субота, листопада 13, 2010

Адмиралы разные бывают...Военно-морская болезнь




За мир и согласие
       До 1993 года российский военно-морской флот по сравнению с другими видами вооруженных сил был едва ли не образцом стабильности. Даже развал Союза и создание российской армии не привели к массовым кадровым пертурбациям

. Назначенные еще советским руководством командующие флотами сохранили свои должности, а решение сменить главкома ВМФ СССР Владимира Чернавина на командующего Северным флотом Феликса Громова было полностью оправданным: ведь и сам Чернавин пришел в 1981 году на должность начальника главного штаба ВМФ с должности командующего самым мощным из всех советских флотов. Для сравнения: в сухопутных войсках были заменены все командующие военными округами.
Вячеслав Попов командовал самым мощным флотом, но главкомом уже не станет: помешал "Курск"

       А в начале 1993 года разгорелся скандал вокруг трагедии на тихоокеанском острове Русский, где от различных болезней скончались четверо моряков-призывников, еще несколько десятков были госпитализированы в тяжелом состоянии. С должности был снят командующий Тихоокеанским флотом адмирал Геннадий Хватов. Главком Громов пытался было помочь своему давнему знакомому и даже предлагал ему высокий пост в Москве, но тогдашнему министру Павлу Грачеву было необходимо совершить ритуальное жертвоприношение.
       На место Хватова главком отправил во Владивосток своего заместителя Григория Гуринова. Для Громова это был хороший способ избавиться от амбициозного и намного более популярного, чем сам главком, конкурента. А еще через год с небольшим Гуринова вообще убрал с военно-политической сцены другой конкурент Громова — первый замглавкома адмирал Игорь Касатонов.
      
За место под солнцем
       Касатонов до сентября 1992 года командовал Черноморским флотом. А точнее — не командовал, а вполне успешно оборонял его от посягательств Киева, который объявил ЧФ своей собственностью. Когда было решено, что до подписания соглашения о разделе ЧФ он будет находиться под совместной юрисдикцией России и Украины, Киев первым делом потребовал убрать из Севастополя адмирала Касатонова. За мужество и героизм, проявленные при отстаивании российских интересов в Черном море, он был назначен первым замглавкома. Однако в главкомате ни для кого не было секретом, что Касатонов останавливаться на достигнутом не намерен. Дело в том, что отец Касатонова дослужился как раз до поста первого замглавкома, но высший пост в военно-морской иерархии ему так и не дался. Сын хотел во что бы то ни стало пойти дальше родителя.
Олег Ерофеев командовал самым мощным флотом, но главкомом не стал: помешала дача в Барвихе

       Когда в мае 1994 года на складах Тихоокеанского флота в поселке Новонежино близ Владивостока произошел пожар, а в результате взрывов пострадали несколько десятков человек, возглавить комиссию по расследованию происшествия Громов поручил Игорю Касатонову. Феликс Громов, конечно, намеренно столкнул двух своих главных конкурентов: он понимал, что Касатонов сделает правильные выводы. Лучше уж иметь одного конкурента, чем двух.
       Действительно, на основании материалов проверки флота было принято решение об отстранении Гуринова от занимаемой должности, а вслед за этим адмирал был уволен с военной службы. О том, что за два года до этого в том же Новонежино тоже рвались склады боеприпасов, но комфлотом за это никак не пострадал, а Гуринов не прокомандовал флотом и полутора лет, никто не вспомнил. "У нас больше не будет должности 'хороший человек'. Тихоокеанский флот стал худшим объединением в вооруженных силах",— заявил Павел Грачев, который, говорят, был очень недоволен качеством присылаемых ему из Владивостока морских деликатесов. Стихийные офицерские собрания попытались было заступиться за Гуринова, но тщетно.
      
За чистоту рядов
Михаил Захаренко стал первым заместителем главкома, но главкомом не станет: помешало неудачное руководство Тихоокеанским флотом

       Новым командующим стал начштаба флота Игорь Хмельнов. В отличие от своего предшественника Хмельнов сумел сработаться и с Громовым, и с Грачевым. Главком ВМФ разглядел в Хмельнове человека, который сможет стать его достойным преемником. Уже в феврале 1996 года, за год с небольшим до 60-летия главкома Громова (тогда предельный возраст военнослужащих не должен был превышать 60 лет), Хмельнов назначается начальником главного штаба ВМФ. Громов рассчитывал, что за полтора года Хмельнов наберется опыта работы в Москве и подготовится к очередному повышению.
       Но летом 1996 года новым министром обороны стал Игорь Родионов, который начал борьбу с армейской коррупцией. Под горячую руку неожиданно попал и Хмельнов. Главная военная прокуратура выяснила, что в бытность Хмельнова командующим флотом сын адмирала за счет фондов Тихоокеанского флота получил трехкомнатную квартиру во Владивостоке. При этом сын командующего был представлен в документах матросом, каковым никогда не являлся. Себя командующий обеспечил пятикомнатной квартирой в доме, где жил губернатор Приморья Евгений Наздратенко,— эту квартиру оплатило минно-торпедное управление ТОФ. Позже адмирал ее приватизировал, а уезжая в Москву, продал. В столице Хмельнов выхлопотал еще одну квартиру, пояснив, что жилье во Владивостоке являлось "служебно-должностным" и при переводе в столицу он сдал его флоту. В апреле 1997 года адмирал был уволен из вооруженных сил.
 Игорь Хмельнов был начальником главного штаба ВМФ и считался официальным преемником главкома Громова, но главкомом так и не стал: помешали квартиры во Владивостоке

       Впрочем, ничего неожиданного во всей этой истории на самом деле не было. В главкомате ВМФ были убеждены, что сведения о махинациях Хмельнова министру Родионову передал не кто иной, как Игорь Касатонов, а глава ведомства, в свою очередь, подключил прокуратуру.
       Кто "сдал" командующего Северным флотом Олега Ерофеева, который хотя бы по статусу возглавляемого им флота мог претендовать на пост главкома, неизвестно. Однако в том же 1997 году военная прокуратура обвинила адмирала в незаконном использовании личного состава, техники и материалов для строительства особняка в подмосковной Барвихе. Нанесенный Ерофеевым ущерб был оценен в 80 млн руб. Увольнения адмирал тогда все же сумел избежать, поскольку компенсировал ущерб. Но на карьерных перспективах Ерофеева скандал поставил жирный крест.
      
За перспективы
 Главком Феликс Громов (слева) никак не ожидал, что Виктор Кравченко так быстро дослужится до поста начштаба ВМФ

       Все это стало тяжелейшим кадровым ударом по флоту. Вдруг выяснилось, что кадрового резерва у главкома Громова попросту нет. Балтфлотом командовал авторитетнейший и опытнейший адмирал Владимир Егоров, но он был на год старше Громова и главкомовских перспектив не имел. Игорь Касатонов к тому времени уже был списан со счетов: во-первых, он "запятнал" себя близкими отношениями с московским мэром Юрием Лужковым, к которому окружение Бориса Ельцина уже тогда относилось с большой опаской, а во-вторых, самому Касатонову до 60-летия оставалось всего два года.
       Тихоокеанским и Черноморским флотами к тому времени командовали молодые и перспективные, но не имевшие ни серьезного авторитета, ни большого опыта руководства такого уровня адмиралы Куроедов и Кравченко. Тем не менее выбора уже не оставалось. Летом 1997 года Владимир Куроедов, успевший прокомандовать флотом всего полтора года, назначается начальником главного штаба ВМФ, а уже в ноябре, после проводов Феликса Громова на пенсию, становится главкомом ВМФ. Пост начальника главного штаба он передает Виктору Кравченко, который пробыл в должности командующего ЧФ менее двух лет. Такой карьеры в отечественном военном флоте еще никто никогда не делал.
Владимир Егоров воспитал нынешних руководителей российского военного флота, но сам главкомом не стал: помешал возраст

       Отставка Вячеслава Попова (он переходит на работу в Минатом) еще более осложнила кадровую проблему на флоте. Командующим Северным флотом стал вице-адмирал Геннадий Сучков, лишь в июле назначенный командующим Тихоокеанским флотом, а до этого занимавший пост замглавкома Черноморского флота. Во Владивостоке его кабинет занял начштаба Тихоокеанского флота вице-адмирал Виктор Федоров. Нетронутым остался лишь Черноморский флот, которым с 1998 года командует Владимир Комоедов. Он и сейчас является наиболее перспективной фигурой на флоте: до приезда в Севастополь Комоедов был первым замкомандующего Северным флотом, а Черноморский флот сейчас на хорошем счету у высшего военного руководства. Однако претендовать на пост главкома Комоедов сейчас не может: для этого ему необходимо пройти еще как минимум одну должностную ступень — например начальника главного штаба ВМФ.
Владимир Куроедов не должен был становиться главкомом, но стал: помогли другие претенденты

       Впрочем, все это играет на руку главкому Куроедову. По логике он тоже должен был разделить ответственность за неудовлетворительное состояние Северного флота (именно за это, а не за гибель "Курска", по официальной версии, 1 декабря были уволены или отстранены от должностей 13 офицеров и адмиралов). Тем более что, как утверждают источники "Власти" в Генштабе, основания для этого в материалах комплексной проверки Северного флота есть. Однако заменить Куроедова пока некем, и это оставляет главкому шанс реабилитироваться.

      
Как провожают адмиралов
      
Северный флот
      
       Феликс Громов. Командовал флотом с 1988 года. В августе 1992 года стал первым главкомом ВМФ России. Уволен с этого поста по возрасту в ноябре 1997 года.
      
       Олег Ерофеев. Назначен в августе 1992 года. Долгое время считался претендентом на пост главкома. Крест на его перспективах был поставлен в 1997 году, после того как прокуратура обвинила адмирала в незаконном использовании личного состава, техники и материалов для строительства особняка в подмосковной Барвихе. Уволен с военной службы в январе 1999 года.
      
       Вячеслав Попов. Назначен в январе 1999 года. Снят с должности 1 декабря по результатам проверки СФ.
      
Тихоокеанский флот
      
       Геннадий Хватов. Командовал флотом с 1986 года. Снят с должности и уволен с военной службы в марте 1993 года после трагедии на острове Русский, где от различных болезней умерли четверо матросов-призывников, а еще более 30 матросов были госпитализированы в тяжелом состоянии.
      
       Георгий Гуринов. Назначен в апреле 1993 года с должности заместителя главкома ВМФ. Пользовался большим авторитетом на флоте и считался возможным претендентом на пост главкома. Уволен в августе 1994 года "за серьезные упущения в организационной работе по руководству флотом" после взрывов на складах боеприпасов Тихоокеанского флота у поселка Новонежино Приморского края.
      
       Игорь Хмельнов. Назначен в августе 1994 года. В феврале 1996 года назначен начальником главного штаба ВМФ. Главком Громов видел в Хмельнове своего преемника. Уволен с военной службы в апреле 1997 года, после того как прокуратура обвинила адмирала в превышении должностных полномочий, мошенничестве и подлоге.
      
       Владимир Куроедов. Назначен в феврале 1996 года. В июле 1997 года назначен начальником главного штаба ВМФ, в ноябре того же года стал главкомом.
      
       Михаил Захаренко. Назначен в июле 1997 года. Как утверждают источники в штабе ВМФ, с командованием флотом не справлялся. 20 июля 2001 года назначен первым замглавкома ВМФ.
      
       Геннадий Сучков. Назначен 20 июля 2001 года. 5 декабря 2001 года назначен командующим Северным флотом.
      
Балтийский флот
      
       Владимир Егоров. Назначен в сентябре 1991 года. Считался одним из наиболее авторитетных адмиралов. В середине 90-х годов под его началом в ранге заместителей командующего Балтфлотом работали нынешние главком ВМФ и начальник главного штаба ВМФ адмиралы Куроедов и Кравченко. Уволен с военной службы после победы в ноябре 2000 года на губернаторских выборах в Калининградской области.
      
       Владимир Валуев. Назначен в апреле 2001 года.
      
Черноморский флот
      
       Игорь Касатонов. Назначен в сентябре 1991 года. Не допустил передачи Украине всего Черноморского флота. По требованию Киева в сентябре 1992 года снят с должности. Назначен первым замглавкома ВМФ. Считался кандидатом на пост главкома. Уволен с военной службы по возрасту в 1998 году. В 2001 году баллотировался в губернаторы Приморского края, но за несколько дней до голосования снял свою кандидатуру, объяснив это отсутствием средств на избирательную кампанию.
      
       Эдуард Балтин. Назначен в январе 1993 года сроком на три года совместным решением президентов России и Украины. В 1995 году безуспешно баллотировался в Госдуму РФ по спискам блока "За Родину!", возглавляемого бывшим председателем Госкомимущества Владимиром Полевановым. Уволен в январе 1996 года после раздела Черноморского флота.
      
       Виктор Кравченко. Назначен командующим российским Черноморским флотом в феврале 1996 года. В июле 1998 года назначен начальником главного штаба ВМФ.
       Владимир Комоедов. Назначен в июле 1998 года.


Как наказывают моряков
      
       15 декабря 1952 года в ходе учений в Японском море бесследно пропала подводная лодка С-117 7-го ВМФ с экипажем из 52 человек. По результатам расследования командующему флотом вице-адмиралу Георгию Холостякову и начальнику штаба контр-адмиралу Анатолию Родионову были объявлены выговоры.
      
29 октября 1955 года в Севастополе взорвался и затонул линкор Черноморского флота "Новороссийск". Погибли 609 моряков. Прямыми виновниками их гибели были названы командующий Черноморским флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко, член Военного совета Черноморского флота вице-адмирал Николай Кулаков, и. о. командующего эскадрой контр-адмирал Николай Никольский и и. о. командира линкора капитан 2-го ранга Григорий Хуршудов. Однако первыми понизили в звании и уволили в запас командира линкора капитана 1-го ранга Александра Кухту (в момент трагедии он был в отпуске) и его помощника капитана 2-го ранга Зосиму Сербулова. Позже был отправлен в отставку главком ВМФ адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов.
       "Прямых виновников" — адмиралов Пархоменко, Кулакова и Никольского — сняли с должностей и понизили в воинском звании. Было также предложено уйти в запас старпому Григорию Хуршудову. Однако уже через год все они вернулись в строй, а затем вернули прежние звания и продолжили карьеру. Так, Пархоменко был назначен начальником аварийно-спасательной службы ВМФ СССР, а политрук Кулаков в 1965 году удостоен звания Героя Советского Союза. Никольского перевели на преподавательскую работу, а Хуршудов был назначен командиром дивизиона гидрографических судов.
      
       11 января 1962 года дизельная подводная лодка Северного флота Б-37 затонула прямо у стенки в Екатерининской гавани из-за взрыва всего торпедного боезапаса. Погибли 122 человека. В результате был снят с должности командующий флотом адмирал Андрей Чабаненко (в момент взрыва был в Москве). Но уже в июне 1962 года его назначили помощником начальника Генштаба по ВМФ. Командир ПЛ капитан 2-го ранга Анатолий Бегеба выжил при взрыве, был уволен с флота, исключен из КПСС и предан суду. На суде без помощи адвокатов он сумел доказать невиновность экипажа. Был оправдан и восстановлен в партии.
      
       30 августа 1974 года в Черном море из-за взрыва в ракетном погребе затонул большой противолодочный корабль "Отважный". Погибли 24 моряка. Все адмиралы на Черноморском флоте сохранили свои посты.
      
       23 июня 1983 года в бухте Крашенинникова затонула атомная подводная лодка Тихоокеанского флота К-429. Погибли 17 человек. Первоначально виновным было признано руководство дивизии, но затем главным виновником стал командир лодки капитан 1-го ранга Николай Суворов. Он был приговорен военным судом к 10 годам заключения в колонии, провел там два с половиной года и вышел по амнистии.
      
       10 августа 1985 года в бухте Чажма из-за грубого нарушения инструкций произошел взрыв реактора на подводной лодке К-431 Тихоокеанского флота. Погибли 11 человек. Авария повлекла за собой значительное радиационное заражение местности. Находившиеся на базе моряки получили большие дозы облучения. Главным виновником был назван командир 4-й флотилии ПЛ контр-адмирал Виктор Храмцов (в момент взрыва был в Москве). Он получил "неполное служебное соответствие" от главкома и строгий выговор с занесением по партийной линии. Позже взыскания были сняты, а Храмцов повышен в звании. Менее чем через год аналогичная катастрофа более крупного масштаба произошла на Чернобыльской АЭС.
      
       3 октября 1986 года у берегов США произошел взрыв в ракетной шахте атомной подводной лодки Северного флота К-219. Погибли шесть моряков. Через три дня лодка затонула. Ее командир капитан 2-го ранга Игорь Британов и командир электромеханической боевой части капитан 2-го ранга Игорь Красильников были уволены по статье "служебное несоответствие". Уголовное дело против них прекратили с учетом их полного раскаяния и наличия у обоих малолетних детей. Был уволен и замполит экипажа капитан 3-го ранга Юрий Сергеенко. Адмиралов взыскания не коснулись.
      
       16 апреля 1987 года в ходе учений в Японском море ракетный корабль "Муссон" был поражен ракетой и затонул. Погибли 39 моряков, 16 были ранены. Руководивший маневрами командующий Приморской флотилией контр-адмирал Леонид Головко был понижен в должности. Однако уже через несколько лет он стал заместителем командующего Тихоокеанским флотом по боевой подготовке и был повышен в звании. Закончил службу в Москве в ранге замглавкома ВМФ по вооружению.
      
       7 апреля 1989 года в Норвежском море из-за пожара затонула атомная подводная лодка Северного флота К-278 "Комсомолец". Погибли 42 моряка. Катастрофа получила самый громкий резонанс за всю историю советского ВМФ. Однако никаких оргвыводов сделано не было. Командующий флотом адмирал Феликс Громов продолжил службу и через три года стал главкомом ВМФ России.
      
       Без последствий для адмиралов прошли и другие крупные катастрофы. Такие, как затопление подводной лодки С-80 в Баренцевом море в 1967 году (погибли 68 моряков), исчезновение в Тихом океане К-129 в 1968 году (97 погибших), пожар К-8 в Бискайском заливе в 1970 году (52 погибших).
Журнал «Власть»   № 49 (451) от 11.12.2001


Немає коментарів: