Профессор Степовик: Кирилл приезжает в Украину пропагандировать российский шовинизм
Украинский всегда отличались кротостью. Но когда им начинают наступать на все мозоли, они могут ответить так, как ответили во времена Гайдаматчины, Хмельницкой, УНР, УПА ...Дмитрий Степовик - доктор богословских наук и философии, ведущий сотрудник Института искусствоведения, фольклористики и этнологии имени Максима Рыльского НАНУ, профессор истории искусства Киевской духовной академии. В интервью УНИАН Дмитрий Власович рассказал, почему предстоятель Русской православной церкви Кирилл так зачастил в Украину и когда ожидать создания украинской поместной церкви.
ПОЧЕМУ АЛЕКСЕЙ II не приезжал В УКРАИНЕ
Дмитрий Власович, патриарх московский и всея России Алексий II побывал в Украине лишь дважды. Его преемник, предстоятель РПЦ Кирилл приезжал в Киев уже четыре раза. Чем вызвана такая заинтересованность нынешнего российского патриарха Украины?
Алексий II Ридигер так редко был в Украине, потому что он был достаточно болен, стар. Но это все же не основная причина.
1990 года, когда он впервые приехал и хотел доказать нам, что мы часть русского народа (я не знаю, почему он - эстонский еврей - вдруг решил делать нас частью русского народа), ему устроили здесь большую обструкцию, едва пустили в Софийский собор, но он как-то с черного хода пробрался ...
Второй раз он приехал уже перед своим уходом в вечность. Это было празднование 1020-летия Крещения Руси - Украины. Почему наше политическое руководство тогда решило, что наше крещение должны отмечать чужие патриархи. А нашим было запрещено участвовать. В частности греко-католической церкви, автокефальной церкви и церкви Киевского патриархата. А Вселенский патриарх Константинопольский и Русский в Киеве правили бал вместе с нашими чиновниками.
Что касается второго патриарха - Кирилла - он моложе, но тоже болен.
Почему? Он же даже в космос собирается лететь.
Он является старым человеком, он является седой, а такие люди никогда не бывают гренадерского здоровья, значит, болезни у него какие есть.
А вообще-то я имел в виду, что у него проблемы с психическим здоровьем. Будучи серьезным человеком, патриархом большой церкви, выдавать такие авантюрные новости, что он хочет в другом государстве иметь свою резиденцию (в нашей Лавре), хочет лететь в космос.
Когда его избрали патриархом, у него уже "от радости в зобу дыхание сперло", он хочет мыслить глобальными процессами, хочет посмотреть на земной шар из космоса, быть православным Папой Римским. Он может объявить себя кем угодно, и императором пекинскому, бухарестским и варшавским, пусть говорит что угодно, становится большим, но большим без Украины.
Кирилл приезжает сюда в Украину, делегированный Кремлем. Это же традиция Русской церкви быть спикером ранее царей, великих князей, императоров, потом генсеков и теперь президентов и премьеров. Менялась власть, но суть русского империализма и шовинизма не меняется.
Он приехал сюда с той же целью, с которой приезжал Алексий II. Кирилл (Гундяев) приезжает пропагандировать российский шовинизм и империализм в новой бумажной обложке под видом "русского мира", к которому он отнес не только славянские государства, такие, как Украина и Беларусь, а то и Молдову, хотя это народ романской группы. Ему очевидно самому не ясно, что подразумевается под "русским миром". Если речь идет о том, что люди говорят на русском, так, скажем, на английском языке сегодня говорит весь мир, следовательно, архиепископ Кентерберийский, глава англиканской церкви, должен сказать, что вся Европа и Америка, где говорят на английском, - это английский мир. Логики здесь нет никакой.
Конечно, все это завернуто в благочестивые разговоры о единстве веры, православия одно. И тут он, как православный иерарх, должен знать, что есть большая разница в каноническом праве между католической церковью, которая является церковью монархической, там есть один предстоятель Папа Римский, и православием, где есть принцип поместности, заложенный в священном писании. В частности, в первых главах последней книги Библии "Откровение Иоанна Богослова", все ее знают под названием "Апокалипсис", послание ангела до семи церквей Малой Азии. И нигде не написано, чтобы эти церкви зависели друг от друга или чтобы одна церковь давала право на существование, автокефалию, независимость другой.
В так называемых апостольских правилах зафиксировано, что каждый народ знает своего первого епископа. Где предстоятель церкви, там есть церковь независима. Они могут общаться в молитвенном отношении с другими церквями, но не должны выполнять волю или подвергаться иной церкви.
Вместе Гундяев придумал правило, которое, по сути, является не православным, а католическим. Он считает, что Московский патриархат должен давать право другим церквям на существование. Это выдумка, причем еретическая.
По традиции в православии, документ о признании церкви предоставляет Константинопольский патриархат. Потому что это одна из поместных церквей мирового православного сообщества. И то это не является обязательным. Поэтому все церкви Балканского полуострова - сербский, болгарский, греческий, кипрская и другие - сами провозгласили свою независимость, хотя была борьба, и Константинополь их долгое время не признавал. Как 141 год не признавал независимости Московской церкви. Но в конце XVI века тогдашнего Константинопольского патриарха заманили в Москву и откуда не выпускали, пока он не дал им права на независимое существование. Он дал. И с тех пор они считают, что уже Москва давать такие ярлыки, которые называются гречески "Томос".
Сколы Украина стала независимым государством, в ней должна быть независимая церковь. Это подтверждается 34-м апостольским правилом: каждая независимая церковь должна знать своего первого епископа. У нас первым епископом в православии является Святейший патриарх Киевский и всей Руси - Украины. Их за годы независимости было три: Мстислав (Скрипник), Владимир (Романюк) и нынешний Филарет (Денисенко).
Но это не устраивает Кремль и, соответственно, его представителя по церковной линии Гундяева, поэтому он зачастил сюда. Но с чем он приезжал, с тем и уехал - он своей цели не добился и задачи Кремля пока не выполнил. Но он делает шаги. Даже заявил, что хочет изменить свой титул: быть не Московским патриархом и всея Руси, то есть РФ, а Московским и Киевским патриархом всея Руси. Ни с государственнической, ни с канонической, ни с православной, ни с христианской точки зрения он не прав.
КОГДА ГОВОРЯТ ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ ЦЕРКВЕЙ, ТО НАМЕРЕНЫ НЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, А ПРИСОЕДИНЕНИЕ К СЕБЕ
Даже в окружении патриарха говорят, что украинская поместная церковь - это вопрос времени. Как вы считаете, сколько нужно времени на объединение?
Они правильно говорят, что для этого нужно время.
Как уже говорил, Русская церковь не признавалась 141 год. С украинской церковью будет по-другому.
Сколько Господь захочет дать нам испытаний и проверить нашу стойкость как отдельной автокефальной независимой поместной церкви, знает только он один. Но я на сто процентов убежден, что это произойдет. И верю, что это будет скоро. Сейчас все политические, экономические, церковные события развиваются в ускоренном темпе. Думаю, признание может быть достаточно быстро - при жизни нынешнего поколения среднего возраста.
Несмотря на формальную отделимость государства от церкви, сейчас можно наблюдать тенденцию сближения церковной и политической верхушки. Каковы последствия такого сближения?
Я слабо верю в то, что на верхушках можно о чем-то договориться. Здесь действует греховность людей, даже одетых в митрополичьи, архиепископские или епископские ризы с митрой на голове. Отрицая свою причастность к гордыне (то есть большой грех, и он идет от дьявола) они где тайно ее имеют, и когда говорят об объединении, то намерены не объединение, а присоединение к себе.
У нас есть автокефальная церковь которая имеет своего предстоятеля Мефодия Кудрякова. Церкви Киевского патриархата и автокефальная - одного направления. Они декларируют свою демократическую линию, свою независимость, но когда дошло дело до объединения, они захотели кадровых изменений, захотели в макушку, хотя их гораздо меньше чем КП, в 5-6 раз по количеству епархий, приходов, священников, диаконов. Им обещают сохранение тех же мест. Но им не нравится Филарет. Хочу другое. Но и другой может не понравиться. Они себя видят во главе.
Московский патриархат постоянно подчеркивает, что они канонические, а мы неканонические, поэтому должны каяться и присоединяться.
Приезжал к нам Вселенский патриарх Константинопольский Варфоломей. И они зондировали через Администрацию президента, как настроен Киевский патриарх. Были даже предложения отречься патриаршего управления и стать митрополией, зависящей от Константинополя, а тогда они будут думать, когда нам дать независимость. Когда мы спросили, сколько они будут думать, то они не дали ответа. Может, год, два, может, десять или больше. Мы сказали: мы готовы пойти на такой хирургический шаг, но чтобы на протяжении календарного года получить независимость, и тогда мы снова вернемся к патриаршего управления. Они не согласились.
Поэтому я не верю в возможность договоренности на верхах. В этих договариваний является воспитание каких-то личных интересов в церквей, окружающих Украины.
Недавно в РФ приняли закон о церковной реституции. Частично собственность церквям возвращают и в Украине, хотя это законодательно не закреплено. Взять ту же ситуацию с Лаврой, откуда сейчас выселяют музее. К чему приведет этот процесс?
Этого не нужно. Это провокация, хотя во многих странах недвижимое имущество, храмы, церковные здания, епископские резиденции является собственностью церкви.
Недавно в Софии Киевской состоялся украинский-французский семинар. Я принимал в нем участие. Там, в частности, было двое докладчиков - квалифицированные французские чиновники, занимающиеся имущественными вопросами: что принадлежит церкви, а французскому государству.
Франция - демократическая страна с давними традициями. Практически все ценные храмы, в том числе Собор Парижской Богоматери, старинные соборы в Шартре, в Реймсе и другие, построенные еще в средние века, - является собственностью Французского государства, но даются в пожизненное пользование церкви, при условии сохранения архитектуры и всего искусства, витражей , скульптур. С одной стороны, церковь полностью овладевает этот собор. Но с другой, знает, что это государственная собственность и повреждать, сносить или делать какие перестройки она не может.
У нас есть такой же опыт. Целый ряд церквей, построенных еще в Киевской Руси, в Чернигове, Киеве, являются национальными заповедниками. Та же Лавра, София - памятники мирового искусства ЮНЕСКО. И эти французы говорят, когда это будет полностью передано церкви, то церковь там вести себя, как слон в посудной лавке.
А этого добивается МП, который сегодня завладел Нижней Лаврой и хочет достичь того же в Верхней Лавре, выселив оттуда многочисленные музеи с десятками тысяч экспонатов. Если начнутся выселения, это закончится Национальной исторической библиотекой, где хранятся миллионы томов ценнейшей литературы. Это будет их собственность и они в любое время могут выкинуть эти книги на улицу.
Недавно историк Станислав Кульчицкий побывал в России на записи нового исторического телевизионного шоу, где снова ведется пропаганда: если Украина без России - значит, она против России. Некоторые украинские СМИ прибегают к контрпропаганды, появляются материалы, которые трактуют в России Как русофобские. Как правильно выстраивать политику, чтобы русские, проживающие в Украине, не мечтали о воскрешении умершего Советского Союза, а чувствовали украинский?
Русские, живущие в Украине, могут думать о чем угодно, даже о переселении в месяц ...
Но их не так мало ...
Сколько бы их не было - они не являются большинством Титульная нация - украинская. И хотя их много сейчас уезжает на заработки или на постоянное жительство на Запад, украинский оставаться титульной нацией, и нас будет большинство. И есть русская национальное меньшинство, и такой она всегда будет. О чем бы она не мерила, Украина уже никогда не будет российской. Хотя нынешнее руководство очень старается.
Обниматься с человеком, который плюет тебе в лицо, никто не будет. Украинский всегда отличались кротостью. Но когда им начинают наступать на все мозоли и все пальцы на ногах прижимают другой ногой, они могут ответить так, как ответили во времена Гайдаматчины, Хмельницкой, УНР, УПА ...
Уже давно ведутся разговоры о строительстве храма на месте остатков фундамента Десятинной церкви в Киеве. Недавно появилась новость, что на руинах таки появится храм Московского патриархата. По вашему мнению, какая здание должна появиться на том месте?
На этом украинский-французски семинаре выступал заместитель директора Института археологии НАНУ Глеб Ивакин, который доказывал, что там никакого монастыря действительности не было.
Я за то, чтобы храм там был построен. Каждый построенный храм - это дело Божие. В храме всегда будет звучать молитва.
Земля там была освящена и поставлен крест в 2004 году Киевским патриархатом под строительство именно храма КП, но МП перехватил инициативу рейдерскими методами.
Уже есть несколько проектов будущего храма. Один из них вызывает у меня одобрение и симпатию. Он разработан покойным архитектором и историком архитектуры Юрием Асеевым. Но построение такого храма обойдется государству в 100 миллионов гривен.
Кому он будет принадлежать? Может, к тому времени уже будет объединения церквей в Украине. Думать, что он будет принадлежать Москве, неправильно. Украина его строить, и Украине он принадлежать.
Беседовала Любовь Лещина
Немає коментарів:
Дописати коментар