вівторок, грудня 21, 2010

Стреляла К-142



В этом месяце интересующиеся военно-морской историей не могли не обратить внимание на полемику в Интернете по поводу обстоятельств пуска советской подводной лодкой баллистической ракеты из-под воды во время посещения Н.С. Хрущёвым Северного флота в 1962 году. 


     В частности, эту тему поднял в своем блоге подводник атомной субмарины Северного флота К-27 Вячеслав Мазуренко. История спора не нова. Этот вопрос затрагивали еще американские журналисты Шерри Зондаг и Кристофера Дрю в своей книге «Игра в жмурки. Нерассказанная история американского подводного шпионажа».

     «В 1962 году, - говорилось в книге, - руководство советского ВМФ очень хотело чем-то успокоить Н.С. Хрущёва (авторы книги имеют в виду трагический случай с ядерным реактором на подводной лодке К-19, имевший место 4 июля 1961 г. - И.К.), а тот, в свою очередь, мечтал увидеть пуск ракеты из-под воды с борта атомного ракетоносца. Командование пошло навстречу его пожеланию, и об этом успехе писала газета «Красная звезда». Хрущёв, присутствовавший при пуске ракеты, был в таком восторге от увиденного, что решил наградить команду атомной лодки лично. Это была атомная лодка К-3, которая только что успешно возвратилась с Северного полюса. При этом награждении никто не осмелился сказать ему, что он стал жертвой обмана.
     Советский ВМФ имел еще слишком много проблем, чтобы посылать своих «ядерщиков» выполнить эту стрельбу и рисковать очередной неудачей перед Хрущёвым. Так, вместо того чтобы это сделать лодке К-3, командование поместило рядом с ней дизельную лодку «Гольф», которая тайно вместо нее выполнила эту стрельбу. Так и продолжалась история советского ВМФ, чередуясь с героическим, трагическим и смешным».
     ...Еще лет десять назад бывший командир атомной лодки капитан 1 ранга в отставке В. Жилин прокомментировал в СМИ этот фрагмент из американской книги. Про Никиту Сергеевича, отмечал он, в свое время ходило много анекдотов, и один из них кто-то сообщил американским журналистам как реальный факт. Между тем «Никита Сергеевич Хрущёв был тем человеком, который знал, кто и чем у него занимается в стране, особенно в военно-промышленном комплексе, и тем более мог отличить внешне атомную торпедную лодку от ракетной». Далее бывший командир атомной подводной лодки привел конкретные факты, которые будут, несомненно, интересны любителям истории отечественного ВМФ.
     Ракетный комплекс Д-4 с ракетой Р-21, стартующей из-под воды, начал проектироваться с марта 1959 года, а заключительные испытания ракет проводились на Северном флоте со специально построенной для этого дизель-электрической подводной лодки К-142 проекта 629 Б. Ею в то время командовал капитан 1 ранга С.И. Бочкин. Командиром ракетной боевой части был капитан-лейтенант М.Н. Кананыкин. Испытания начались с февраля 1962 года и продолжались почти весь год.
     Летом этого же года Хрущёв прибыл на Северный флот и вышел в море на крейсере «Адмирал Ушаков». Вместе с ним были министр обороны Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский, главнокомандующий ВМФ адмирал флота СССР С.Г. Горшков, а также главные конструкторы. В море производились показательные стрельбы из многих видов оружия, в том числе пуски баллистических ракет с подводных лодок. Когда после успешного пуска БР была названа фамилия ее главного конструктора В.П. Макеева, то Никита Сергеевич высказал в его адрес много теплых слов.
     В это время лодка К-3 «Ленинский комсомол» (торпедная атомная подводная лодка проекта 627. - Ред.) находилась далеко в море. Она вышла из Западной Лицы 10 июля и 17 июля в шесть часов утра достигла Северного полюса. На обратном пути она получила по радио распоряжение прибыть к исходу дня 20 июля в Иоканьгу. Лодка шла полным ходом, так как на берегу ее ждал сам Хрущёв.
     В книге «Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы» командир К-3 Герой Советского Союза Л.М. Жильцов вспоминал по этому поводу: «После награждения экипажа выступил Н.С. Хрущёв. Он сказал: «Вы извините, что мы сейчас не можем рассказать широко о вашем подвиге. И на полюсе мы побывали не первые - американцы нас обскакали, и секретность нам этого не позволяет. Но я обещаю вам, что через год-два, может быть, через несколько месяцев мы перевезем вас на Красную площадь и построим перед Кремлем, как космонавтов. Почествуем ваш экипаж, он этого заслуживает...»
     Теперь, наверное, ясно, что пуск ракеты из-под воды был произведен с дизель-электрической подводной лодки К-142, а атомная К-3 отношения к этому не имела да и не могла иметь, так как была оснащена только торпедным оружием.
     Желание Хрущёва увидеть старт ракеты из-под воды с атомной лодки было продиктовано необходимостью лично убедиться в возросших возможностях советского ВМФ. Тем более что еще 15 ноября 1960 года американский атомный ракетоносец «Джордж Вашингтон» с 16 ракетами «Поларис А1» вышел в свое первое патрулирование к берегам Советского Союза.
     «Я думаю, - писал В. Жилин, - что Н.С. Хрущёву также показали новую атомную ракетную ПЛ (в то время в составе Северного флота была АПЛ К-33 проекта 658, а также К-55, ещё не принятая от промышленности), но запуск их ракет из надводного положения вряд ли мог удовлетворить его, так как он подобное видел еще в 1958 году на Тихоокеанском флоте. Пуск ракеты из-под воды с К-142 проводился ещё не принятым на вооружение комплексом, но В.П. Макеев был уверен в успехе. В течение 1962 г. вышли два постановления правительства СССР о переоборудовании ракетных атомных и дизельных лодок (соответственно от 30.01 и 2.07) под новый ракетный комплекс Д-4, который был принят на вооружение 15 мая 1963 г., а в конце этого же года первая из АПЛ - К-19 - обрела подводный старт. Всего под этот комплекс было переоборудовано 8 атомных и 14 дизельных лодок. Первая серийная дизельная лодка на Северном флоте К-88 вступила в строй в декабре 1966 г., а на Тихоокеанском - К-129 в начале 1967 г. Эта лодка в этом же году успела сходить на боевую службу, а в начале 1968 г. ушла во второй поход и не вернулась...»
     В. Жилин сообщил ещё один интересный факт. Дизельные лодки с ракетным комплексом Д-4 не попали под ограничения по советско-американским договоренностям, и в ответ на появление в Европе ракет средней дальности «Першинг-2» часть субмарин была переведена на Балтийский флот, где продолжала нести боевую службу в Рижском заливе вплоть до 1991 года. После распада СССР некоторые из них были брошены в полузатопленном состоянии в Латвии, в том числе и К-142.
   


     От редакции. Если среди наших читателей есть люди, способные поделиться подробностями поездки Н.С. Хрущёва на Северный флот, они смогут поведать о событиях почти полувековой давности со страниц «Красной звезды».
   


    


     Подлодка проекта 629.
     АПЛ проекта 627.

Немає коментарів: