вівторок, грудня 21, 2010

А что не понятно?..Сидеть ему и его товарищу пока не уйдет господин Путин.

Сколько еще Ходорковский будет «топтать зону»

В зачет срока по второму уголовному делу пойдут годы, проведенные экс-олигархом за решеткой
27 декабря в Хамовническом суде Москвы начнется оглашение приговора по второму уголовному делу в отношении экс-главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕМ Платона Лебедева. Вообще-то процедура была назначена еще на 15 декабря, но в последний момент ее перенесли.

Эксперты было сочли это благоприятным знаком: мол, приговор, который огласят под бой новогодних курантов, не может быть жестким. Однако премьер Владимир Путин поубавил энтузиазма гражданам. В ходе «прямой линии» он высказался по делу Ходорковского-Лебедева весьма недвусмысленно:«Я, как известный персонаж Владимира Высоцкого, считаю, что вор должен сидеть в тюрьме. В соответствии с решением суда Ходорковскому вменяется в вину хищение. Хищение достаточно солидное, речь идет о неуплате налогов и мошенничестве. И счет идет на миллиарды рублей»…
Сколько все же, возможно, придется еще сидеть Ходорковскому – с учетом, что он пробыл за решеткой уже 7 лет и 2 месяца? На этот вопрос попытался ответитьзащитник Михаила Ходорковского, адвокат Вадим Клювгант.

Вадим Клювгант

«СП»: – Вадим Владимирович, когда заканчивается срок заключения Михаила Ходорковского по первому уголовному делу?
– У Михаила Ходорковского – 25 октября 2011 года, у Платона Лебедева – 3 июня 2011 года.
«СП»: – Сейчас Ходорковского судят по второму делу. Применимы ли в данном случае президентские поправки, согласно которым за экономические преступления может быть назначено наказание ниже низшего предела?
– Поправки Медведева – это пока проект, не ставший законом. В любом случае, президентские поправки касаются совершенно определенных составов преступлений, которые не относятся к категории тяжких и особо тяжких. Ходорковского, не мелочась, в таких преступлениях не обвиняют. В рамках второго дела его обвиняют по п. «а» и «б» ч.3, а также ч.4 ст.160, ч.3 ст.174 и ч.4 ст.174-1 Уголовного кодекса РФ (присвоение или растрата с использованием служебного положения организованной группой в особо крупном размере и «отмывание» денег или имущества, нажитых преступным путем, организованной группой). Все это – тяжкие и особо тяжкие преступления. Кроме того, мне в принципе непонятно, как может непринятый закон Медведева повлиять на уголовное судопроизводство.
«СП»: – Какой срок может получить Ходорковский по новому делу?
– Когда человека осуждают за несколько преступлений, существует правило сложения наказаний. Совокупное наказание не может быть меньше, чем наказание за каждое из совершенных преступлений.
Применительно ко второму делу Ходорковского… Обвинение насквозь фальшивое, но если предположить, что кто-то действительно совершил такие преступления, максимальное наказание в этом случае – 15 лет лишения свободы.


«СП»: – И что, Ходорковскому придется сидеть еще 15 лет?
– Как вы знаете, процесс по второму делу не закончен, и обсуждать, какие сроки даст еще несостоявшийся суд, я не буду. Это просто неэтично.
«СП»: – Хорошо, поставим вопрос иначе. В местах лишения свободы отбывает наказание некий человек. И вот против него возбуждается новое уголовное дело, ему грозит новый срок. Ему придется отсидеть остаток старого срока, и этот новый срок полностью?
– Это зависит от того, когда совершено новое преступление: до или после вынесения приговора по первому делу. Это ключевой момент. В первом случае – до вынесения приговора по первому делу – срок, который уже отбыл заключенный по первому приговору, ПОЛНОСТЬЮ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ как срок, отбытый по второму приговору. То есть, такой человек должен отбыть остаток срока по первому делу, плюс срок по второму, за вычетом времени, уже проведенного за решеткой.
Если же это новое преступление совершено после первого приговора, в местах лишения свободы, срок по нему приплюсовывается к первому сроку без всяких взаимозачетов…
Получается, если Михаилу Ходорковскому по второму делу впаяют максимальные 15 лет, ему придется отсидеть остаток первого срока (10 месяцев) плюс 7 лет и 10 месяцев (15 лет за вычетом уже отбытого наказания – 7 лет и 2-х месяцев), итого – 8 лет и 8 месяцев.
Впрочем, большинство экспертов считает, что новый срок Ходорковского будет равен 7 годам лишения свободы. Вот как обосновывает эту версию гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин:
– Если обвинению удалось доказать виновность Ходорковского, необходим максимальный срок – 14 лет. Если не удалось – понятно, подсудимый невиновен. Половинчатыми мерами здесь не обойтись. И все же, мне кажется, срок будет представлять «золотую середину» – 7 лет заключения.
В этом случае Михаилу Ходорковскому большой срок не грозит: ему придется отсидеть всего 10 месяцев, которые остались от первого срока (7-летний срок по второму делу полностью покрывается уже отбытым сроком – 7 лет и 2 месяца, а значит, сидеть по второму делу не придется).
Другой вопрос, отпустят ли Михаила Ходорковского после отсидки этих самых месяцев. Вот в этом пункте есть большие сомнения. Лучше всего о них сказал сам Ходорковский в интервью «Независимой газете» в марте нынешнего года:
«Пока ты не оказался в лапах Системы, ты почти ничего не знаешь о ней. Система - конвейер гигантского завода, который живет в собственной логике, не подчиняющейся в общем случае внешней корректировке. Если вы стали сырьём для этого конвейера, то на выходе всегда получается автомат Калашникова, то есть обвинительный приговор. Иной результат переработки сырья Системой рассматривается как брак. Поэтому мысль о том, что кто-то в чем-то будет разбираться, опять же в общем случае, надо оставить. Вам не дадут просто так уйти только потому, что ваша вина не доказана или не существует. Это – важнейший принцип работы Системы».


Адвокат, доктор политических наук Алексей Бинецкий тоже считает, что уйти Ходорковскому не дадут:
– С приговором по второму делу, вполне вероятно, будет найден компромисс – в рамках того срока содержания под стражей, который был определен первым приговором. Выйдут ли после этого Ходорковский и Лебедев на свободу – не знаю. Было, как вы помните, публичное заявление премьера Владимира Путина, что эти люди, в том числе, имеют на своих руках кровь. То есть, вполне вероятно, может быть сформировано новое обвинение.

Вставить в блог
Класс!

Немає коментарів: