четвер, листопада 04, 2010

История подводных столкновений



Результаты подводных столкновений на корпусах наших атомных ракетных подводных лодок.
В истории советского и российского ВМФ было два десятка столкновений подводных лодок с иностранными подводными лодками при нахождении их в подводном положении. Из них 11 произошли в полигонах боевой подготовки на подходах к основным пунктам базирования Северного и Тихоокеанского флотов, в том числе восемь на Севере и три на Тихом океане.

Среди них на Северном флоте:
1.Столкновение в 1968 г. АПЛ «К-131» с неустановленной АПЛ ВМС США. Этот факт американцы, полагая, что наша лодка затонула, длительное время тщательно скрывали от общественности своей страны, журналистов и даже международной организации «Гринпис»;
2.Столкновение в 1969 г. АПЛ «К-19» с АПЛ "Гато" ВМС США; 3.Столкновение в 1970 г. АПЛ «К-69» с неустановленной АПЛ ВМС США;
4.Столкновение в 1981 г. АПЛ «К-211» с неустановленной АПЛ ВМС США;
5.Столкновение в 1983 г. АПЛ «К-449» с неустановленной АПЛ ВМС США;
6.Столкновение в 1986 г. АПЛ «ТК-12» с АПЛ «Сплендид» ВМС Великобритании;
7.Столкновение в феврале 1992 г. АПЛ «К-276» в наших территориальных водах с АПЛ «Батон Руж» ВМС США;
8.Столкновение в марте 1993 г. АПЛ «Борисоглебск» с АПЛ «Грейлинг» ВМС США..
На Тихом океане:
1.Столкновение в июне 1970 г. в полигоне боевой подготовки у Камчатки АПЛ «К-108» и АПЛ «Тотог» ВМС США;
2.Столкновение в 1974 г. в этом же районе АПЛ «К-408» с АПЛ «Пинтадо» ВМС США;
3.Столкновение в 1981 г. в заливе Петра Великого (на подходах к Владивостоку) АПЛ «К-324» с неустановленной АПЛ ВМС США.
Почти все столкновения в полигонах боевой подготовки были с АПЛ ВМС США, ведущими разведку на подходах к нашим военно-морским базам (ВМБ) и записывающими гидроакустические шумовые «портреты» наших АПЛ по плану операции «Хоулистоун». За это их командирам хорошо платили.
Как правило, американские АПЛ, чего греха таить, имея меньшую шумность и большую дальность обнаружения средствами гидроакустики, ожидали выхода наших лодок из баз, находясь как бы в засаде. С обнаружением наших лодок занимали позицию слежения за ними на кормовых курсовых углах последних, т.е. в мертвой зоне (зоне тени) гидроакустических средств наблюдения наших АПЛ и не могли наблюдаться ими. При выполнении маневров нашими подводными лодками, связанных с изменением курса или глубины погружения, даже при кратковременном взаимном гидроакустическом контакте, столкновения избежать не удавалось прежде всего из-за дефицита времени и особенно - информации о пространственной ориентации их относительно друг друга. Таким образом, столкновения подводных лодок происходили в практически неконтролируемой обстановке и приводили к  тяжелым повреждениям подводных лодок. Рассмотрим несколько столкновений, где обе участницы их стали известны.
Стокновение АПЛ «К-19» с АПЛ ВМС США «Гэтоу».
В 1975 году американская пресса сообщила, что атомная лодка США «Гетоу» в ноябре 1969 года столкнулась в подводном положении с советской субмариной в Баренцевом море. Пресса не скрывала, что поход «Гетоу» в Баренцево море осуществлялся по плану Центрального разведывательного управления США.
Подводной лодке вменялось в обязанность шпионская деятельность по секретной программе. Её командиру Л. Буркхардту разрешалось заходить в территориальные воды СССР, приближаться к берегу на дистанцию в 4 мили.=, производить перехват и следить за советскими подводными лодками. В случае, если американскую лодку-нарушителя будут преследовать советские корабли, против них разрешалось применять боевое оружие, иными словами, лодка могла развязать войну.

15 ноября 1969 года атомная подводная лодка «К-19» Северного флота отрабатывала задачи в подводном положении в полигоне боевой подготовки
.  В 7 часов 13 минут раздался удар в носовой части. Несмотря на принимаемые меры дифферент на нос возрастал, лодка погружалась. После продувания главного балласта и дачи полного хода удалось благополучно всплыть в надводное положение.
Вокруг никого не было, осмотр корпуса показал, что есть повреждения обтекателей носовых торпедных аппаратов.
«Гетоу» получила удар в районе реакторного отсека. И вот здесь произошёл эпизод, который мог привести к непредсказуемым последствиям. Офицер, отвечающий на америтканской лодке за противолодочное вооружение, дал приказание подготовить к стрельбе три ракеты и ракето-торпеду «Саброк» с ядерным зарядом. Всплывшая и безоружная «К-19», у которой торпедные аппараты после столкновения были повреждены, представляла прекрасную мишень. Командир «Гетоу» Буркхардт оказался благоразумнее, он отменил решение своего подчинённого и взял курс на запад, на выход из территориальных вод СССР.
Вот как вспоминает об этом столкновении его невольный участник контр-адмирал В.Г.Лебедько: «В ночь с 14 на 15 ноября 1969 года я шёл старшим на борту атомного подводного ракетоносца «К-19». Мы находились в учебном полигоне неподалёку  от того места, где Белое море сливается с Баренцевым. Отрабатывали плановую задачу. Раннее утро. Первая боевая смена готовится к завтраку. В 7.10 приказываю перейти с глубины 60 метров на 70. Акустик докладывает: «Горизонт чист». А через три минуты страшный удар сотрясает корабль. Люк в носовой отсек был открыт – только что пролез матрос с камбузным чайником - и я увидел, как вся носовая часть подводной лодки заходила из стороны в сторону. «Сейчас отвалится» - мелькнула мысль. Погас свет, и я с ужасом почувствовал как быстро нарастает дифферент на корму. С грохотом и звоном посыпалась посуда с накрытого стола, все незакреплённые вещи… Я сидел напротив глубиномеров. Рядом стоял старшина-трюмный. Даже при скудном аварийном освещении было видно, как побледнело его лицо. Лодка стремительно погружалась. Я приказал продуть среднюю группу. Тогда лодка стала также круто валиться на нос. Всё-таки нам удалось всплыть. Осмотрел море – вокруг никого. Доложил о происшествии на командный пункт флота. Вернули нас в базу. Там уже с пирса оглядел носовую часть: гигантская вмятина точно копировала очертание корпуса другой лодки. Потом узнал, что это был американский атомоход «Гэтоу». Он держался под водой без хода, почему мы его и не услышали.
Не так давно, работая в Центральном военно-морском архиве, я узнал, что от нашего удара «Гэтоу» получил пробоину в прочном корпусе. Американский атомоход лёг на грунт, и там шла отчаянная борьба за живучесть. Потом подлодка всё же вернулась в свою базу. Её командир кэптен Лоуренс Бурхард был награждён высшим военным орденом. Нас же не наказали, и на том спасибо. И ещё один факт потряс меня до глубины души: оказывается, специалисты установили, что если бы мы шли со скоростью не в 6, а 7 узлов, таранный удар развалил бы «Гэтоу» пополам. Видимо, нечто подобное произошло и годом раньше в Тихом океане в 750 милях к северо-западу от Гавайских островов, когда американская атомная подводная лодка «Сордфиш» протаранила в подводном положении советский ракетоносец «К-129», который затонул на глубине почти в пять километров. Честно говоря, мы жалели, что этого не произошло с «Гэтоу». Может быть, тогда до Пентагона дошло бы, что игра в «чей прочный корпус крепче» - опасная игра, и адмиралы с берегов Потомака перестали бы посылать свои атомоходы в территориальные воды России».
(продолжение следует)

Немає коментарів: