«Дедушка алжирского
подводного флота»
– Сергей Вячеславович, что привело вас в моряки?
– Наверное, другой профессии и быть не могло. Ведь в течение 120 лет в нашем роду всегда были моряки. Моему предку генералу артиллерии Апрелеву предложили возглавить реформу военного ведомства при Александре I. Но он отказался, заявив, что уже в годах, и предложил поручить это дело Аракчееву. В нашей семье шутили, что если бы наш дальний предок согласился, то была бы не аракчеевщина, а апрелевщина. А в штабе Врангеля служил полковник Генерального штаба Георгий Апрелев, оставивший очень интересные записки. Видным писателем белой эмиграции был капитан 2-го ранга Борис Апрелев.
– И как дальше складывалась ваша династия?
– Мой отец окончил Тихоокеанское военно-морское училище, в войну был штурманом на лендлизовском американском фрегате. Потом флагманским штурманом дивизии крейсеров в Севастополе, где я имел счастье родиться, позже – преподавателем в военно-морском училище. Интересно, что, когда я учился в училище Фрунзе, отец читал нам курс теории ошибок в навигации, который был настолько трудно постижимым, что товарищи нарекли его «апрелевскими тезисами».
Моему предку генералу артиллерии Апрелеву предложили возглавить реформу военного ведомства при Александре I. Но он отказался, заявив, что уже в годах, и предложил поручить это дело Аракчееву. В нашей семье шутили, что если бы наш дальний предок согласился, то была бы не аракчеевщина, а апрелевщина.
- Трудно было учиться под таким прессом?
– Я старался не подводить отца. Учился хорошо, но казусы все же случались. Однажды я гостил у товарища в Петродворце и по дороге в училище вмешался в драку, устроенную хулиганом. Не прошло и двух недель, как подобная ситуация повторилась на Балтийском вокзале. Мне выдали в милиции справку: оказалось, я помог задержать опаснейшего преступника. Однако вместо поощрения командир роты строго предупредил меня: «Еще один преступник – и меняй профессию!».
После училища в 1973 году меня отправили на «дизеля» – в Видяево в 49-ю бригаду подводных лодок, и я всю жизнь благодарил за это судьбу. А в январе 1982-го, уже будучи командиром подводной лодки «С-28», я отправился основывать алжирский подводный флот.
– А вот с этого места, пожалуйста, поподробнее…
– Работа была сложной, ведь плавать приходилось с людьми, впервые попавшими на подводную лодку. К тому же на лодке звучало по меньшей мере четыре языка, а температура за бортом порой превышала 60 градусов. По мере подготовки алжирских коллег наши люди уезжали. Но ядро инструкторского экипажа оставалось там три с половиной года, плавая на двух лодках. Считаю, что наша главная заслуга в том, что за все это время ни одна из четырех подводных лодок Алжира не утонула, не было ни одной аварии. За все это я получил орден «За службу Родине в Вооруженных силах» III степени.
– Ваш опыт работы с иностранными коллегами был еще востребован?
– Неоднократно. После окончания Академии им. адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова меня оставили на иностранном факультете как специалиста по арабским странам. И вот однажды подходят ко мне два офицера и спрашивают: «Товарищ командир, вы сегодня будете отмечать день избавления?» «От чего?» – интересуюсь я. «Но как же? Помните, 5 января 1983 года мы чуть не утонули?» Я, конечно же, все вспомнил. Как-то раз мы отрабатывали срочное погружение в районе главной базы – Мерс-Эль-Кебир. И алжирский боцман потерял сознание, переложив рули на погружение «на максимум». Оторвать его от манипуляторов удалось лишь с помощью «спецваленка» (с вложенным в него кирпичом), да и то лишь после пятого удара по голове. Лодка успела провалиться до 85 метров – буквально через мгновение она могла достичь предельных глубин и проследовать прямиком на дно. Когда мы наконец всплыли, я пояснил все это алжирским коллегам. Истерика длилась довольно долго. Вот вам и история «праздника»!
– Однажды от одного адмирала я услышала выражение о том, что есть три категории людей: живые, мертвые и те, кто в море.
– Знаете, почему нашу профессию называют героической? Главным образом потому, что люди самоотреченно уходят на долгие месяцы, обрекая себя на проблемы, прежде всего семейные. Мало кто полезет в железную бочку только для того, чтобы получить длинный отпуск или звание на год раньше.
– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать моряк?
– Главное для моряка – это знания, самодисциплина, уравновешенная психика и обязательно чувство юмора. Я не оригинален во мнении, что лучшая должность на флоте – это командир, особенно если в тебя верит экипаж. И я уверен, что нет ничего лучше «сплаванного» экипажа.
Я высоко ценю командиров, у которых не было аварий. Тот же Эрик Ковалев (третий командир печально известной «К-19») – за шесть лет его командования корабль стал отличным и не имел ни одной аварии. Его предшественник Владимир Ваганов также отслужил без аварий. Это настоящие флотские интеллигенты, и подобных людей – истинных героев глубин – еще много. Поэтому свою сегодняшнюю задачу я вижу в том, чтобы, делая документальное кино, не упустить воспоминания асов холодной войны.
– А как вы оцениваете сегодняшнее состояние флота?
– В последние годы начали строить небольшие корабли. Главное – никто не отрицает, что флот нужен. Слава богу, Питер не отрекается от звания морской столицы России. В этом году Петербург принял сразу две парусные регаты, каждая из которых – праздник для жителей! Еще одно подтверждение серьезного понимания проблем флота – недавно завершившийся Военно-морской салон. Если мы позиционируем себя как великая держава, то должны понимать, что великой может стать только морская держава.
– Ваши дети продолжат династию Апрелевых?
– Мой старший сын был штурманом на подлодке, сейчас демобилизовался. А младший недавно сказал: «Знаешь, папа, нет ничего лучше, чем служба моряка!». Правда, ему всего лишь 7 лет.
Справка
Капитан 1-го ранга Сергей Апрелев прошел путь от штурмана до командира подводной лодки. Участник многих автономных походов был консультантом голливудского фильма «К-19». Член международной ассоциации морского права, организатор и директор фестиваля документальных фильмов «Море зовет!».
Немає коментарів:
Дописати коментар