пʼятниця, січня 14, 2011

Гибель подводной лодки М-200 «Месть» тип «М» XV серии, проект 96, заводской номер 122

 ОБСТОЯТЕЛЬСТВА АВАРИИ. 1956 год, 21 ноября.
 Из письма Евгения Курочкина,подводника С-95,который любезно предоставил фотографии,размещенные к статье ,рассказывающей о гибели М-200.Светлая наша Память погибшим подводникам дизельной лодки М-200.
Вот что он пишет"Вячеслав, эти фото погибшего экипажа пл М-200 в 1956г ее 
распорол эсминец. Захоронение было на территории нашей 
бригады, сейчас эстонцы перенесли останки моряков в другое 
место, об этом я узнал из интернета. Снимки сделаны в 
1970-1971г. "
Подводная лодка совершала переход из полигона близ Таллина после проведения замера магнитного поля к постоянному месту базирования в гор. Палдиски.
Накануне на пл пришел новый командир - капитан 3 ранга А.С. Шуманин, служивший до этого назначения на пл типа «Щ» и «С», но не имевший навыков управления пл типа «М».

В 19.00 пл начала движение, вместе с командиром на мостике находился старший перехода НШ бригады кап. 2 ранга Штыков Ю.П.
В 19.45 вахтенный сигнальщик обнаружил огни встречного судна на дистанции 40 кабельтов.
Верно определив во встречном корабле эсминец, кап. 2 ранга Штыков Ю.П. дал рекомендации по расхождению с обнаруженной целью кап. 3 ранга Шуманину А.С, после чего спустился вниз на ужин.
В свою очередь, командир эсминца тоже заблаговременно обнаружил встречную подводную лодку и вместо того, чтобы застопорить ход или круто изменить курс, как рекомендуют правила расхождения, трижды плавно изменял курс на несколько градусов, чем вводил в заблуждение командира ПЛ. Подводная лодка двигалась прежним курсом. Расстояние между кораблями стремительно сокращалось.
На дистанции 4 кабельтова, командир ПЛ, вероятно, не понимая последнего маневра эсминца, отдал ошибочную команду на поворот влево, что повлекло удар форштевня в правый борт подводной лодки в 19.53.
В районе 5-6 отсека образовалась пробоина в прочном корпусе, подводная лодка стала быстро оседать кормой. В течении 6-10 мин. дифферент достиг 80 градусов, после чего пл стремительно затонула.
На поверхности осталось 8 человек, двое из которых вскоре утонули.
В 1-м, 2-м и 4-м отсеке осталось 26 членов экипажа.
В 20.00 по Таллиннской ВМБ была объявлена «Боевая тревога» и в район аварии начали выходить корабли.
В 21.05 был обнаружен аварийный буй и установлена связь с 1-м отсеком, однако к этому времени моряки, находившиеся во 2-м и 4-м отсеках уже погибли.
В течении ночи с 21 на 22 ноября в район аварии прибыло более полутора десятков кораблей, два плавучих крана, суда обеспечения и спасательные суда подводных лодок. Первоначальный замысел командующего Восточно-Балтийским флотом состоял в заведении под корпус лодки стропов для её буксировки на мелководье с целью вывода экипажа. Это было неправильное и необоснованное расчетами решение, и его осуществить не удалось. Также не удалось организовать подачу в 1-й отсек воздуха через забортные клапана.
В 04.00 подводники сообщили, что они одели спасательное снаряжение и подготовили отсек для самостоятельного выхода на поверхность.
Однако, вместо того, чтобы дать разрешение на самостоятельный выход, собравшиеся начальники, опасаясь неудачи самостоятельный выход не позволили, а запланировали поднять лодку 250-тонным краном киллекторного судна в обеспечении спасательного судна «Пулково».
Начало работ определили на 18.00, однако рейдовое оборудование не выставили и при усилении ветра килектор и «Пулково» сдрейфовали на якорях, телефонный кабель аварийного буя оборвался, связь с экипажем пл прекратилась.
В итоге очередной неудачи решение о выводе личного состава было принято спустя почти сутки с момента аварии - в 17.00 22 ноября.
Возобновили спасательную операцию только в ночь на 23 ноября. В 03.47 спущенные водолазы снова обнаружили затонувшую лодку. При осмотре корпуса в открытом верхнем люке 1-го отсека был обнаружен мертвый подводник, включенный в ИДА, а сам отсек был затоплен.
Стало очевидно, что находившийся в отсеке личный состав погиб.
Очевидно, что после обрыва связи оставшиеся в отсеке подводники приняли самостоятельное решение выходить на поверхность, однако, после длительного пребывания в холодной воде, в условиях высокой концентрации углекислого газа, моряки лишились сил и мичман, первым вошедший в люк, умер от сердечной недостаточности, закрыв остальным путь к спасению.
29 ноября подводная лодка поднята спасательным судном «Коммуна» и отбуксирована в Таллинн.
Погибшие подводники впоследствии похоронены в городе Палдиски.
По окончанию расследования обстоятельств гибели лодки, командир подводной лодки капитан 3 ранга Шуманин и командир эсминца «Статный» капитан 3 ранга Савчук, получили по три года лагерей.
Командование Краснознаменного Балтийского флота, руководившее спасательной операцией и 36 часов принимавшее решение о выводе на поверхность оставшихся в живых моряков, осталось в стороне.
































































































































































































































































































































































Немає коментарів: