середа, січня 19, 2011

История атомной субмарины К-244

25 декабря 1984 года на стапеле АДМИРАЛТЕЙСКИХ ВЕРФЕЙ была заложена, а 9 июля 1985 года была спущена на воду многоцелевая атомная подводная лодка К-244, заводской номер 01652, двадцать первая из двадцати шести подводных лодок проекта 671-РТМ, построенных по проекту СПМ БМ "Малахит" (по тринадцать в Комсомольске-на-Амуре и в Ленинграде. Строительство этих кораблей проходило с 1977 по 1991 год).

671-РТМ
Начало технического проектирования АПЛ проекта 671-РТМ (с главной идеей: установить вместо ГАК "Рубин" более мощный ГАК "Скат", исполнение которой поручено ЛНПО "Океанприбор", главный конструктор В.В.Громковский) начато в 1973 году по совместному решению МСП и ВМФ от 30 июля 1973г. 
Сокращённый технический проект был закончен в декабре 1973г. и представлен в 1-е Главное управление МСП СССР и Управление кораблестроения ВМФ.
В процессе этого этапа проектирования СПМ БМ "Малахит" нашёл возможным установить на АПЛ пр.671-РТМ БИУС "Омнибус" (главный конструктор ЦНИИ "Агат" А.И. Троян) и АНК "Медведица" (главный конструктор ЦНИИ "Электроприбор" В.Г. Пешехонов), чем значительно повысил потенциальные возможности подводной лодки.
Президиум НТС МСП СССР решением от мая 1974г. рекомендовал проект с полной комплектацией ГАК "Скат" к утверждению. Как таковой, проект подводной лодки 671-РТМ (прозванной конструкторами "Щука") был утверждён совместным решением МСП и ВМФ в июле 1974г.
Водоизмещение  подводной лодки проекта 671-РТМ составило 4780 т, длина - 106,1 м
Скорость полного подводного хода - более 30 узлов, рабочая глубина погружения - более 300 м.
671-РТМ
Применение оружия боекомплекта с глубин до 250 метров обеспечивали 6 торпедных аппаратов: два - диаметром 650 мм, остальные - по 530 мм. Запас торпед и ракетоторпед позволял подводной лодке вести продолжительные боевые действия как с подводными лодками, так и с надводными кораблями, а также наносить удары по береговым объектам у уреза воды, как "обычным", так и ядерным оружием.
Прочный корпус подводной лодки разделён на восемь отсеков, из них первый, третий и шестой - отсеки с особо прочными переборками (отсеки живучести).
По проекту автономность - 80 суток, но возможности подводной лодки позволяли без особого перенапряжения автономно выполнять боевые задачи в течение 90 суток.
Подводная лодка имела неограниченную дальность плавания и способна решать задачи в любых районах океана. Критичными районами плавания этой подводной лодки были лишь тропики, с высокой температурой забортной воды.

К-244 была первым из кораблей, построенных АДМИРАЛТЕЙСКИМИ ВЕРФЯМИ после вступления в должность Генерального директора ЛАО Александрова Владимира Леонидовича.
Этот корабль стал первым из тех, ответственным сдатчиком которых был Юрий Николаевич Герловин.
К-244 была также первым кораблём главного конструктора СПМБМ "Малахит" Шмакова Радия Анатольевича, сменившего Генерального конструктора СПМБМ "Малахит" Чернышова Георгия Николаевича. До этого Радий Анатольевич являлся Главным конструктором СПМБМ по оружию и вооружению подводных лодок проекта 671 РТМ и 671-РТМК, в частности, возглавлял создание ракетоторпедных комплексов "Водопад", Вьюга" и "Шквал", провёл испытания опытного образца УПВ "Руза-П" - важнейшего элемента ГАК "Скат". С 1984г. он вполне закономерно осуществлял общее руководство работой конструкторов СПМБМ "Малахит" на подводных лодках проектов 671-РТМ и 671 -РТМК.

Сдаточным капитаном заказа, командиром строящегося корабля, также впервые исполняя свою должность, так же, как многие другие члены экипажа К-244, стал капитан 2 ранга Аликов Владимир Иванович, назначенный командиром К-244 (войсковой части 10448) приказом Главнокомандующего ВМФ от .08.10.1983г. № 0968.
Приступая к проведению испытаний построенной подводной лодки, командир и экипаж нехватку личного опыта восполнили учёбой у специалистов заводской части сдаточной команды (в этом отказа не было), а также упорным трудом

Государственные испытания К-244 на Белом море прошли успешно, завершены 25 декабря 1985 года после того, как  успешно прошла повторная стрельба противолодочной ракетой (у экипажа не было уверенности в успешности ракетного залпа при выполнении Программы Государственных испытаний, поэтому я настоял на том "перестреле" после повторных отладок торпедо-ракетного комплекса К-244. Этот комплекс ни когда впоследствии не имел "сбоев").
В 10.00 31 декабря 1985 года на К-244 был поднят флаг ВМФ СССР. Этот флаг кораблю торжественно вручил командующий Первой флотилией Герой Советского Союза вице-адмирал Чернов Е.Д.
671-РТМ
История К-244, корабля, сконструированного Союзным проектно-монтажным бюро машиностроения "Малахит" и построенного Адмиралтейскими Верфями, свидетельствует: этот корабль и экипажи, которые его обслуживали в различные периоды и с различными целями, не запятнали высочайший авторитет проектантов и судостроителей, создавших и ожививших К-244 для ВМФ СССР, и в полной мере реализовали колоссальные возможности этого корабля.
Вплоть до полной выработки ресурса основного оборудования, в течение семи лет, с 1986 по 1992 год включительно, подводная лодка К-244 интенсивно "трудилась по её главному предназначению".
За это время корабль совершил более десяти дальних походов, в том числе в Арктику, в Западную Атлантику и в Средиземное море. Информация о некоторых из тех походов рассекречена.
Сообщалось, что в 1987 году К-244 участвовала в знаменитом совместном походе пяти подводных лодок в Западную Атлантику (под общим командованием контр-адмирала Шевченко А.И., находившегося на АПЛ К-524), где выполнила сложные задачи того похода с наилучшими результатами.
В этом походе был освоен район, во многом критический для использования технических средств и оружия штатного боеком-плекта корабля. При этом не только получили подтверждения рекомендации разработчиков корабля, но были отвергнуты многие опасения, нагнетаемые по итогам походов в этот район других подводных лодок. Оказалось, что преобладающее число срывов в работе техники тех кораблей происходило из-за ошибок операторов или из-за недостатков в содержании материальной части.
В этом походе все боевые части К-244 не только блестяще справились со своими специальными задачами, но слаженно обеспечили решение общих задач корабля.
Так, штурманская боевая часть обеспечила кораблевождение в условиях ограничения числа всплытий;
Минно-торпедная боевая часть обеспечила боеготовность оружия в условиях высоких температур;
Боевая часть связи обеспечила надёжную связь как с береговыми пунктами управления, так и с взаимодействующими кораблями группировки;
Электромеханическая боевая часть несла в Западной Атлантике особую нагрузку, вызванную запредельной температурой и повышенной солёностью забортной воды. Но и в таких условиях этой боевой части удалось не только обеспечить ход корабля и все его потребности (в электроэнергии, воде, теплосъёме и т.д.), но отыскать существенные резервы и тем самым оценить "запас технической прочности" корабля. Это позволило добиться существенной экономии ресурса и расходных материалов. За такие итоги похода командир электро-механической боевой части был награждён орденом;
Радиотехническая служба обеспечила обнаружение иностранной подводной лодки и длительное слежение за противником. По итогам похода начальник РТС награждён орденом;
Химическая служба осуществила надёжный контроль за радиационной обстановкой на корабле, а также обеспечила требуемое состояние воздуха в отсеках подводной лодки. 
Во время этого плавания у троих матросов срочной службы произошло воспаление аппендикса. Двоим пришлось сделать операцию, а третьему помощь оказана методом консервативного лечения. С проблемами блестяще справился корабельный врач Шишолко Сергей Петрович, который по итогам похода был награждён орденом "Красная звезда" и назначен флагманским специалистом 11 дивизии подводных лодок.
В том походе было немало эпизодов, непростых, но весьма поучительных.
Например, столкновение в центре Атлантики на глубине более 150 метров с неизвестным объектом. Мы тогда предположили, что это был кит, поскольку после столкновения подводную лодку при увеличении хода начинало трясти, по-видимому, - останками, попавшими в винт. Вибрации на повышенных скоростях перестали возникать через неделю. Что это было на самом деле - мы не определили даже в доке.
671-РТМ
В 1988 году К-244 осуществила одиночное плавание в Арктический район и в Северную Атлантику.
В этом походе (притом без специального дооборудования корпуса) корабль более 45 суток провёл подо льдами Арктики, обнаружил там иностранную подводную лодку и длительно следил за нею.
Последний дальний поход К-244 осуществлён в 1991 году под командованием капитана третьего ранга Агафонова В.Н. (в 2006г. - Н УБП ВМФ) в Средиземное море (старший на борту - зам. командира 33 дивизии капитан 1 ранга Аликов В.И.).

Из-за выработки ресурса основного оборудования в дальнейшем К-244 дальних походов не совершала, но участвовала в испытаниях различных образцов новой техники.
Так, в 1992 году К-244 под командованием капитана второго ранга Квасова В.Н. провела Государственные испытания специальной аппаратуры, повышающей эффективность действий сил флота в море (старший на борту - Председатель Государственной комиссии - зам. командира 33 дивизии капитан 1 ранга Аликов В.И.).. По итогам этих испытаний создатели аппаратуры были представлены к Государственной премии. Их успех в немалой степени был обеспечен действиями корабля и его экипажа.

К-244 была подготовлена к решению задач в составе тактических групп подводных лодок - как однородного состава (в группах под командованием заместителей командира дивизии капитанов первого ранга Шамшура Ю.К. и Моцака М.В.), так и разнородного состава, в составе противоавианосного соединения, возглавляемого капитаном первого ранга Налётовым И.И.
В течение семи лет подводная лодка К-244 входила в состав разнородных противолодочных сил Северного флота. При этом корабль участвовал в противолодочных поисковых операциях, обнаруживал и осуществлял длительное слежение за иностранными подводными лодками в готовности к уничтожению, был рекордсменом Северного флота по такому слежению

Важно, что в течение тех напряжённых семи лет на К-244 не было аварий и поломок материальной части, повлиявших на боеспособность корабля, не было потерь личного состава - ни травм, ни гибели.

В дальнейшем не нашлось средств для восстановления технического ресурса этого корабля. Поэтому с 1992 года К-244 находилась в ожидании ремонта, а в 2005 году была утилизирована в Северодвинске.

Но из тех семи "боевых" лет К-244 три года завоёвывала переходящие Призы Главнокомандующего Военно-Морским флотом СССР и Командующего Северным флотом (в остальные четыре года не пришлось участвовать в состязаниях из-за нахождения К-244 на боевой службе). Эти Призы К-244 были завоёваны в состязаниях с многоцелевыми подводными лодками всего Военно-Морского флота СССР!

При том, что переходящие Призы К-244 были завоёваны различными экипажами, значение "основного" экипажа для всей истории любого корабля, в том числе и для К-244, невозможно переоценить.
Так, именно основной экипаж обеспечил высокое качество приёма материальной части К-244 при передаче этого корабля от промышленности флоту. Такова главная задача всех таких экипажей.
Именно основной экипаж установил традицию безукоризненного и всегда боеготового содержания корабля, опирающегося на соответствующее техническое сопровождение корабля промышленностью.
Этот экипаж ввёл К-244 в состав сил боевой готовности и осуществил её первую боевую службу, а затем успешно выполнил задачи наиболее сложных боевых служб в Арктику и в Западную Атлантику.
В 1987 году К-244 с основным экипажем завоевала переходящий Приз Главнокомандующего Военно-Морским флотом СССР и была объявлена лучшим (в своём классе) кораблём Военно-Морского флота по тактической и огневой подготовке, получила наименование "отличный корабль".
Многие члены экипажей, - как "основного", так и других, выполнявших на этом корабле различные боевые и учебные задачи, а в то время были удостоены государственных наград и других поощрений.

Возвращаясь к истории К-244, отмечу, что труд основного экипажа даже в тех противоречивых условиях всё-таки обеспечил успех дела. Профессионалы - подводники считают, что К-244 была одним из лучших кораблей своего класса.

Потому именно К-244 была предложена для "освоения подводных лодок" вице-адмиралу Ф.Н. Громову, будущему Главнокомандующему ВМФ. Так в декабре 1986 года он вышел в море на К-244, в течение полутора суток находился на борту во время отработки кораблём элементов боевой подготовки, а после того похода дал кораблю и экипажу весьма положительную оценку. Известно, что в положительных оценках Ф.Н. Громова "авансов" не было, поэтому командование дивизии было нами довольно.
Отмечали, что Ф.Н. Громов ориентировался на полученные впечатления от похода на К-244 и нередко требовал того же качества службы от экипажей других подводных лодок. Такое требование создало проблемы, поскольку для его исполнения было необходимо не только обучить и организовать экипаж, но также получать от представителей промышленности помощь в обеспечении технической готовности корабля. Это многим оказывалось недоступным
Таким образом, по уровню качества деятельности К-244 значительно превосходила многие подводные лодки.

Необходимо подчеркнуть: значительные итоги семилетней активной службы К-244 - результат высокого уровня подготовки и добросовестности всех экипажей, выполнявших свои задачи на этом корабле. Они уважали и берегли корабль, и К-244 ответила им тем же: не подвела ни кого, сберегла всех.

В настоящее время лишь немногие из нашего первого "экипажа 1985 года", а также последующих поколений того экипажа и других экипажей К-244 продолжают службу в Военно-Морском флоте.
На Северном флоте служат капитаны первого ранга Беляев А.Ю., Мечков А.Ф. и Сорока С.В., контр-адмирал Федотенков А.Н. и старший мичман Хартанович Н.В. 
Уже перейдя в запас, богатый опыт своей службы передаёт новому поколению моряков капитан первого ранга Андреев Николай Николаевич, третий командир К-244 (командиром К-244 до 1988г. был Аликов В.И., далее до 1992г. - Юферов В.Г, у которого корабль принял Андреев Н.Н.).
Я уверен, что и нынешняя служба ветеранов нашего корабля на любых должностях соответствует высоким традициям и критериям прежней славной и успешной службы на К-244.
Большинство из тех, кто служил на К-244 в 1985 году, перешло к сугубо-мирному труду, но высокие традиции К-244 проявляются в высоких показателях мирного труда этих бывших подводников.
К сожалению, несколько человек из той "команды 1985 года" не дожили до дней юбилея К-244. Это - ответственный сдатчик Герловин Юрий Николаевич, командир электромеханической боевой части К-244 Колесник Вячеслав Анатольевич, боцман подводной лодки Чалый Иван Петрович.

Немає коментарів: