до сей поры не позволил) уже бывший генеральный конструктор «Лады» Юрий Кормилицын. Масла в тлеющий огонек слухов подбросили кадровые перетряски лиц, ответственных за проект. Так, был уволен Юрий Кормилицын, а его, между прочим, и сегодня называют идеологом проекта российской подлодки IV поколения. Уволили и руководителя ЦКБ МТ «Рубин» Игоря Спасского, а потом и Владимир Здорнов, который увольнял Кормилицына и Спасского, тоже оставил кресло руководителя. Недоумение вызвало и то, что проблемы 677-го проекта не обсуждались на экспертном совете при главкоме ВМФ, что само по себе не просто удивительно, но и недопустимо.
***
В свое время предшественниц «Санкт-Петербурга» - «Варшавянок» прозывали «черными дырами в океане». Прозывали их так за малошумность – для акустиков они будто проваливались, исчезали, как в бездонной дыре. Проект 677, такое впечатление, тоже можно назвать «черной дырой в океане», но не в реальном океане, а в океане недоговоренностей и секретов.
Наконец самое главное. Вся эта история происходит на фоне безрадостной картины одряхлевшего подводного флота России - на замену устаревшим дизель-электрическим лодкам ничего не строится. Вдумайтесь в такие цифры: четыре подлодки проекта 677, будь они сейчас построены, удовлетворили бы только 10 процентов потребности подплава российского флота. Что это, как не катастрофа?!
Заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ
_________________
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар