ХРОНИКА ГИБЕЛИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Л-16
История гибели подводного минного заградителя Л-16 - еще не до конца раскрытая трагедия времен Великой Отечественной войны.
В 1942 году германский флот развернул ожесточенную борьбу на пути союзных конвоев, поставляющих по ленд-лизу вооружение, продовольствие и снаряжение. Северному флоту предстояло защищать коммуникации протяженностью в 3000 миль. В строю же здесь находились всего 22 подводные лодки.
Государственному комитету обороны на ходу приходилось исправлять ошибки довоенного планирования, ведь в ущерб западным флотам на Тихоокеанском флоте была сосредоточена 91 подводная лодка. Комитет принял решение о переброске с ТОФ на Северный флот 6 подлодок, из них Л-15 и Л-16 с Петропавловск-Камчатской военно-морской базы.
Сверхдальний переход наших подводных лодок был нешуточным и для мирного времени: предстояло скрытно пересечь Тихий океан, где в поисках американских кораблей рыскали японские подводные лодки, спуститься к экватору, Панамским каналом выйти в Атлантику, миновать районы активных боевых действий немецких подлодок в Карибском море, северной части Атлантики, подняться выше Полярного круга и оттуда следовать в базу Северного флота Полярный. Союзники согласились на заход наших кораблей в порты Датч-Харбор на Алеутах, Сан-Франциско, Панаму, Гуантанамо на Кубе, Галифакс и Рейкьявик для приема топлива, продовольствия и ремонта.
Нетрудно представить, какие опасности грозили нашим морякам в чужих морях и океанах. 9 сентября 1942 года командиры подводных лодок Д.Ф.Гусаров (Л-16) и В.И.Комаров (Л-15) были вызваны в штаб, где получили приказ подготовить корабли в течение 10 дней к длительному переходу. (Подводные минные заградители типа "Ленинец" 13-й серии: длина - 85,3 м, ширина - 7 м, осадка - 4,05 м, водоизмещение надводное/подводное - 1120 т/1425 т, главные двигатели для надводного хода - 2х1100 л. с., подводного - 2х650 л. с., скорость хода 15/9 узлов, дальность плавания экономической скоростью - 10 узлов - 10000 миль, вооружение - 8 торпедных аппаратов, 18 торпед, 18 мин, 100-мм орудие, 150 снарядов, 45-мм орудие, 500 снарядов, экипаж - 55 человек). Минзаги типа "Ленинец" отлично зарекомендовали себя в годы Великой Отечественной войны. Так, Л-3 принадлежит рекорд по количеству потопленных судов - 22 и кораблей - 5.
К 20 сентября 1942 г. лодки были готовы совершить длительное плавание. Столь быстрая подготовка была осуществлена благодаря четко налаженной работе СРВ им. В.И.Ленина, построенной главным образом для ремонта надводных и подводных кораблей Тихоокеанского флота. Из скупых строчек Камчатского государственного архива удалось выудить немногое. Передо мной отчет СРВ за 1942 г. Судоверфь значительно увеличила объем судоремонта кораблей и судов ТОФ, сумма достигла 7020 тыс. рублей, что составило 35,8 процента всех выполненных работ. За 1942 г. судоверфь освоила ремонт кораблей ТОФ крупного тоннажа с дизельными установками - и это несмотря на недостаток квалифицированных кадров! Лодки были отремонтированы настолько добросовестно, что на Л-15, дошедшей до Полярного, не произошло ни одной серьезной поломки.
Старшим на переходе был назначен Д.Ф.Гусаров. Его биография во многом схожа с биографией Героя Советского Союза вице-адмирала Г.И.Щедрина. По окончании мореходного училища, еще до службы на подводных лодках, он накопил опыт плавания на гражданских судах в должности помощника капитана, затем специальные командирские классы - и он штурман ВМФ. Ветеран-подводник Н.Н.Семенов, с которым я встречался во Владивостоке, очень тепло отзывался о нем: "Дмитрия нам было особенно жалко, когда узнали о гибели Л-16. И как человек он был замечательный, и как подводник - талантливый, по служебной лестнице продвигался быстро. А что запомнилось, так это его отзывчивость. Его командирский сейф, набитый пачками денег, всегда был открыт для нас, молодых офицеров - никогда он в помощи не отказывал".
24 сентября лодки стали на якорь в нашей бухте. Вечером для офицеров был дан прощальный ужин - для Л-16 он оказался действительно прощальным… А 25 сентября в 8.25 Л-16 и Л-15 покинули нашу гавань. У мыса Шипунский развернулись на северо-восток. Только вечером командиры и комиссары сообщили своим экипажам о целях и задачах перехода. Сознание того, что в недалеком будущем придется сразиться с врагом, заставило более серьезно отнестись к обслуживанию техники и несению ходовых вахт. Трудно было мотористам и электрикам, но самое большое напряжение испытывала верхняя ходовая вахта, и вот почему. Совсем недавно японские десанты захватили у США острова Киску и Атту, и в районе Алеутских островов активно действовали японские и американские ВМС. На лодках в помощь сигнальщикам выделили еще двух наблюдателей. Команда четко несла вахту, регулярно слушала сообщения с фронта.
29 сентября лодки пересекли 180-й меридиан, линию перемены дат, и вошли в Западное полушарие. Американский сторожевик встретил наши подлодки у о. Уналакша, и 1 октября в 15.40 они ошвартовались у пирса военно-морской базы США Датч-Харбор.
Простояли четыре дня. Гусаров и Комаров нанесли визит вежливости командирам ВМБ и флотилии подводных лодок. От них узнали, что здесь базируются береговая авиация, легкие силы флота и подводные лодки, в бухту часто заходят караваны советских судов. Моряки побыли в матросских казармах и на подводной лодке S-31. Все усилия нашего командования, направленные на обеспечение скрытности перехода, пошли насмарку при первой же встрече с американцами. На пирсе у наших лодок постоянно толпились зеваки из матросов, солдат и каких-то штатских. Американцы даже не скрывали, что им известно о переходе Л-16, Л-15 и что вслед за ними идут еще четыре ПЛ типа "С". И это в то время, когда сами камчатцы о них даже не подозревали! Им совсем стало не по себе, когда они узнали, что американцы могут гарантировать безопасный переход лишь в том случае, если ПЛ будут идти в надводном положении по заранее согласованному маршруту. Только, мол, это может уберечь наши ПЛ от ошибочных атак со стороны самолетов США.
Действительно, опасность была велика: во-первых, в надводном положении лодка теряет главное свое преимущество - скрытность, во-вторых, если маршрут согласован, о нем может узнать и враждебная сторона, а об американских самолетах можно сказать следующее. Известно, что самые активные боевые действия ВМС США вели в бассейне Тихого океана. Ошибки при опознании цели совершались зачастую. Уже 9 декабря 1941 г. при подходе к Пирл-Харбору ПЛ "Трешер", возвращавшуюся из дозора, атаковали глубинными бомбами свои самолеты. Только в мемуарах американских подводников и историка ВМФ США Т.Роско подобных случаев можно насчитать два десятка. Бомбежки проводились и там, где они категорически запрещались, даже в случае обнаружения лодок противника, и там, где лодки США находились в надводном положении с одной целью - спасения летчиков со сбитых самолетов. От авиации, подлодок и надводных кораблей США доставалось всем - американским ПЛ и надводным кораблям, японским госпитальным судам, пользовавшимся, по международным соглашениям, правом свободного плавания, и, конечно, нашим морякам и рыбакам.
5 октября 1942 г. в 8.00 вновь прозвучала команда: "Отдать швартовы!". Для экипажа "Л-16" она звучала в последний раз в их жизни. В последний раз они видели берег… За сутки раньше ушла в море американская S-31. Поэтому на переходе командиры особое внимание уделяли бдительному несению вахты сигнальщиков. К вечеру сопровождавший фрегат высадил на Л-16 американского офицера связи лейтенанта Я.М.Михайлова и просемафорил: "Добрый путь". Наши корабли остались одни в океане.То ли от того, что сам служил на лодках, то ли не зарубцевалась еще свежая рана после гибели ребят с атомохода "Курск", но даже по прошествии стольких лет нелегко писать о подлом расстреле камчатских подводников...
11 октября в 8.30 на лодках произошла очередная смена вахт. Л-16 шла впереди, освещенная солнцем, погода стояла прекрасная. В 11.00 вахтенным командиром Л-15лейтенантом И.Жуйко был отдан приказ запустить второй дизель, чтобы сократить дистанцию между кораблями до установленной в 3 кабельтовых. Вот что рассказывает он сам: "В 11.00 с дистанции 7 кабельтовых я поднял бинокль с сеткой, чтобы определить расстояние до Л-16. Но в окулярах бинокля вместо Л-16 увидел огромный столб воды вперемешку с клубами черного дыма и листами железа. Не поверив глазам, я опустил бинокль и уже невооруженным глазом увидел ту же картину, но только в этот момент почувствовал сильный гидравлический удар о корпус нашей лодки. Через мгновение донесся оглушительный взрыв. Необходимо было уклониться от опасности… Почти машинально я пробил боевую тревогу и дал команду на вертикальный руль: "Право на борт!". В эти же секунды сквозь прогалины в поредевшем дыму с мостика Л-15 я увидел высоко поднявшуюся над водой носовую часть Л-16, которая быстро уходила под воду. Послышался второй взрыв, глухой треск взламываемых переборок. Лодка увлекала и мертвых, и живых на глубину".
Когда дым рассеялся, на месте гибели Л-16 все увидели расплывшееся большое соляровое пятно. Лодка перешла на противолодочный зигзаг. Поднявшийся наверх командир Комаров и все, кто стоял на мостике, рассматривали водную поверхность в надежде обнаружить кого-нибудь из экипажа Л-16. Как правило, в подобных случаях в живых остаются те, кто находится на мостике. К сожалению, обнаружить никого не удалось, по-видимому, слишком близко к боевой рубке взорвалась торпеда. Зато невдалеке сигнальщик Смольников и Жуйко увидели два перископа, двигавшиеся к соляровому пятну. Командир сыграл артиллерийскую тревогу, и через 25 сек. был открыт огонь по перископам из 45-мм пушки. Первый осколочный снаряд попал между ними. Огонь продолжался 30-40 сек., пока перископы не скрылись в воде.
Во время обстрела командиру на мостик принесли обрывок радиограммы с Л-16: "Погибаем от…". Больше радист старшина 2 статьи Тимошенко передать ничего не успел - радиоантенна скрылась в воде. Наши подводники, даже погибая, пытались предупредить своих товарищей о грозящей им беде. Еще раз тщательно обследовав место гибели и никого не найдя, Л-15, увеличив ход, стала удаляться от места гибели своих товарищей... Вечная им память!
Но кто потопил камчатскую Л-16?
В 1942 г. в бассейне Тихого океана были две воюющие стороны - американская и японская. Американцы были нашими союзниками, а с Японией у нас был подписан договор о нейтралитете. Боевые действия немецких подлодок распространялись на Атлантику и Индийский океан. Проследим хронологию поиска виновника. 30 декабря 1942 г. президент США Рузвельт в послании к И.Сталину сообщил следующее: "Я обратил внимание на радиосообщение из Токио о том, что 12 октября в Тихом океане японская ПЛ потопила ПЛ союзной нации. Вероятно, это сообщение касается вашей ПЛ Л-16, потопленной противником 11 октября в то время, когда она находилась в пути в США с Аляски, и я посылаю вам выражение сожаления по поводу потери вашего корабля с его доблестной командой и выражаю мою высокую оценку вклада, который вносит в дело союзников также и ваш доблестный военно-морской флот…". Так какое же сообщение привлекло внимание американского президента? Токийское радио передало два сообщения 27 и 28 декабря 1942 г. о боевых действиях своей ПЛ. Вот сообщение от 28 декабря: "Мы получили сообщение о наличии подводных лодок противника. Немедленно погрузились и вскоре обнаружили две большие ПЛ. Наш командир с небольшой дистанции выпустил торпеду, и через перископ было видно, как одна из ПЛ после сильного взрыва затонула, а другая, немедленно отвернув, открыла безуспешный артиллерийский огонь". Видно, что разговор идет именно о наших лодках, сходится все: две большие лодки, следовали курсом в Сан-Франциско, даже время - 12 октября почти сходится, единственная неувязка - это утверждение о неприятельской ПЛ. Возможно, действительно была потоплена американская ПЛ? Обратимся к справочному пособию Л.Еремеева и А.Шергина о потерях американских ПЛ во Второй мировой войне. В районе Алеутских островов американские подводные силы потеряли ПЛ "Грунион" (30 июля 1942 г.), вслед за ней, наскочив на риф, в Коралловом море затонула S-39 и только 10 января 1943 г. там же была потоплена ПЛ "Аргонот". Так что ссылка на потопление американской лодки несостоятельна.
У нас в стране так мало пишут о боевых действиях японских ПЛ в годы Второй мировой войны, хотя они немало попортили крови американскому ВМФ. И все же в 1956 г. была переведена небольшая книжица под названием "Потопленные" - о японских ПЛ. Написал ее бывший командир японской ПЛ И-58 М.Хасимото. Он отличился тем, что потопил американский крейсер "Индианаполис" с 880 членами экипажа, после того, как тот доставил на остров Тиниан атомную бомбу для Хиросимы.
Вот как М.Хасимото описывает гибель нашей лодки. Командование японским подводным флотом в августе 1942 г. в ответ на бомбардировки Токио американскими бомбардировщиками В-25 разработало операцию бомбежки лесных массивов в штате Орегон особыми зажигательными бомбами. В качестве носителя двух 75-килограммовых бомб должны были служить небольшие самолеты с ПЛ. 15 августа из порта Йокосука к американскому побережью вышла ПЛ И-25 (крейсерская, 9-отсечная ПЛ, глубина погружения 100 м, автономность 90 суток, с ангаром для разведывательного гидросамолета, надводная скорость 23,5 узла, подводная - 8, дальность плавания 14000 миль, вооружение - 6 носовых торпедных аппаратов, 17 торпед, 140-мм орудие, два 25-мм пулемета, надводное водоизмещение 2584 т, подводное - 3654, экипаж - 94 человек). Командовал лодкой капитан 3 ранга М.Тагами. Через две недели лодка достигла побережья штат Орегон. Из-за неблагоприятных погодных условий летчик Фудзито сумел совершить только два вылета, сбросив 4 бомбы, которые вызвали сильные пожары лесных массивов.
В начале октября, потопив 2 танкера в северной части американского побережья, с одной оставшейся торпедой на борту И-25 обнаружила две "американские" ПЛ. Опытный командир Тагами, однако, по какой-то причине не сумел, а скорее всего не захотел заметить огромные линкоровские флаги на носу и корме и отличить их от американских и безжалостно выпустил в Л-16 последнюю торпеду. "Торпеда попала в одну из американских лодок. Последовал сильный взрыв, и американская лодка затонула". Получается, что гибель Л-16 полностью лежит на совести командира И-25 М.Тагами. Но часть вины - и на американцах, которые не смогли обеспечить безопасный переход до Сан-Франциско наших ПЛ. Ведь чисто случайно уцелела Л-15. Окажись у Тагами еще одна торпеда, при тех идеальных условиях вряд ли он промахнулся бы. Сейчас можно только задавать вопросы: почему американское командование, имея такие факты, как гибель двух своих танкеров, бомбежка глубинными бомбами японской ПЛ у западного побережья США противолодочной авиацией, принуждает наши лодки совершить переход в надводном положении?
Условия перехода, предложенные американской стороной, явились главной причиной гибели Л-16. Но это так называемая косвенная вина. Существуют, правда, свидетельства и прямой вины. На них указывают в своих воспоминаниях адмиралы Н.Г.Кузнецов, Г.И.Щедрин и командир Л-15 В.И.Комаров. Например, в Сан-Франциско Г.И.Щедрину сами американские офицеры "намекали на то, что потопить Л-16 могла по ошибке и их лодка".
Не прошло и года, как в Японском море 11 июня 1943 г. американская подлодка "Пермит" по ошибке топит приморский сейнер № 20, а оставшихся в живых рыбаков доставляет в Датч-Харбор. Проходит еще три месяца, и вблизи места гибели сейнера погибает уже американская ПЛ "Уоху", и тоже со всем экипажем. Теперь уже среди американских подводников поползли слухи о том, что ее по ошибке потопил русский сторожевик…
Только после гибели Л-16 американская сторона выделила для сопровождения следующей группы наших лодок типа "С" противолодочные корабли. Вот какую тяжелую цену пришлось заплатить нашим ребятам за безопасный переход Л-15 и следующих за ней четырех ПЛ. Не дали камчатской Л-16 дойти до Северного Флота, вечным сном спят наши подводники на глубине 4800 м в точке 45 градусов 41 минута северной широты и 136 градусов 56 минут западной долготы.
В августе 1941 г. старшина второй статьи И.М.Ботаев, командир отделения торпедистов Л-16 написал своим родителям письмо: "Обо мне не беспокойтесь, если придется драться с врагом здесь или там, то буду драться до последней капли крови, буду бить врага так, как это требуется каждому советскому гражданину, любящему свою Родину. Живите спокойно, не покладая рук работайте, хотя вы уже у меня старенькие, на оборону Красной Армии и Флота… Целую вас, дорогие родители, ваш сын Иван Максимович Ботаев. 31 августа 1941 г.".
Не забыли подвига подводников. В сквере Музея Боевой славы в 1963 г. был установлен памятник Л-16. Позже, в 1974 г., я спросил у скульптора А.Соловьева, по чьей инициативе был построен памятник. Вот что он рассказал: "В 1960 или 1961 г. я встретился с капитаном Сидорковым, сотрудником "Военморпроекта". Он объяснил, что погибшей Л-16 командовал его родственник Д.Гусаров, и предложил установить памятник морякам, погибшим на ней. Я поставил этот вопрос перед членом Военного Совета Камчатской Флотилии капитаном 1 ранга К.Т.Сериным. Военсовет решение вынес положительное, поручив разработать проект архитектору "Военморпроекта" Володе Гапонову и мне. Строили памятник военные строители в/ч 72036 под руководством прораба А.К.Чеканова. К Дню ВМФ 1963 г. памятник был готов, и тогда же состоялось его открытие. На открытии присутствовал Г.И.Щедрин".
Вот они, подводники л-16:
капитан-лейтенант Д.Ф.Гусаров, командир подводной лодки;
лейтенант И.М.Смышляков, замполит;
лейтенант К.П.Моисеев, командир БЧ-1;
лейтенант С.А.Смелянский, командир рулевой группы;
лейтенант Б.М.Самарин, командир БЧ-3;
лейтенант С.А. Касай, командир торпедной группы;
инженер капитан-лейтенант Б.С.Глушко;
старший инженер-лейтенант И.М.Крылов, командир моторной группы;
лейтенант Я.М.Михайлов, офицер связи ВМС США;
военфельдшер П.И.Григоренко;
мичман Д.О.Новиков, боцман;
старшина 2-ой статьи А.Н.Мольцев, рулевой, командир отделения;
старшина краснофлотец П.А. Серов, старший рулевой;
старшина краснофлотец П.С.Ермаков, старший рулевой;
краснофлотец В.И.Пакшиванов, рулевой;
краснофлотец Н.А.Барковский, рулевой;
старшина 2-ой статьи Д.М.Артемьев, электрик, командир отделения;
старшина 2-ой статьи С.Н. Костогоров, комендор, командир отделения;
краснофлотец Ф.И.Поцелуйко, старший комендор;
старшина 2-ой статьи А.А.Николаенко, старшина группы торпедистов;
старшина 2-ой статьи И.М.Батаев, торпедист, командир отделения;
старшина 2-ой статьи П.М.Виноградский, торпедист, командир отделения;
краснофлотец И.В.Русаков, торпедист;
краснофлотец А.П.Биченов, торпедист;
краснофлотец П.И. Мартынов, торпедист;
старшина 2-ой статьи Н.А.Кузнецов, минер, командир отделения;
краснофлотец Н.М.Харитонов, минер;
краснофлотец А.К.Макушев, старшина группы радистов;
П.Ф.Родин, акустик, командир отделения;
старшина 2-ой статьи Е.Н.Тимошенко, радист;
старшина 2-ой статьи Ф.С. Леонов;
главстаршина И.Ф.Попель, старшина группы мотористов;
старшина 2-ой статьи А.А.Меньшиков, моторист, командир отделения;
старший краснофлотец В.И.Пихотко, старший моторист;
старший краснофлотец А.А.Кочерышкин, старший моторист;
краснофлотец П.М. Костюнин, моторист;
краснофлотец Н.Д.Троицкий, моторист;
краснофлотец В.Е.Федоров, моторист;
краснофлотец С.В.Калашников, моторист;
старшина 1-ой статьи Н.Н.Пикунов, старшина группы электриков;
старшина 2-ой статьи Н.И.Бакостов, электрик, командир отделения;
Н.И.Аваев, старший электрик;
старший краснофлотец Н.В.Захаров, старший моторист;
краснофлотец Б.М.Мониев, электрик;
краснофлотец И.П.Романов, электрик;
краснофлотец Н.В.Анисимов, электрик;
главстаршина Д.С.Левушкин, старшина группы трюмных;
старшина 2-ой статьи В.И.Кальпето, командир отделения трюмных;
старший краснофлотец Я.Я.Емельянов, старший трюмный;
старший краснофлотец С.В.Плетюхин;
краснофлотец В.Т.Долгих, трюмный;
краснофлотец В.Ф.Рогов, трюмный;
краснофлотец И.Ф.Фащанов, кок;
строевой краснофлотец С.Н.Данилов;
старшина 2-ой статьи А.М.Помялов.
Немає коментарів:
Дописати коментар