В 1945году специальное подразделение «СМЕРШ» захватило на территории Германии совершенно секретные документы – описание и чертежи неведомого дотоле оружия, над созданием которого ученые Третьего Рейха работали, начиная с тридцатых годов.
Это была так называемая «подземная лодка», предназначавшаяся для нанесения ударов по стратегическим объектам противника на его территории из земных недр.
О необычном трофее безотлагательно доложили начальнику ГУКР «СМЕРШ» В.С. Абакумову, который сразу же приказал доставить его в Москву.
Ознакомившись с документами, генерал понял, что перед ним разработка сверхмощного оружия нового поколения и приказал изучить ее группе отечественных специалистов.
А заодно дал указание контрразведке проверить, нет ли в стране ученых, занимавшихся чем-либо подобным. И такого человека нашли.
Им оказался советский инженер Либеревский из Одессы, еще до войны высказывавший фантастическую идею о создании «подземной лодки», которая могла бы проникать в глубины Земли для ее исследований. По замыслу Либеревского «субтерина», как он ее окрестил, должна была одинаково успешно двигаться как в воде, так и под землей по принципу штопора, прожигая ее на глубине за счет высоких температур, вырабатываемых во внешней оболочке крейсера. Идея настолько увлекла его, что именем «Субтерина» он назвал свою дочь. Однако она была признана «крамольной» и одним из областных управлений НКВД расчеты и чертежи ученого по «субтерине», в 1933 году у него были изъяты, засекречены и помещены в архив, где пролежали до 1945 года. А отечественному «самородку» приказали молчать, дабы чего не вышло. Тем не менее, своими мыслями опальный инженер поделился с близким другом – писателем-фантастом Григорием Адамовым, опубликовавшим впоследствии знаменитый роман «Тайна двух океанов». В нем советская подводная лодка, попавшая в ледовую западню, освобождается из плена, прожигая гигантский айсберг за счет повышения температуры прочного корпуса.
Доставленные фельдъегерской связью в Москву эти документы были сопоставлены с трофейными и выяснилось невероятное. Чертежи Либеревского и чертежи немецких ученых почти до мелочей совпадали.
(Из архивных документов). Министр государственной безопасности Абакумов Президенту Академии наук СССР Вавилову.
«Прошу предоставить в мое личное распоряжение группу экспертов. Ученых геофизиков и инженеров - конструкторов горнопроходческого оборудования» 18 мая 1949 года.
Изучив все имеющиеся материалы, эксперты доложили Абакумову, что проблема им ясна, технически разрешима и не вызывает вопросов, за исключением системы навигации, которая подлежит доработке. А через несколько месяцев была готова и опытная модель чудо - лодки.
С такими сенсационными материалами можно было идти к И.В. Сталину. И кто знает, не появилось - ли бы супер оружие в СССР в недалеком будущем. Однако помешала ведомственная вражда. Всесильный шеф НКВД Л.П.Берия по своим каналам тоже получил информацию о «субтерине» и сделал все, чтобы разработка не стала известна Вождю.
В результате, в 1954 Абакумова расстреляли, инкриминировав ему множество «грехов», а проведение дальнейших работ поставили под сомнение. К этому приложил руку и тогдашний нарком вооружений Д.Ф. Устинов, ратовавший за продвижение атомного проекта, который бурно развивался под кураторством Берии.
До начала 60-х годов о «субтерине» забудут.
Летом 1962 года, жители поселка Громовка на западном побережье Крыма, в 24 часа будут выселены в соседний городок Черноморск. Им выделят щедрые субсидии, новое жилье и сообщат, что на месте поселка будет возведен научный центр для ученых, а их дома переоборудуют в коттеджи. На самом деле в крымской степи готовились к строительству «режимного» завода для выпуска подземных лодок. В этом выгодном оборонном заказе должны были участвовать и предприятия УССР.
Тогдашний советский лидер Н.С. Хрущев, подаривший Украине Крым, решил сделать еще один подарок братскому народу. Как бывший шахтер он понимал стратегическую важность проекта и взял его под личный контроль.
(Из архивных документов). «Предусмотреть в семилетний план экономического развития Украинской ССР строительство объекта по производству оборонной продукции, выделив соответствующие ассигнования из бюджета Министерства обороны». Постановление ЦК КПСС от 3 мая 1962 года.
Завод в Крыму был построен в рекордные даже для того времени сроки – за два года. Официально он значился как тепловая электростанция, работавшая на энергии ветра.
Курировал все работы Министр обороны маршал Советского Союза Р.Я.Малиновский, а их секретность обеспечивало 3-е Управление КГБ СССР.
Уже к весне 1964 года был создан опытный образец подземной лодки с титановым корпусом, заостренным носом и обтекаемой кормой.
Диаметр ее составлял три метра, длина двадцать. «Субтерина» казалась настоящей красавицей, во всяком случае, для тех, кто ее видел. В специальную хронику ее не внесли, хотя военная летопись в то время велась со всей тщательностью.
Экипаж лодки состоял из пяти человек, она могла принять на борт 15 бойцов и тонну боеприпасов, в том числе ядерных. В боевую задачу записали так: «Обнаружение и уничтожение командных пунктов и ракетных шахт противника».
Подземную лодку Никита Сергеевич осмотрел лично.
- Мы должны делать такие лодки как сосиски на конвейере, - заявил он. Правда, потом высказался несколько иначе в отношении ракет, которые полюбил всем сердцем. Но «субтерину не забыл, да и возможно ли забыть такое.
Советского лидера и военное руководство Страны привлекал в подземной лодке фактор внезапности и многоцелевого использования. Обнаружить ее новейшими средствами локации было невозможно, хотя американцы и обладали ими. Конечно, для решения стратегических задач слово оставалось за ракетами. Но как тактическое средство, подземная лодка обладала неисчерпаемыми возможностями. Она скрытно могла доставлять ядерные заряды в любую точку мира, высаживать разведовательно-диверсионные и боевые группы в тылу противника, использоваться в строительстве особо секретных подводных и подземных военных объектов, решать другие, не менее важные задачи.
В середине шестидесятых наши атомные субмарины легко достигали американских берегов. Со временем планировалось доставлять туда и субтерины. Теми же атомоходами.
Боевые испытания нового оружия решили провести на территории Уральского военного округа. Он за пределами досягаемости иностранных дипломатов и назойливых туристов, места там пустынные и грунты более плотные. Даже спустя сорок лет грандиозная шахта, оставшаяся от тех испытаний, поражает воображение…
(Из архивных документов). Министр Обороны Малиновский командующему войсками Уральского военного округа Грознецкому. «Приказываю обеспечить проведение учений с применением нового вида оружия. Начальникам родов войск наладить оперативное взаимодействие личного состава и техники».
15 августа 1964 года.
Испытания первого подземного крейсера, получившего название «Боевой крот», прошли осенью 1964 года и показали небывалые результаты.
Подземная лодка, внедрившись в грунт, прошла за час «как по маслу», пятнадцать километров скальных пород и разрушила подземный бетонный бункер условного противника. Необходимая энергия вырабатывалась ядерным реактором.
«Невероятно!», - такой была первая реакция на командном пункте.
Результаты испытаний поразили даже бывалых военных. Новое оружие выглядело фантастикой, но фантастикой в действии. Эксперимент решили повторить на более высокой скорости. Но случилось страшное. Лодка неожиданно взорвалась. Экипаж и десантники погибли.
Не удалось спастись и командиру – полковнику Будникову.
Конкретные причины взрыва подземной лодки до сих пор засекречены. Остались только загадочные всплески на сейсмограммах и недоумение американцев. «Как же так?! Ведь недавно договорились о запрещении ядерных испытаний».
(Из архивных документов). «Семен Будников. Участник Великой Отечественной войны. Военный советник в Северной Корее. Награжден правительственными орденами и медалями.
За громкой парадной демонстрацией советских достижений в военной науке и технике скрывались реальные проблемы оборонного проекта. Между инженерами и военными начались серьезные конфликты.
Протоколы рабочих совещаний тут же засекретили. Но разговоры все же пошли. «Огромные бюджетные суммы буквально зарываются в землю…».
После аварии в Уральских горах принятие решений по подземной лодке решили отложить.
В стране сменилась власть, высшие посты занял Л.И.Брежнев, куратором проекта был назначен секретарь ЦК КПСС Д.Ф. Устинов. Этот могущественный человек уже когда-то приложил руку к закрытию проекта.
После шестидесятых и первых полетов в космос, Устинов и его окружение продвигали идею доставки ракетного оружия на околоземную орбиту. Сейчас это покажется мифом, но на высшем уровне обсуждалась программа – построить командный пункт управления оружием стратегического назначения на Луне.
Роман прозорливого французского писателя Жюля Верна «Из пушки на Луну», едва не стал советской ядерной доктриной.
Финансирование программы подземной лодки прекратили – два фантастических проекта сразу, многовато.
Завод в Крыму переоборудовали в электроподстанцию, персонал отправили служить по дальним гарнизонам.
Технологическое оборудование, правда, пытались определить в дело, его намеривались использовать для прокладки метро в Киеве. Но выяснилось, конверсия стоит намного дороже, чем приобретение новой, гражданской техники. Некогда важный объект оказался никому не нужным и постепенно приходил в упадок.
В конце шестидесятых оборонная промышленность СССР переживала подъем. Многочисленные локальные войны давали много работы обычным, испытанным вооружениям.
Документы по « Боевому кроту» засекретили окончательно. Испытания в горном массиве «Благодать» на Урале, объявили испытаниями нового горнопроходческого комплекса.
Правда, иногда провинциальные следопыты озадачивали неудобными вопросами о покинутом полигоне.
(Из архивных документов). Начальник Главного управление по охране государственной Тайны в печати Антонов, начальнику Главного политического управления Епишеву. «Прошу согласовать публикацию материалов о выдающихся достижениях советской науки в рамках проекта «Боевой крот», для освещения в научно-популярной прессе.
23 июля 1976 года.
Это был гениальный ход. Идею подхватили народные умельцы и скоро появились бойкие мелкие «Кроты», которые лихо продергивали кабели и трубопроводы под автодорогами и реками.
Остатки подземного крейсера ржавели под открытым небом до середины девяностых. Несколько лет назад российские военные власти спохватились. Территорию бывшего полигона объявили запретной зоной. Может быть на всякий случай, а может быть и «с дальним прицелом». Атомная подземная лодка - потенциально страшное оружие, пока остается неудавшимся экспериментом. Но это, кажется, не повод для сожаления.
Технологию подземной лодки на «мирные рельсы» первыми перевели немецкие инженеры и предприниматели. Она позволила отказаться от традиционных взрывных работ при прокладке тоннелей. В настоящее время их разработки применяются и в России. Так что, сегодня путешествие к центру Земли, которое более ста лет назад совершили герои знаменитого романа Жюля Верна, уже не кажется столь фантастическим.
А по большому счету обидно. Не развалили бы Союз, была бы у нас и армада «Боевых кротов».
Так, на всякий случай.
А заодно дал указание контрразведке проверить, нет ли в стране ученых, занимавшихся чем-либо подобным. И такого человека нашли.
Им оказался советский инженер Либеревский из Одессы, еще до войны высказывавший фантастическую идею о создании «подземной лодки», которая могла бы проникать в глубины Земли для ее исследований. По замыслу Либеревского «субтерина», как он ее окрестил, должна была одинаково успешно двигаться как в воде, так и под землей по принципу штопора, прожигая ее на глубине за счет высоких температур, вырабатываемых во внешней оболочке крейсера. Идея настолько увлекла его, что именем «Субтерина» он назвал свою дочь. Однако она была признана «крамольной» и одним из областных управлений НКВД расчеты и чертежи ученого по «субтерине», в 1933 году у него были изъяты, засекречены и помещены в архив, где пролежали до 1945 года. А отечественному «самородку» приказали молчать, дабы чего не вышло. Тем не менее, своими мыслями опальный инженер поделился с близким другом – писателем-фантастом Григорием Адамовым, опубликовавшим впоследствии знаменитый роман «Тайна двух океанов». В нем советская подводная лодка, попавшая в ледовую западню, освобождается из плена, прожигая гигантский айсберг за счет повышения температуры прочного корпуса.
Доставленные фельдъегерской связью в Москву эти документы были сопоставлены с трофейными и выяснилось невероятное. Чертежи Либеревского и чертежи немецких ученых почти до мелочей совпадали.
(Из архивных документов). Министр государственной безопасности Абакумов Президенту Академии наук СССР Вавилову.
«Прошу предоставить в мое личное распоряжение группу экспертов. Ученых геофизиков и инженеров - конструкторов горнопроходческого оборудования» 18 мая 1949 года.
Изучив все имеющиеся материалы, эксперты доложили Абакумову, что проблема им ясна, технически разрешима и не вызывает вопросов, за исключением системы навигации, которая подлежит доработке. А через несколько месяцев была готова и опытная модель чудо - лодки.
С такими сенсационными материалами можно было идти к И.В. Сталину. И кто знает, не появилось - ли бы супер оружие в СССР в недалеком будущем. Однако помешала ведомственная вражда. Всесильный шеф НКВД Л.П.Берия по своим каналам тоже получил информацию о «субтерине» и сделал все, чтобы разработка не стала известна Вождю.
В результате, в 1954 Абакумова расстреляли, инкриминировав ему множество «грехов», а проведение дальнейших работ поставили под сомнение. К этому приложил руку и тогдашний нарком вооружений Д.Ф. Устинов, ратовавший за продвижение атомного проекта, который бурно развивался под кураторством Берии.
До начала 60-х годов о «субтерине» забудут.
Летом 1962 года, жители поселка Громовка на западном побережье Крыма, в 24 часа будут выселены в соседний городок Черноморск. Им выделят щедрые субсидии, новое жилье и сообщат, что на месте поселка будет возведен научный центр для ученых, а их дома переоборудуют в коттеджи. На самом деле в крымской степи готовились к строительству «режимного» завода для выпуска подземных лодок. В этом выгодном оборонном заказе должны были участвовать и предприятия УССР.
Тогдашний советский лидер Н.С. Хрущев, подаривший Украине Крым, решил сделать еще один подарок братскому народу. Как бывший шахтер он понимал стратегическую важность проекта и взял его под личный контроль.
(Из архивных документов). «Предусмотреть в семилетний план экономического развития Украинской ССР строительство объекта по производству оборонной продукции, выделив соответствующие ассигнования из бюджета Министерства обороны». Постановление ЦК КПСС от 3 мая 1962 года.
Завод в Крыму был построен в рекордные даже для того времени сроки – за два года. Официально он значился как тепловая электростанция, работавшая на энергии ветра.
Курировал все работы Министр обороны маршал Советского Союза Р.Я.Малиновский, а их секретность обеспечивало 3-е Управление КГБ СССР.
Уже к весне 1964 года был создан опытный образец подземной лодки с титановым корпусом, заостренным носом и обтекаемой кормой.
Диаметр ее составлял три метра, длина двадцать. «Субтерина» казалась настоящей красавицей, во всяком случае, для тех, кто ее видел. В специальную хронику ее не внесли, хотя военная летопись в то время велась со всей тщательностью.
Экипаж лодки состоял из пяти человек, она могла принять на борт 15 бойцов и тонну боеприпасов, в том числе ядерных. В боевую задачу записали так: «Обнаружение и уничтожение командных пунктов и ракетных шахт противника».
Подземную лодку Никита Сергеевич осмотрел лично.
- Мы должны делать такие лодки как сосиски на конвейере, - заявил он. Правда, потом высказался несколько иначе в отношении ракет, которые полюбил всем сердцем. Но «субтерину не забыл, да и возможно ли забыть такое.
Советского лидера и военное руководство Страны привлекал в подземной лодке фактор внезапности и многоцелевого использования. Обнаружить ее новейшими средствами локации было невозможно, хотя американцы и обладали ими. Конечно, для решения стратегических задач слово оставалось за ракетами. Но как тактическое средство, подземная лодка обладала неисчерпаемыми возможностями. Она скрытно могла доставлять ядерные заряды в любую точку мира, высаживать разведовательно-диверсионные и боевые группы в тылу противника, использоваться в строительстве особо секретных подводных и подземных военных объектов, решать другие, не менее важные задачи.
В середине шестидесятых наши атомные субмарины легко достигали американских берегов. Со временем планировалось доставлять туда и субтерины. Теми же атомоходами.
Боевые испытания нового оружия решили провести на территории Уральского военного округа. Он за пределами досягаемости иностранных дипломатов и назойливых туристов, места там пустынные и грунты более плотные. Даже спустя сорок лет грандиозная шахта, оставшаяся от тех испытаний, поражает воображение…
(Из архивных документов). Министр Обороны Малиновский командующему войсками Уральского военного округа Грознецкому. «Приказываю обеспечить проведение учений с применением нового вида оружия. Начальникам родов войск наладить оперативное взаимодействие личного состава и техники».
15 августа 1964 года.
Испытания первого подземного крейсера, получившего название «Боевой крот», прошли осенью 1964 года и показали небывалые результаты.
Подземная лодка, внедрившись в грунт, прошла за час «как по маслу», пятнадцать километров скальных пород и разрушила подземный бетонный бункер условного противника. Необходимая энергия вырабатывалась ядерным реактором.
«Невероятно!», - такой была первая реакция на командном пункте.
Результаты испытаний поразили даже бывалых военных. Новое оружие выглядело фантастикой, но фантастикой в действии. Эксперимент решили повторить на более высокой скорости. Но случилось страшное. Лодка неожиданно взорвалась. Экипаж и десантники погибли.
Не удалось спастись и командиру – полковнику Будникову.
Конкретные причины взрыва подземной лодки до сих пор засекречены. Остались только загадочные всплески на сейсмограммах и недоумение американцев. «Как же так?! Ведь недавно договорились о запрещении ядерных испытаний».
(Из архивных документов). «Семен Будников. Участник Великой Отечественной войны. Военный советник в Северной Корее. Награжден правительственными орденами и медалями.
За громкой парадной демонстрацией советских достижений в военной науке и технике скрывались реальные проблемы оборонного проекта. Между инженерами и военными начались серьезные конфликты.
Протоколы рабочих совещаний тут же засекретили. Но разговоры все же пошли. «Огромные бюджетные суммы буквально зарываются в землю…».
После аварии в Уральских горах принятие решений по подземной лодке решили отложить.
В стране сменилась власть, высшие посты занял Л.И.Брежнев, куратором проекта был назначен секретарь ЦК КПСС Д.Ф. Устинов. Этот могущественный человек уже когда-то приложил руку к закрытию проекта.
После шестидесятых и первых полетов в космос, Устинов и его окружение продвигали идею доставки ракетного оружия на околоземную орбиту. Сейчас это покажется мифом, но на высшем уровне обсуждалась программа – построить командный пункт управления оружием стратегического назначения на Луне.
Роман прозорливого французского писателя Жюля Верна «Из пушки на Луну», едва не стал советской ядерной доктриной.
Финансирование программы подземной лодки прекратили – два фантастических проекта сразу, многовато.
Завод в Крыму переоборудовали в электроподстанцию, персонал отправили служить по дальним гарнизонам.
Технологическое оборудование, правда, пытались определить в дело, его намеривались использовать для прокладки метро в Киеве. Но выяснилось, конверсия стоит намного дороже, чем приобретение новой, гражданской техники. Некогда важный объект оказался никому не нужным и постепенно приходил в упадок.
В конце шестидесятых оборонная промышленность СССР переживала подъем. Многочисленные локальные войны давали много работы обычным, испытанным вооружениям.
Документы по « Боевому кроту» засекретили окончательно. Испытания в горном массиве «Благодать» на Урале, объявили испытаниями нового горнопроходческого комплекса.
Правда, иногда провинциальные следопыты озадачивали неудобными вопросами о покинутом полигоне.
(Из архивных документов). Начальник Главного управление по охране государственной Тайны в печати Антонов, начальнику Главного политического управления Епишеву. «Прошу согласовать публикацию материалов о выдающихся достижениях советской науки в рамках проекта «Боевой крот», для освещения в научно-популярной прессе.
23 июля 1976 года.
Это был гениальный ход. Идею подхватили народные умельцы и скоро появились бойкие мелкие «Кроты», которые лихо продергивали кабели и трубопроводы под автодорогами и реками.
Остатки подземного крейсера ржавели под открытым небом до середины девяностых. Несколько лет назад российские военные власти спохватились. Территорию бывшего полигона объявили запретной зоной. Может быть на всякий случай, а может быть и «с дальним прицелом». Атомная подземная лодка - потенциально страшное оружие, пока остается неудавшимся экспериментом. Но это, кажется, не повод для сожаления.
Технологию подземной лодки на «мирные рельсы» первыми перевели немецкие инженеры и предприниматели. Она позволила отказаться от традиционных взрывных работ при прокладке тоннелей. В настоящее время их разработки применяются и в России. Так что, сегодня путешествие к центру Земли, которое более ста лет назад совершили герои знаменитого романа Жюля Верна, уже не кажется столь фантастическим.
А по большому счету обидно. Не развалили бы Союз, была бы у нас и армада «Боевых кротов».
Так, на всякий случай.
Немає коментарів:
Дописати коментар