субота, грудня 18, 2010

Облик XXI века

 Как представляется Игорю Георгиевичу Костеву, флоту нужно иметь все основные подклассы подлодок. Первый - ракетоносцы - для действий на больших удалениях от своих баз, в том числе и подо льдами Арктики. Такие корабли в США давно являются основой стратегических ядерных сил, Англия и Франция также сохраняют аналогичные силы. Маловероятно, что стратегическое ядерное оружие полностью будет ликвидировано даже к концу ХХI века. Потому-то и в России подлодки с баллистическими ракетами привлекают все большее внимание высшей власти. Второй подкласс - многоцелевые атомные лодки, способные действовать в удаленных районах Мирового океана, в том числе и совместно с ракетоносцами. Наконец, должны быть и дизель-электрические лодки - для ближних и дальних морских зон. 

О количественном составе. Количество атомных ракетоносцев, на взгляд Игоря Костева, значительно сократится. Тому есть три причины. Первая - экономика страны не осилит строительство дорогостоящих АПЛ. Вторая - "холодная война" окончена, не надо иметь их сотни. Третья - возможное радиоактивное загрязнение окружающей среды, в том числе и в ходе утилизации атомоходов. Можно предположить, до 2030 года число всех АПЛ вряд ли превысит два десятка единиц. 

В целом же из оборонной доктрины следует, что необходимо меньшее количество подлодок в составе флотов, чем это было. На флотах - по одному соединению дизель-электрических подлодок, а на Северном и Тихоокеанском - еще и по 1-2 соединениям АПЛ. Количественный состав их трудно прогнозировать, здесь все будет зависеть от политического руководства и экономического состояния страны. 
При этом основные характеристики подлодок: скорость, глубина погружения, автономность - видимо, не претерпят существенных изменений. Правда, для дизель-электрических лодок будут характерны движительные установки, позволяющие находиться под водой не несколько десятков часов, а до 20-30 суток. Попытки найти новые источники энергии и новые технологии для создания движителей дизель-электрических подлодок предпринимались и в прошлом веке. Не откажутся от них и в веке нынешнем. 
Из опыта эксплуатации боевых подлодок следует, что в их техническом облике будет сделан упор на малую шумность. Одним из направлений к этому является создание однокорпусных лодок. Малая шумность может быть достигнута и за счет широкого внедрения одновальных лодок. Есть еще одна особенность технического облика - корпуса, которые будут изготовляться из сверхпрочных материалов. Здесь у России есть опыт - АПЛ из титанового сплава. Титан обладает большой прочностью, имеет малое магнитное поле, что повышает главное тактическое свойство лодок - скрытность. Правда, стоимость таких корпусов ощутимо выше стальных. Поэтому титановые лодки, наиболее вероятно, будут единичного образца и лишь для решения специальных задач. 
Возможно, появятся субмарины принципиально нового качества и назначения, которые займут достойное место в научных исследованиях Мирового океана, ведь на сегодняшнем этапе, пожалуй, только они обладают теми характеристиками, которые позволяют исследовать Мировой океан в любой точке планеты, в том числе и под паковыми льдами Арктики. Впрочем, это тоже не ново, поскольку в прошлом веке такие идеи высказывались. 
Но в целом развитие российского подплава, а по сути его последняя попытка вернуть стране державность, будет зависеть опять-таки от экономических возможностей страны и дальновидности ее руководства. 
По страницам Интернета.

Немає коментарів: