середу, грудня 29, 2010

Первый командир,первого советского атомохода.

Его имя, к глубокому сожалению, до сих пор малоизвестно не только в нашей стране, но и в ее вооруженных силах. В основном его знают лишь те, кто связан с атомным подводным флотом. А между тем этот человек, без преувеличения, - наша национальная гордость. И легенда подплава. Это Леонид Гаврилович Осипенко - первый командир первой советской атомной подводной лодки и первый Герой Советского Союза среди подводников послевоенного периода.

Это о нем ученый с мировым именем академик А. Александров, близко знавший Леонида Гавриловича по совместной работе в период испытаний первого атомохода, однажды сказал: «Как Гагарин - будто специально родился для первого космического корабля, так и Осипенко - для корабля, открывшего новую эпоху подводного плавания...»
Решение назначить Л. Осипенко командиром первой отечественной подводной лодки было принято в апреле 1955 года.
«Если строительство первого атомохода было само по себе делом весьма сложным, то столь же сложным и ответственным является подбор экипажа. А уже назначение командира на первый атомоход, по моему глубокому убеждению, равноценно по трудности подбору первого космонавта», - пишет в своих мемуарах известный подводник, Герой Советского Союза, адмирал флота Георгий Егоров. «Искали по всему флоту и нашли такого, что все мы считали - лучшего не может быть», - продолжает эту тему капитан I ранга Рюрик Тимофеев.
Уже имея солидный опыт командования подводными кораблями Черноморского и Тихоокеанского флотов, высокие правительственные награды за успешное выполнение боевых заданий в годы Великой Отечественной войны, Леонид Гаврилович с первых дней пребывания в экипаже поразил всех желанием... учиться. Он был одним из самых прилежных учеников у специалистов по ядерной энергетике, а затем и у своих офицеров-механиков. Не стеснялся задавать своим подчиненным любые вопросы, касающиеся работы главной энергетической установки атомохода. Это ему очень пригодилось во время ходовых испытаний корабля в море.
Те, кто хорошо знал Гаврилыча (так Осипенко ласково называли между собой офицеры), считали его прирожденным воспитателем. Он к любому человеку знал подход, его замечания никогда не вызывали протеста у подопечных, а в каждом решении была не только суровая необходимость, но и большая мудрость. Эти его качества особенно наглядно подтверждают два случая.
Первый имел место еще в период учебы экипажа, пока утрясалась его штатная структура. Когда принимались тарифные ставки, оказалось, что командиру атомохода установлен «крейсерский» оклад (т. е. командира крейсера), а вот между механиками дизельных и атомных лодок никакой разницы финансисты не усмотрели. И никакие веские аргументы, хождения по коридорам начальников результатов не давали: довод один - ограничены фондами. И тогда в одном из высоких кабинетов Л. Осипенко сказал фразу, ставшую легендарной: «Коль не можете иначе, снимите часть с моего оклада и добавьте ее механику». Финансисты так и поступили, и такое положение сохранялось на атомном флоте даже в 90-е годы...
Второй пример связан с первыми месяцами пребывания в Северодвинске, где строился атомоход. Во все времена одной из острейших проблем для женатых офицеров и мичманов было жилье. А тогда - особенно. Командиру выделили однокомнатную квартиру. Но он уступил ее одному из офицеров с тремя детьми: «Вам она нужнее, а я до приезда семьи поживу в казарме...»
Можно написать отдельную книгу о взаимоотношениях Л. Осипенко с высшим руководством флота, а еще одну - с учеными и конструкторами. Всегда и везде его отличали высокая требовательность к себе, защита государственных интересов, главным из которых он считал скорейший ввод в строй первой подводной атомной лодки (ПЛА), забота’ о подчиненных.
Спущенная на воду 9 августа 1957 г. ПЛА «К-3» в декабре того же года была принята в опытную экспедицию. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1959 г. ее командиру капитану I ранга Л. Осипенко за мужество и отвагу, проявленные при испытании специальной техники, присвоено звание Героя Советского Союза - первому из подводников в послевоенное время. Весь личный состав был удостоен государственных наград. Все матросы и старшины награждены медалью Ушакова.
«За ним мы были, как за каменной стеной. И в большом, и в малом он всегда чувствовал себя командиром, что в его понимание означают: человек, отвечающий за все», - так считает его старший помощник Лев Жильцов.
В декабре 1959 г. Осипенко назначают начальником Учебного центра ВМФ для подготовки экипажей подводных атомоходов в Обнинске, который он возглавлял 20 лет. Передавая свой опыт, он не уставал повторять командирам: «Учитесь сейчас, на флоте будет поздно и некогда. Изучайте подчиненных, особенно офицеров - этим вы намного облегчите свою жизнь на корабле».
В городе, где его хорошо знали, он по-прежнему был исключительно скромен, стремился избегать всяких торжеств по поводу признания его заслуг...
14 марта 1997 года контрадмирал в отставке Л. Г. Осипенко умер. Похоронили его на Кончаловском кладбище Обнинска, в городе, где начиналась атомная эпопея нашего флота и важнейший этап судьбы первого командира первого отечественного подводного атомохода. Он почетный гражданин Обнинска, его именем названа одна из улиц города и учебный центр ВМФ.
На Кольском Севере имя Осипенко носит средняя общеобразовательная школа № 288 Заозерска и улица в Мурманске.

Немає коментарів: