понеділок, грудня 06, 2010

Профессор Степовик: Кирилл приезжает в Украину пропагандировать российский шовинизм

Украинский всегда отличались кротостью. Но когда им начинают наступать на все мозоли, они могут ответить так, как ответили во времена Гайдаматчины, Хмельницкой, УНР, УПА ...
Дмитрий Степовик - доктор богословских наук и философии, ведущий сотрудник Института искусствоведения, фольклористики и этнологии имени Максима Рыльского НАНУ, профессор истории искусства Киевской духовной академии. В интервью УНИАН Дмитрий Власович рассказал, почему предстоятель Русской православной церкви Кирилл так зачастил в Украину и когда ожидать создания украинской поместной церкви.
ПОЧЕМУ АЛЕКСЕЙ II не приезжал В УКРАИНЕ
Дмитрий Власович, патриарх московский и всея России Алексий II побывал в Украине лишь дважды. Его преемник, предстоятель РПЦ Кирилл приезжал в Киев уже четыре раза. Чем вызвана такая заинтересованность нынешнего российского патриарха Украины?
Дмитро Степовик Алексий II Ридигер так редко был в Украине, потому что он был достаточно болен, стар. Но это все же не основная причина.
1990 года, когда он впервые приехал и хотел доказать нам, что мы часть русского народа (я не знаю, почему он - эстонский еврей - вдруг решил делать нас частью русского народа), ему устроили здесь большую обструкцию, едва пустили в Софийский собор, но он как-то с черного хода пробрался ...
Второй раз он приехал уже перед своим уходом в вечность. Это было празднование 1020-летия Крещения Руси - Украины. Почему наше политическое руководство тогда решило, что наше крещение должны отмечать чужие патриархи. А нашим было запрещено участвовать. В частности греко-католической церкви, автокефальной церкви и церкви Киевского патриархата. А Вселенский патриарх Константинопольский и Русский в Киеве правили бал вместе с нашими чиновниками.
Что касается второго патриарха - Кирилла - он моложе, но тоже болен.
Почему? Он же даже в космос собирается лететь.
Он является старым человеком, он является седой, а такие люди никогда не бывают гренадерского здоровья, значит, болезни у него какие есть.
А вообще-то я имел в виду, что у него проблемы с психическим здоровьем. Будучи серьезным человеком, патриархом большой церкви, выдавать такие авантюрные новости, что он хочет в другом государстве иметь свою резиденцию (в нашей Лавре), хочет лететь в космос.
Когда его избрали патриархом, у него уже "от радости в зобу дыхание сперло", он хочет мыслить глобальными процессами, хочет посмотреть на земной шар из космоса, быть православным Папой Римским. Он может объявить себя кем угодно, и императором пекинскому, бухарестским и варшавским, пусть говорит что угодно, становится большим, но большим без Украины.
Кирилл приезжает сюда в Украину, делегированный Кремлем. Это же традиция Русской церкви быть спикером ранее царей, великих князей, императоров, потом генсеков и теперь президентов и премьеров. Менялась власть, но суть русского империализма и шовинизма не меняется.
Он приехал сюда с той же целью, с которой приезжал Алексий II. Кирилл (Гундяев) приезжает пропагандировать российский шовинизм и империализм в новой бумажной обложке под видом "русского мира", к которому он отнес не только славянские государства, такие, как Украина и Беларусь, а то и Молдову, хотя это народ романской группы. Ему очевидно самому не ясно, что подразумевается под "русским миром". Если речь идет о том, что люди говорят на русском, так, скажем, на английском языке сегодня говорит весь мир, следовательно, архиепископ Кентерберийский, глава англиканской церкви, должен сказать, что вся Европа и Америка, где говорят на английском, - это английский мир. Логики здесь нет никакой.
Конечно, все это завернуто в благочестивые разговоры о единстве веры, православия одно. И тут он, как православный иерарх, должен знать, что есть большая разница в каноническом праве между католической церковью, которая является церковью монархической, там есть один предстоятель Папа Римский, и православием, где есть принцип поместности, заложенный в священном писании. В частности, в первых главах последней книги Библии "Откровение Иоанна Богослова", все ее знают под названием "Апокалипсис", послание ангела до семи церквей Малой Азии. И нигде не написано, чтобы эти церкви зависели друг от друга или чтобы одна церковь давала право на существование, автокефалию, независимость другой.
В так называемых апостольских правилах зафиксировано, что каждый народ знает своего первого епископа. Где предстоятель церкви, там есть церковь независима. Они могут общаться в молитвенном отношении с другими церквями, но не должны выполнять волю или подвергаться иной церкви.
Вместе Гундяев придумал правило, которое, по сути, является не православным, а католическим. Он считает, что Московский патриархат должен давать право другим церквям на существование. Это выдумка, причем еретическая.
По традиции в православии, документ о признании церкви предоставляет Константинопольский патриархат. Потому что это одна из поместных церквей мирового православного сообщества. И то это не является обязательным. Поэтому все церкви Балканского полуострова - сербский, болгарский, греческий, кипрская и другие - сами провозгласили свою независимость, хотя была борьба, и Константинополь их долгое время не признавал. Как 141 год не признавал независимости Московской церкви. Но в конце XVI века тогдашнего Константинопольского патриарха заманили в Москву и откуда не выпускали, пока он не дал им права на независимое существование. Он дал. И с тех пор они считают, что уже Москва давать такие ярлыки, которые называются гречески "Томос".
Сколы Украина стала независимым государством, в ней должна быть независимая церковь. Это подтверждается 34-м апостольским правилом: каждая независимая церковь должна знать своего первого епископа. У нас первым епископом в православии является Святейший патриарх Киевский и всей Руси - Украины. Их за годы независимости было три: Мстислав (Скрипник), Владимир (Романюк) и нынешний Филарет (Денисенко).
Но это не устраивает Кремль и, соответственно, его представителя по церковной линии Гундяева, поэтому он зачастил сюда. Но с чем он приезжал, с тем и уехал - он своей цели не добился и задачи Кремля пока не выполнил. Но он делает шаги. Даже заявил, что хочет изменить свой титул: быть не Московским патриархом и всея Руси, то есть РФ, а Московским и Киевским патриархом всея Руси. Ни с государственнической, ни с канонической, ни с православной, ни с христианской точки зрения он не прав.

КОГДА ГОВОРЯТ ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ ЦЕРКВЕЙ, ТО НАМЕРЕНЫ НЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, А ПРИСОЕДИНЕНИЕ К СЕБЕ
Даже в окружении патриарха говорят, что украинская поместная церковь - это вопрос времени. Как вы считаете, сколько нужно времени на объединение?
Они правильно говорят, что для этого нужно время.
Как уже говорил, Русская церковь не признавалась 141 год. С украинской церковью будет по-другому.
Сколько Господь захочет дать нам испытаний и проверить нашу стойкость как отдельной автокефальной независимой поместной церкви, знает только он один. Но я на сто процентов убежден, что это произойдет. И верю, что это будет скоро. Сейчас все политические, экономические, церковные события развиваются в ускоренном темпе. Думаю, признание может быть достаточно быстро - при жизни нынешнего поколения среднего возраста.
Несмотря на формальную отделимость государства от церкви, сейчас можно наблюдать тенденцию сближения церковной и политической верхушки. Каковы последствия такого сближения?
Я слабо верю в то, что на верхушках можно о чем-то договориться. Здесь действует греховность людей, даже одетых в митрополичьи, архиепископские или епископские ризы с митрой на голове. Отрицая свою причастность к гордыне (то есть большой грех, и он идет от дьявола) они где тайно ее имеют, и когда говорят об объединении, то намерены не объединение, а присоединение к себе.
У нас есть автокефальная церковь которая имеет своего предстоятеля Мефодия Кудрякова. Церкви Киевского патриархата и автокефальная - одного направления. Они декларируют свою демократическую линию, свою независимость, но когда дошло дело до объединения, они захотели кадровых изменений, захотели в макушку, хотя их гораздо меньше чем КП, в 5-6 раз по количеству епархий, приходов, священников, диаконов. Им обещают сохранение тех же мест. Но им не нравится Филарет. Хочу другое. Но и другой может не понравиться. Они себя видят во главе.
Московский патриархат постоянно подчеркивает, что они канонические, а мы неканонические, поэтому должны каяться и присоединяться.
Приезжал к нам Вселенский патриарх Константинопольский Варфоломей. И они зондировали через Администрацию президента, как настроен Киевский патриарх. Были даже предложения отречься патриаршего управления и стать митрополией, зависящей от Константинополя, а тогда они будут думать, когда нам дать независимость. Когда мы спросили, сколько они будут думать, то они не дали ответа. Может, год, два, может, десять или больше. Мы сказали: мы готовы пойти на такой хирургический шаг, но чтобы на протяжении календарного года получить независимость, и тогда мы снова вернемся к патриаршего управления. Они не согласились.
Поэтому я не верю в возможность договоренности на верхах. В этих договариваний является воспитание каких-то личных интересов в церквей, окружающих Украины.
Недавно в РФ приняли закон о церковной реституции. Частично собственность церквям возвращают и в Украине, хотя это законодательно не закреплено. Взять ту же ситуацию с Лаврой, откуда сейчас выселяют музее. К чему приведет этот процесс?
Этого не нужно. Это провокация, хотя во многих странах недвижимое имущество, храмы, церковные здания, епископские резиденции является собственностью церкви.
Недавно в Софии Киевской состоялся украинский-французский семинар. Я принимал в нем участие. Там, в частности, было двое докладчиков - квалифицированные французские чиновники, занимающиеся имущественными вопросами: что принадлежит церкви, а французскому государству.
Франция - демократическая страна с давними традициями. Практически все ценные храмы, в том числе Собор Парижской Богоматери, старинные соборы в Шартре, в Реймсе и другие, построенные еще в средние века, - является собственностью Французского государства, но даются в пожизненное пользование церкви, при условии сохранения архитектуры и всего искусства, витражей , скульптур. С одной стороны, церковь полностью овладевает этот собор. Но с другой, знает, что это государственная собственность и повреждать, сносить или делать какие перестройки она не может.
У нас есть такой же опыт. Целый ряд церквей, построенных еще в Киевской Руси, в Чернигове, Киеве, являются национальными заповедниками. Та же Лавра, София - памятники мирового искусства ЮНЕСКО. И эти французы говорят, когда это будет полностью передано церкви, то церковь там вести себя, как слон в посудной лавке.
А этого добивается МП, который сегодня завладел Нижней Лаврой и хочет достичь того же в Верхней Лавре, выселив оттуда многочисленные музеи с десятками тысяч экспонатов. Если начнутся выселения, это закончится Национальной исторической библиотекой, где хранятся миллионы томов ценнейшей литературы. Это будет их собственность и они в любое время могут выкинуть эти книги на улицу.
Недавно историк Станислав Кульчицкий побывал в России на записи нового исторического телевизионного шоу, где снова ведется пропаганда: если Украина без России - значит, она против России. Некоторые украинские СМИ прибегают к контрпропаганды, появляются материалы, которые трактуют в России Как русофобские. Как правильно выстраивать политику, чтобы русские, проживающие в Украине, не мечтали о воскрешении умершего Советского Союза, а чувствовали украинский?
Русские, живущие в Украине, могут думать о чем угодно, даже о переселении в месяц ...
Но их не так мало ...
Сколько бы их не было - они не являются большинством Титульная нация - украинская. И хотя их много сейчас уезжает на заработки или на постоянное жительство на Запад, украинский оставаться титульной нацией, и нас будет большинство. И есть русская национальное меньшинство, и такой она всегда будет. О чем бы она не мерила, Украина уже никогда не будет российской. Хотя нынешнее руководство очень старается.
Обниматься с человеком, который плюет тебе в лицо, никто не будет. Украинский всегда отличались кротостью. Но когда им начинают наступать на все мозоли и все пальцы на ногах прижимают другой ногой, они могут ответить так, как ответили во времена Гайдаматчины, Хмельницкой, УНР, УПА ...
Уже давно ведутся разговоры о строительстве храма на месте остатков фундамента Десятинной церкви в Киеве. Недавно появилась новость, что на руинах таки появится храм Московского патриархата. По вашему мнению, какая здание должна появиться на том месте?
Дмитро Степовик На этом украинский-французски семинаре выступал заместитель директора Института археологии НАНУ Глеб Ивакин, который доказывал, что там никакого монастыря действительности не было.
Я за то, чтобы храм там был построен. Каждый построенный храм - это дело Божие. В храме всегда будет звучать молитва.
Земля там была освящена и поставлен крест в 2004 году Киевским патриархатом под строительство именно храма КП, но МП перехватил инициативу рейдерскими методами.
Уже есть несколько проектов будущего храма. Один из них вызывает у меня одобрение и симпатию. Он разработан покойным архитектором и историком архитектуры Юрием Асеевым. Но построение такого храма обойдется государству в 100 миллионов гривен.
Кому он будет принадлежать? Может, к тому времени уже будет объединения церквей в Украине. Думать, что он будет принадлежать Москве, неправильно. Украина его строить, и Украине он принадлежать.
Беседовала Любовь Лещина

Немає коментарів: