Сергей Апрелев служил в Алжире, где возглавил создание подводного флота этой страны, потом - на Балтике. А начинал будущий командир подводной лодки свое ратное дело на Северном флоте. Видяево, Гремиха, Североморск, Северодвинск очень хорошо знакомы капитану первого ранга запаса.
Жизнь петербуржца С. В. Апрелева на «гражданке» также связана с морем. Сергей Вячеславович - советник генерального директора Международной ассоциации общественных организаций ветеранов Военно-Морского Флота; он же автор трех книг, посвященных флоту; он же - историк, журналист, кинорежиссер, директор фестиваля морских и приключенческих фильмов «Море зовет!». Этот фестиваль проходил в Северодвинске и Санкт-Петербурге. Дабы у жюри 4-го фестиваля, питерского, не было соблазна дать Апрелеву приз, он свой фильм включил во внеконкурсную программу.
В биографии С. В. Апрелева есть также работа в качестве консультанта над американским фильмом о первом советском ракетоносце - «К-19. Оставляющая вдов».- Сергей Вячеславович, вы отдали флотской службе больше 30 лет. Не пришлось испытывать комплекс неполноценности: учились в Высшем военно-морском училище имени Фрунзе хорошо, в штурманах тоже были на хорошем счету, но на атомную подлодку не попали...
- Никогда не слышал о каких-то комплексах у «дизелистов». Вообще-то и атомную субмарину я знаю не понаслышке. А главное, давно уверовал: все, что ни делается, - к лучшему.
Распределению на атомоход помешали мои «прегрешения» в курсантской жизни. Я не был злостным нарушителем воинской дисциплины. Но имелась пара случаев, анекдотично сказавшихся на моем будущем.
Однажды я гостил у товарища в Петродворце и по дороге в училище вмешался в бузу, которую на станции Новый Петергоф устроил хулиган. В милиции мне выдали замечательную справку о причине моей задержки. Не прошло и двух недель, как такая же ситуация повторилась на Балтийском вокзале. Мне опять дали в милиции справку - оказалось, я помог задержать «опаснейшего преступника». Но два аналогичных случая - уже перебор. По окончании училища, в 1973 году, флот я мог выбрать, а соединение - нет. Меня отправили в Видяево, в 49-ю бригаду дизельных подводных лодок, и я всю жизнь благодарен за это судьбе.
В 1975 году появилась альтернатива: назначать меня старпомом на «дизелюху» или помощником командира на новейший атомоход. Но шло время - месяц, другой, - а я оставался штурманом. Решил сходить в «кадры». Орден кадровиков был даже более загадочным, чем КГБ: во-первых, они определяли судьбы, во-вторых - молчали. Даже чекисты кое-чем делились... И вот от начальника отдела кадров я услышал: «Вы не проявили настойчивости». Как ей физически следовало выглядеть, можно было только догадываться. О взятках тогда речь не шла, но, похоже, намек был на ящик коньяку. В общем, я не пожалел о том, что произошло.
- Адмиралом вы могли стать?
- Чтобы стать адмиралом, нужно быть одержимым желанием получить это звание, иметь соответствующие данные. Сегодня не последнюю роль играют и деньги, без которых трудно обойтись, даже если ты семи пядей во лбу. Поверьте, я не хочу порочить армию и флот, но недалек от истины.
- Северодвинский журналист Олег Химаныч задался вопросом: есть ли у России военный флот? Три проблемы вызвали его сомнения: «Первая - наша морская доктрина существует только на бумаге. Вторая - совершенно невнятная, а порой и противоречащая этой доктрине политика президента и правительства». И еще он сказал о том, что «в наших Вооруженных Силах бытует самодуро-холуйская система выслуги, когда звание присваивается не за заслуги, а за выслугу». Согласны ли вы с этим мнением? Оно вообще-то не новое - возможно, устарело?
- Не устарело. Флот по-прежнему разбалансирован. И продолжает таять на глазах. Достаточных средств на его реанимацию не отпускается. Причем режут далеко не самые старые корабли.
Одна подводная лодка на Черном море, одна на Балтике - это смешно.
Мой сын этой весной ушел с флота. Был штурманом. Ни я, ни дед - также капитан 1-го ранга - не останавливали его. Ситуация была такая: его жена попала в больницу, сын, грудной младенец, остается на его руках. Он докладывает: в море выйти не могу. Ему отвечают: дескать, если не выйдете, будем оформлять на вас документы как на дезертира. Представляете, не найти замену штурману единственной подлодки?!..
А то, что многие вопросы надо решать через суд, как назвать? По закону положена надбавка к жалованью. Чтобы ее получить, надо выиграть процесс...
Меня как гражданина возмущает то, что по численности Министерство внутренних дел и система исполнения наказаний гораздо больше Вооруженных Сил.
Если армейцам, морякам могут задержать зарплату, то полицейской структуре - нет. Ее пенсионерам пенсии повышают регулярно, нам - нет. Наша пенсия - фиксированная уже года три.
В каких еще странах офицеры подрабатывают?.. После окончания Военно-морской академии я был заместителем начальника одного из ее факультетов. От командиров атомохода, авианосца слышал: повезло, устроился на бензоколонку заправщиком... Выпускники академии уходили не на флот, крепить мощь государства, а в коммерческие структуры, где денег платят на два порядка больше.
- Но вы уже почти три года в запасе - возможно, сейчас положение с денежным содержанием другое...
- Сейчас другой приработок находят - например, офицеры занимаются программным обеспечением, которое познавали в той же академии на курсах по обучению гражданским специальностям; причем курсы легально курировались западными спецслужбами. Перед поступлением на курсы высшие офицеры заполняли подробные анкеты: где, когда встречались с кораблями НАТО, какие тактические приемы использовали и т. п.
Не могу себе представить, чтобы в Америке нам выделили для работы помещение (хотя бы закуток), где бы мы собирали интересующую нас информацию.
- А на главном нашем флоте, Северном, как дела?
- Посетите Интернет - там, как правило, правда, - узнаете, сколько осталось действующих лодок. В соединении одна-две плавающие лодки. По всему соединению «шукают» офицеров, чтобы собрать их на имитацию выхода в море. Боевая служба как таковая изжита. А если лодку строим 15 лет, будет ли она новой?
Почему в России много проблем? Возьмем для сравнения Норвегию, у которой тоже есть «нефтегазовая игла». Налоги добывающих компаний этой страны - 80 процентов, у нас - 25. Ясно, почему Норвегия на первом месте в мире по уровню жизни.
- Что может сделать ваша ассоциация для решения проблем флота?
- Нам нужен печатный орган (готовим альманах), киновидеостудия, надо регулярно проводить научно-практические конференции, кинофестивали, способные привлечь молодежь. Мне очень нравится, что недавно ассоциацию возглавил адмирал Геннадий Александрович Сучков, бывший командующий Северным флотом, очень уважаемый моряками человек.
Кинофестиваль «Море зовет!» - это работа нашей ассоциации. Если в прошлом году на фестиваль приехали представители трех стран, то в этом - 17. И фильмов было показано уже намного больше.
Помогли провести фестиваль и северодвинские предприятия - Севмаш, «Северный рейд», Технотранс.
В Северодвинске неплохо прошел эксклюзивный показ фестивальных фильмов. Однако он был бесплатным, а известно, как относятся к тому, за что не надо платить, - как к залежалому товару. Но «товар» хороший: о мужестве моряков, о талантливых корабелах.
Музеи - в частности школьные - тоже наша забота.
- Как вам наш Северный морской музей?
- Хороший. Компактный, с емкой экспозицией. Но ремонтируют его неприлично долго.
В 2000 году я участвовал в Архангельске в научной конференции «Война на море», познакомился с доктором исторических наук профессором Поморского университета Михаилом Николаевичем Супруном, и с той поры он очень тесно сотрудничает с нами. Мы вместе снимали фильм, посвященный 20-летию прихода в Архангельск норвежской яхты «Паулине».
- Чтобы этому паруснику разрешили прийти в 1986 году в Архангельск, нашей власти пришлось обращаться к генсеку Михаилу Горбачеву.
- Да. С той поры Архангельск начал становиться открытым городом.
С Михаилом Николаевичем мы проехали половину Норвегии. Сколько там интересного, например, национальные центры по сохранению исторических судов - это яркий пример того, как следует относиться морским нациям к своим святыням и символам.
- А в Архангельске шхуна «Запад» до сих пор в плачевном состояниии...
- Увы. Умер мой близкий друг военный моряк и художник Рудольф Александрович Кунников - и, кажется, никто больше не беспокоится об Архангельске как о городе морской славы.
Наша ассоциация собирается расширить выпуск книг по морской тематике. В этом с ней готовы сотрудничать такие выдающиеся люди, как Эрик Ковалев, третий командир К-19, у которого вышло недавно два тома по истории российского подводного флота.
- Как вы стали консультантом американского блокбастера о подвиге наших моряков на этой субмарине - вы же «дизелист»...
- На К-19 я бывал. Да, я не очевидец аварии. Но я командир-подводник. А самое главное - ветераны этого ракетоносца, в том числе два командира, попросили меня стать консультантом. Стал. Храню 13 вариантов сценария.
- Американцы переписывали сценарии с учетом вашей критики?
- Да. Прочитав первый вариант, совершенно кошмарный, я не мог спать.
- Вы не дали фильму стать, по вашему выражению, «банальным антирусским киноопусом». Но не лучше ли было вам вообще отказаться от работы, когда слышали от режиссера, например, такое: дескать, мне не нужны слаженность и организованность экипажа, мне нужны неуверенные действия и путаница. Вас сдерживала необходимость заработка? Ваш факультет в академии сократили, а квартиры у молодой семьи не было...
- Не голодовку же мне было объявлять, когда я в чем-то принципиально не соглашался с авторами.
Я отказался подписывать бумаги, в соответствии с которыми был бы обязан не рассказывать о том, как работают в Голливуде, - поэтому гонорар получил небольшой, квартиру на него не купишь.
Исполнителю главной роли Харрисону Форду, талантливому актеру и амбициозному человеку, никто не мог делать замечаний. Кроме меня.
В фильме есть идиотский эпизод, когда лодка раскалывает рубкой паковый лед (трюк стоил 400 тысяч долларов) - это сделано после моего отъезда. Моя совесть спокойна. А что может быть важнее этого в жизни?
, Правда Севера.
Немає коментарів:
Дописати коментар