пʼятницю, грудня 24, 2010

Атомные субмарины Франции.-Тип «LeTriomphant»

  В 1986 году была утверждена программа развития стратегических сил морского базирования на 1987—91, предусматривавшая строительство до 2010 шести лодок типа «Le Triomphant». Но после развала СССР военно-политическая обстановка в мире существенно изменилась, и в 1992 серию решили ограничить четырьмя единицами. Головная субмарина новой серии была заложена в 1989, сдана флоту в 1996, вышла на первое боевое дежурство в 1997.


Проектируя «Le Triomphant», конструкторы стремились создать корабль, подводная шумность которого не превышала бы естественный шум моря. Отсюда оптимальные с точки зрения гидродинамики обводы корпуса, нейтрализация шумового влияния наружных устройств (особенно выдвижных), обесшумливание работы насосов, редукторов, электромоторов и т.п. В механизмах применены подшипники скольжения вместо более шумных подшипников качения (шариковых и роликовых), применявшихся на «Le Redoutable». Все шумящие механизмы прикреплены к корпусу через амортизационные прокладки. Каждый двигатель и насос, все трубы и силовые кабели прикреплены к прочному корпусу через шумо- и вибропоглощающие пластины, выполненные из резино-каучука либо упругого полимера. Был реализован принцип: «если нельзя предотвратить шум, то надо его заглушить».

Применение указанных мер привело к тому, что «Le Triomphant», несмотря на внушительные размеры, шумит в 2 раза меньше, чем «Le Redoutable». Один эксперт сравнил в этом плане оба ракетоносца следующим образом: «Если вы воспринимаете «Le Redoutable» как грузовик, то «Le Triomphant» — это роскошный лимузин, шелест движения которого сливается с шумом моря». В плане снижения шумно-сти стратегических подводных ракетоносцев, «Le Triomphant» превосходит американские типа «Ohio».

Корпуса обладают лучшей с точки зрения гидродинамики формой, чем у «Le Redoutable», они также оснащены турбовинтовыми движителями и специальными пластинами на кормовых стабилизаторах.

Первые три лодки вооружены 16 ракетами типа М4/5, но четвертая получит ракеты М51, которыми потом перевооружат и первые три в серии. Все они имеют разделяющуюся головную часть с ядерными боеголовками индивидуального наведения.

Размеры «Le Triomphant» обусловлены габаритами новых МБР типа М5. Таковые превышают габариты ракеты М4, поэтому по сравнению с «Le Redoutable» диаметр прочного корпуса пришлось увеличить до 12,5 м.


В носовом отсеке находятся ТА и торпеды, центральный пост, жилые помещения экипажа. В средней части корпуса размещен ракетный отсек, в котором вертикально в два ряда смонтированы ракетные шахты. За ракетным отсеком расположен реакторный отсек (паропроизво-дящая установка с оборудованием первого контура). За реакторным отсеком находится турбинный отсек с паротурбинным агрегатом, турбогенератором гребного электродвигателя и дизель-генератором. В кормовой части отсека установлен гребной электродвигатель.

Ограждение шахт выдвижных устройств смонтировано над ЦП. В нем же оборудована прочная рубка, на ограждении находятся горизонтальные рули.

Главная энергетическая установка включает ядерный реактор, компенсатор объема, парогенератор, биологическую защиту, две паротурбинные установки, главный конденсатор, два электрогенератора питания гребного электродвигателя и два — питания бортовых систем, циркуляционные насосы, гребной электродвигатель, аппаратуру управления и контроля.

Основным элементом ГЭУ является ядерный реактор водо-водяного типа К15 мощностью 150 МВт. Аналогичный реактор установлен на французском атомном авианосце «Charles de Gaulle». В отличие от американских и английских специалистов, французские ученые пошли по пути использования в качестве топлива в реакторах низкообогащенного урана. Реактор К15 работает на уране со степенью обогащения 7—20 %, в то время как американские и английские реакторы на уране обогащенном до 95%.

Это имеет свои преимущества и недостатки. Так, объем 20-процентного топлива в 2—2,5 раза больше, чем высокообогащенного, жизненный цикл активной зоны французских реакторов в 2 раза меньше, чем у реактора американской субмарины типа «Ohio». Но более короткие периоды между заменами активной зоны реактора совпадают с периодами модернизации электронного оборудования и оружия (через каждые 5 лет), а стоимость замены ядерного топлива относительно невелика.

Второе отличие французского реактора К15 от американских и английских: соединение в один блок ядерного реактора и парогенератора. Французы ввели главный теплообменный агрегат (парогенератор) непосредственно в корпус ядерного реактора. Это выдающееся достижение ставит французскую технологию впереди американской, где используется ядерный реактор с теплоносителем — дважды дистиллированной водой, с принудительной циркуляцией теплоносителя в первом контуре.

Объединение реактора и парогенератора в один блок, отсутствие трубопроводов и главного циркуляционного насоса первого контура позволили сделать реактор К15 довольно компактным. Его высота и диаметр, соответственно, 10 и 4 м. Причем это габариты реакторного блока вместе с биологической защитой, наружная поверхность которой представляет собой зеркальное покрытие. Французские специалисты утверждают, что при нормальной работе реактора даже на полную мощность, уровень радиации около реактора эквивалентен естественному.

Турбогенераторы вырабатывают энергию для работы всех электрических систем. Первый, более мощный, обеспечивает работу гребного электродвигателя, второй — других корабельных систем. Вырабатываемый первым генератором переменный ток преобразуется в постоянный и подается на гребной электромотор мощностью 30,5 МВт. Гребной винт 7-лопастный, со специальной формой лопастей (имеет «закрутку» для снижения кавитации).

Вспомогательная энергоустановка включает дизель-генератор, аккумуляторные батареи, устройство работы дизеля под водой. Она обеспечивает движение лодки в случае отказа ГЭУ или остановки ядерного реактора, при экстренном выходе лодки из базы в море. Для улучшения маневренных качеств имеется носовое подруливающее устройство.

Радиоэлектронное вооружение объединено в составе нового комплекса боевого управления и отображения тактической информации. Необходимая информация поступает от гидроакустического комплекса и радиоэлектронных средств.

ГАК DMUX-80 включает ГАС DUUX-5, DSUV-62, а также станцию гидроакустической разведки DRUA-33. По оценкам многих специалистов, ГАК DMUX-80 в 10 раз эффективнее, чем комплекс, установленный на «Le Redoutable». Благодаря ему лодка типа «Le Triomphant» обладает «острым слухом» в буквальном смысле этих слов.

ГАС DUUX-5 характеризуется весьма высокой точностью обнаружения и классификации целей, а также большой степенью защищенности от средств гидроакустической разведки противника. Она работает с шестью бортовыми антеннами, которые размещены по три на каждом борту. Каждая включает два типа гидрофонов в форме прямоугольных пластин. Станция позволяет обнаруживать шумоизлучающие цели на траверзных курсовых углах в секторе 120 градусов по каждому борту, определять местоположение одновременно трех целей с точностью по азимуту 0,3 градуса и по дальности 5% от дистанции обнаружения цели. Разрешающая способность по курсовому углу составляет не менее 2 градусов. Дальность действия около 30 км. Операторы станции могут одновременно сопровождать четыре цели: три — по излучаемым целями шумам, одну — по импульсам ГАС цели, работающей в активном режиме. Обнаруженные и сопровождаемые цели в автоматическом режиме передаются в систему управления стрельбой и на планшет отображения обстановки.

Станция DSUV-62 является шумопеленгаторной низкочастотной станцией с гибкой протяженной буксируемой антенной. Она поступила на вооружение в 1991. Станция представляет собой ряд гидрофонов, преобразователей и датчиков в герметической оболочке диаметром 10 см и длиной 100 м. Гидравлическое устройство позволяет вытравливать, убирать или экстренно сбрасывать антенну.

Станция гидроакустической разведки DMUX-33 осуществляет обнаружение как низкочастотных сигналов ГАС надводных кораблей и подводных лодок, так и высокочастотных, излучаемых акустическими системами самонаведения торпед. Она автоматически определяет частоту, длительность импульса, уровень мощности излучаемого сигнала, пеленг и дальность до цели.

Для освещения воздушной обстановки и навигации используется РЛС DRUA-33, а для обеспечения радиоэлектронного противодействия — комплекс ARUR-13 (станции DR-4000U и DR-3000U).

А. Е. Тарас «Атомный подводный флот»


Немає коментарів: