четвер, грудня 16, 2010

Вместе строим атомоходы



Вот уже более 60 лет ОАО «СПМБМ «Малахит» (в прошлом СКБ-143, ЦКБ-16) строит по своим чертежам подводные лодки на «Северном машиностроительном предприятии», которое стало своеобразной кораблестроительной лабораторией. Именно на нем впервые опробываются постройкой уникальные корабли – подводные лодки, сложнейшие в техническом отношении сооружения по всем параметрам: новым материалам, электронному оборудованию, оружию, технологиям.

В 1954 г. после пересмотра концепции развития ВМФ на заводе начались работы по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами (тема «Волна»). 11 сентября 1955 г. ПО «Севмаш» передал ВМФ субмарину Б-67 проекта В611 разработки ЦКБ-16 (ныне ОАО «СПМБМ «Малахит») – первую ДЭПЛ с баллистическими ракетами на борту. Специалистами бюро с участием представителей контрагентов, завода №402 (ПО «Севмаш») и ВМФ был осуществлен в сентябре 1955 г. первый в мире пуск баллистической ракеты с борта подводной лодки Б-67. После этого заводом была построена (переоборудована) серия ПЛ проекта АВ611, 629, 629А. Таким образом, был создан новый класс подводных сил страны – ракетных подводных лодок стратегического назначения.

У истоков этой работы стояли выдающиеся главные конструкторы – Н.Н. Исанин и С.П. Королев.
Следующей замечательной страницей в истории завода была постройка и сдача в декабре 1958 г. головной подводной лодки с атомной энергетической установкой К-3 проекта 627 (позже получила название «Ленинский комсомол»). Этот корабль был спроектирован СКБ-143 (ОАО «СПМБМ «Малахит»). Создание первой отечественной атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 627 ознаменовало новый выдающийся этап научно-технической программы отечественного кораблестроения – эпоху атомоходов.
АПЛ К-3 более 30 лет находилась в строю ВМФ (с 1958 по 1989 гг.), выполняя боевые задачи в разных районах Мирового океана, подтвердив зрелость и профессионализм строителей этого корабля. В июле 1962 г. она совершила первый в истории отечественного подводного флота поход подо льдами Арктики к Северному полюсу.
Серия АПЛ проекта 627А строилась заводом в 1959-1964 гг. Атомная установка, отработанная на этих заказах ПО «Севмаш», послужила прототипом при сборке на заводе других АПЛ первого поколения проектов 658, 659, 675 с ракетным вооружением (эти проекты были разработаны ЦКБ-18, ныне ОАО «ЦКБ МТ «Рубин»).
На ПО «Севмаш» по чертежам СКБ-143 была построена опытная крейсерская атомная подводная лодка К-27 проекта 645. Она имела реактор с жидкометаллическим теплоносителем и предназначалась для нанесения торпедных ударов по боевым кораблям и транспортам противника при действиях на океанских и удаленных морских путях сообщения. Результаты эксплуатации этого корабля позволили создать в дальнейшем атомную энергетическую установку с жидкометаллическим теплоносителем для не имеющих аналогов в мире АПЛ проектов 705 и 705К.
На Севмаше впервые в мировой практике освоена сварка корпусов из титановых сплавов. В 1969 г. построена и сдана заказчику спроектированная в ЦКБ-16 АПЛ проекта 661 – высокоавтоматизированная АПЛ с большой мощностью атомной энергетической установкой, вооруженная ракетным комплексом «Аметист» с подводным стартом. Эта АПЛ показала подводную скорость в 44,7 узла, не превзойденную до настоящего времени ни одной подводной лодкой мира. Постройка только этого корабля демонстрирует выдающиеся достижения проектанта и завода при освоении новейших «ноу-хау».
На этом же заводе в период 1977-1981 гг. построена по чертежам СПМБМ «Малахит» серия титановых атомных подводных лодок проекта 705К. Эти лодки имели ряд особенностей, которые отличали их от других субмарин: малое водоизмещение; немагнитный корпус (титан); высокую скорость подводного хода (около 43 узлов); ядерный реактор с жидкометаллическим теплоносителем в I-ом контуре; высокий уровень автоматизации боевых и технических средств с единым пультом управлении АПЛ; всеглубинные гидравлические торпедные аппараты с новейшим (на тот период) оружием – торпедами и ракето-торпедами (типа «Вьюга» и «Шквал»); малую численность личного состава; всплывающую спасательную рубку-камеру на весь экипаж АПЛ.
Надо отдать должное инженерно-техническому составу завода, который успешно справился с поставленными задачами. Этот проект успешно реализован заводом и еще раз подтвердил высокий научно-технический потенциал предприятия и профессиональные возможности его коллектива.
4 декабря 2001 г. на построенной заводом АПЛ «Гепард» проекта 971 был поднят военно-морской флаг в присутствии президента России В.В. Путина. Корабль был построен Севмашем по чертежам СПМБМ «Малахит». Таким образом, была успешно завершена постройка на заводе серии многоцелевых атомных малошумных скоростных подводных лодок третьего поколения. Эта серия строилась в 1985-2001 гг.
В 2007 г. было передано в опытную эксплуатацию ГТС (глубоководное техническое средство) с атомной установкой, построенное по чертежам ОАО «СПМБМ «Малахит» на Севмаше. Оно по своим параметрам не имеет аналогов в мировом подводном кораблестроении.
Начиная с 1985 г. СПМБМ «Малахит» ведет проектирование атомного подводного крейсера четвертого поколения. Строительство первенца этого проекта, получившего наименование «Северодвинск», сейчас завершается на Севмаше. АПЛ проекта 885 обладает принципиально новыми ударными возможностями по скрытности и вооружению. 24 июля 2009 г. на Севмаше состоялась закладка АПЛ «Казань» – модернизированного варианта корабля проекта 885. И нет сомнений, что корабли этой серии будут успешно построены на заводе и сданы Военно-морскому флоту.
Необходимо отметить заслуги выдающихся организаторов производства Севмаша – инженеров высшей категории: Е.П. Егорова, Г.Л. Просянкина, А.И. Макаренко, Д.Г. Пашаева, В.П. Пастухова, Н.Я. Калистратова, В.И. Дубовиченко, В.И. Вашанцева, Л.Н. Резунова, Ф.Н. Шушарина, Ю.В. Кондрашова, И.М. Савченко, С.В. Слесаревича и многих других.
За 70 лет коллектив Севмаша создал сотни первоклассных кораблей, которые доблестно защищали интересы Отечества в Мировом океане. Предприятие заслуженно было награждено пятью высшими наградами Родины: тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. Мы гордимся тем, что первый орден Ленина завод получил в 1959 г. за постройку первой отечественной атомной подводной лодки К-3 проекта 627, рабочие чертежи которой были разработаны в СКБ-143 (ОАО «СПМБМ «Малахит»). Поздравляем вас, коллеги и друзья с 70-летним юбилеем предприятия!

Немає коментарів: