вівторок, грудня 28, 2010

Владеют ли авторы современных энциклопедий темами, о которых пишут?

 СПРАВОЧНО-ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОЕ издание "Россия", подзаголовок - "иллюстрированная энциклопедия". 600 страниц. Тираж - 50 тысяч экземпляров. Издатель - ЗАО "ОЛМА Медиа групп". Подписано в печать в марте 2007 года. В магазине эта книга идет по 3 тысячи, с рук - дешевле, 300 рублей. 
Читаем про атомный крейсер "Курск" в изложении некоего А. Диенко: "Принадлежал к серии подводных лодок серии 949 проекта... Спроектирован в Центральном конструкторском бюро "Рубин", построен и спущен на воду 14 мая 1994 года в Североморске.???." Читать такое  северодвинцам, чьи верфи еще пятнадцать лет назад были объединены в Государственный центр атомного судостроения, конечно же, обидно. Обидно за свой труд, за свой город и за авторов энциклопедии тоже. Во-первых, потому что Североморск, как говорится, "здесь и близко не стоял". Во-вторых, "Курск" был спроектирован и построен не по 949-му проекту, а по 949А. Литера А для специалистов в данном случае значит очень многое. И вовсе не 14 мая 1994-го спустили корабль на воду, а двумя сутками позднее... 
Обращает внимание и следующее предложение: "В 1999 г. "Курск" совершил поход в Средиземное море через Гибралтар. За этот уникальный прорыв в Средиземноморье, за военное командирское искусство, за оперативно-тактическое умение командир корабля капитан I ранга Геннадий Лячин был представлен к званию Героя России..." 
Тоже вопросы. А каким иным путем, если не через Гибралтар, мог совершить поход в Средиземное море подводный крейсер Северного флота? Вокруг Африки и затем через Суэцкий канал? Или - по рекам, озерам, каналам России с самого севера России и на юг до Черного моря, а затем через Босфор и Дарданеллы? 
И потом, не совсем ясно, что А. Диенко называет "уникальным прорывом", если такого рода "прорывы" являются частью обычных автономок, которые вошли в практику советского подплава еще в 60-х годах прошлого века?( первая апл К-27 в 1965г) В чем состоит "уникальность"? 
Или вот еще: "в лодку был заложен 30-процентный запас плавучести". Автор, видимо, намеревался сказать - "в конструкцию лодки был заложен...", но почему-то побрезговал грамотным техническим термином. 
 кто-нибудь из специалистов ВМФ и кораблестроения вычитывает их тексты? Наконец, самое главное: где гарантия, что и в других разделах энциклопедии не напортачили столь же "компетентные" авторы? 
Если откровенно, мы уже привыкли к тому, что неучи на центральных каналах телевидения время от времени путают Архангельск с Астраханью, а Северодвинск - с Североморском и вообще частенько несут полную чушь о подводном флоте. Однако, чтобы такие ляпы "засветились" в печатном издании, да еще именуемом энциклопедическим справочником, - это уж слишком! 
Поймите правильно, энциклопедия при тираже в 50 тысяч экземпляров вышла под эгидой двух академиков Российской Академии наук, нескольких докторов, кандидатов наук и носит претенциозное название - "Россия".  

Немає коментарів: