Волгарь, капитан первого ранга Николай Владимирович Затеев, был одним из тех, кто принимал участие в создании морских стратегических ядерных сил СССР. И в том, что в 1961-м не началась ядерная война есть и его заслуга. Более тридцати лет отдал он службе на флоте и вышел в отставку в должности заместителя командира дивизии первой флотилии атомных подводных лодок
Николай Владимирович Затеев со своей женой Антониной Николаевной (Северный флот, 50-е годы) |
Но все это было после, а тогда, в конце тридцатых, молодой 14-летний паренек влюбленно всматривался в Волгу и, читая Стивенсона, мечтал о море. Кстати, именно за эту душевную привязанность сверстники и прозвали его адмиралом. А в 15 лет доверили привести довольно значительную группу шлюпок из Горького на практику в затон имени Калинина. В этом возрасте многие пацаны того времени только-только начинали задумываться о своем будущем, а Коля Затеев уже заканчивал Нижегородскую морскую спецшколу. И уже тогда понимал, что иной судьбы, кроме морского офицера, для него быть не может. А потому отправился в ленинградское военно-морское училище.
И вот он, долгожданный Северный флот. Судьба благоволила молодому морскому офицеру – всего через пять лет он — капитан-лейтенант и старпом на дизельной субмарине. А в 61-м его назначают капитаном первой в мире атомной подводной лодки «К-19». Поднимаясь по сходням еще не доведенного «до ума» подводного ракетоносца, молодой капитан даже не предполагал, что всего через три месяца сама жизнь проверит его, как говорится, на прочность, преданность своему нелегкому ремеслу.Конечно же, не зря говорят, что судьба не дает человеку испытания не по силам его. Но силы духа в людях различны. И редко кому выпадает, как Николаю Владимировичу, испытание, когда именно от тебя, от твоих действий или бездействия зависят судьбы не одного, не ста, не тысяч даже, а миллиардов людей, всего человечества!
Такое испытание выпало капитану Николаю Затееву в июле 1961 года, когда в реакторе из-за конструктивных ошибок произошел разрыв первого охлаждающего контура, то есть авария, аналогичная той, с которой, по мнению ряда ученых, началась Чернобыльская катастрофа. Но здесь ситуацию усугубляли обстоятельства места и времени: секретный рейс советской атомной подводной лодки в Северной Атлантике, преддверие Карибского кризиса, когда США и СССР стояли на пороге третьей мировой войны, и возможность внезапного для американцев ядерного взрыва возле их военной базы на острове Ян-Майен… Вдобавок отказала главная антенна радиопередатчика: ни сообщить о бедствии, ни получить квалифицированную консультацию специалистов-атомщиков.
В этих условиях капитан 2-го ранга Затеев не дрогнул, не поддался панике. Мне удалось разыскать подводников, которые вместе с Николаем Владимировичем делили горести этого злополучного похода.
Гаврилов Лев Анатольевич, в то время старшина второй статьи:
— Этот человек — из тех русских воинов, что шли от поля Куликова до берлинского рейхстага даже не за победой над своими физическими врагами, но за победой над врагом метафизическим; из тех, кто чувствовал и прозревал истинный смысл русской державы — как символа и силы, удерживающих весь человеческий мир от распада и хаоса.
После этого похода Николай Владимирович подводными лодками уже не командовал. Как говорят моряки, «списали на берег». Некоторые военные историки утверждают, что это было политическое решение. Родные же объясняют гораздо проще – здоровье оставшихся в живых подводников было серьезно подорвано (каждый из них получил запредельные дозы облучения), а потому в многомесячные автономки ходить они уже не могли. Последнее объяснение кажется более вероятным, поскольку «политически неблагонадежных» не отправляли служить в Генштаб и уж тем более не включали в состав постоянной комиссии государственной приемки кораблей ВМФ. Вот такой он, Николай Владимирович, влюбленный в море и беззаветно преданный своей стране.
Жаль только, что о таких людях вспоминают лишь накануне праздника. За границей капитана Затеева давно уже признали героем. У нас же те, кто попали в заграничные учебники по морской истории, сегодня через суд пытаются добиться положенных им компенсаций. Не жиру ради – чтобы хоть как-то свести концы с концами. Семью же Николая Затеева и вовсе пытаются выселить из занимаемой ими собственной квартиры на «задворки» города, поскольку их дом планируют снести – земля в районе Черного пруда стоит дорого. Вот вам и вся благодарность.
P.S. По стопам Николая Владимировича пошел и его внук Николай Полевой. Окончив Волжскую академию водного транспорта, он отслужил два года на Балтийском флоте. Сегодня он работает третьим помощником капитана на грузовом судне «Волжский-10» Волжского пароходства.
Немає коментарів:
Дописати коментар