середа, січня 26, 2011

«Нужно учитывать заявления Японии»

Эксперт сказал, зачем России «Мистраль», и оценил сумму, которую Россия потратит на его покупку
Десантный вертолетоносец типа «Мистраль»  25 января 2011, 18::35
Фото: ИТАР-ТАСС
Текст: Наталья Журавлева
«Вхождение «Мистралей» в состав Тихоокеанского флота даст понять Японии, что ее претензии при необходимости будут парированы со стороны России», – заявил газете ВЗГЛЯД руководитель Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко. Так он прокомментировал подписанное Россией и Францией соглашение о строительстве кораблей класса «Мистраль».

Во вторник на верфях корпорации STX в Сен-Назере на атлантическом побережье Франции было подписано межправительственное соглашение о строительстве четырех десантных вертолетоносных кораблей класса «Мистраль» французского производства для российского ВМФ.
По данным «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК, которое будет строить корабли совместно с STX), строительство каждого из четырех вертолетоносцев обойдется России примерно в 600 млн евро. Как уточнил президент корпорации Роман Троценко, «меньше 600 млн (евро)», передает «Интерфакс». Руководитель Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко рассказал газете ВЗГЛЯД, не переплатит ли Россия за корабль и зачем российскому ВМФ понадобился «Мистраль».
ВЗГЛЯД: Игорь Юрьевич, относительно стоимости корабля давались разные оценки.  Так, французские СМИ сообщали, что цена судна составляет порядка 400500 млн евро. Потом стало известно, что стоимость первого корабля для России составит 720 млн евро. Сейчас речь идет о менее 600 млн евро. На ваш взгляд, это адекватная цена?
Игорь Коротченко: Скажу так: контрактная цена – это предмет договоренностей двух сторон, в данном случае России и Франции. Прецедентов подписанному сегодня соглашению в современной истории России еще не было. В любом случае столь крупные боевые единицы со времен царской России за рубежом не приобретались. Мы лишь получали боевые корабли по репарациям, скажем, от Германии и Италии. Но репарации   это одно, а целевая закупка – совсем другое.
Думаю, 600 млн евро – эта та цена, которая адекватно отвечает ожиданиям как производителя, так и покупателя. Это компромиссная цена, которая устроила и Россию, и Францию. В таком случае можно считать ее адекватной.
ВЗГЛЯД: Правда ли, что покупка «Мистраля» у Франции обойдется дешевле его строительства в России?
И.К.: Строительства чего? Такого же корабля?
ВЗГЛЯД: Давайте считать, что идентичного.
И.К.: Понимаете, в чем дело, в приемлемые сроки российская  судостроительная промышленность построить корабли аналогичного класса просто не сможет.
Во-первых, нет готового проекта. То есть прежде необходимо подготовить проект, адаптированный под требования Минобороны. Дальше – размещать заказ, решать вопросы, связанные с комплектующими, и так далее. Опыт строительства, даже не строительства, а реконструкции, например, авианосца Vikramaditya (бывший «Адмирал Горшков»  прим.) для нужд индийского флота показал, что первоначальные расчеты по срокам и стоимости приходится пересматривать. Тогда стоимость была увеличена, равно как и сроки сдачи корабля.
В данном же случае для Министерства обороны, помимо чисто политических аспектов сделки, критически важно как можно быстрее получить два таких корабля (класса «Мистраль»  прим.) для осуществления их базирования на Тихоокеанском флоте.
ВЗГЛЯД: Зачем российскому ВМФ вообще понадобился этот корабль, Тихоокеанскому флоту в частности?
И.К.: Здесь нужно учитывать заявления руководства Японии, которое ставит под сомнение российский суверенитет над Курильскими островами. Я напомню: визит президента Дмитрия Медведева на Курилы вызвал резкий демарш и политический кризис в Токио. На самом деле вхождение двух первых «Мистралей» в состав Тихоокеанского флота даст понять Японии, что подобного рода претензии при необходимости будут парированы со стороны России путем быстрой переброски и усиления группировки на Курильских островах.
То есть речь идет о том, чтобы резко одномоментно нарастить возможности Тихоокеанского флота по проведению десантных операций. Кстати, Япония сейчас активно наращивает свой военный потенциал, а потенциал Военно-морского флота Японии превышает потенциал Тихоокеанского флота, за исключением, конечно, ядерной подводной составляющей.
В случае, когда у страны накачанные «мускулы», а у соседа «мускулы» дряблые, у последнего возникает желание поработать кулаками, пускай хотя бы в разминочном варианте. Поэтому «Мистраль» в данном случае – во многом вынужденная мера. Повторюсь: за те же сроки, что и Франция, сделать корабли аналогичного класса российская судостроительная промышленность реально не сможет. В целом сроки строительства затягиваются, качество работ оставляет желать лучшего...
ВЗГЛЯД: Видимо, поэтому, в том числе, в России военные корабли строить дороже, чем покупать. А за счет чего можно сбить цену и возможно ли?









Руководитель Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко уверен, что России в любом случае заплатит за «Мистраль» адекватную цену (Фото: oborona.ru)
Руководитель Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко уверен, что Россия в любом случае заплатит за «Мистраль» адекватную цену (Фото: oborona.ru)

И.К.: Мировая тенденция такова, что стоимость боевых кораблей возрастает. Это касается всех без исключения стран, включая США. Теоретически снизить стоимость можно за счет крупносерийного строительства, либо путем, скажем, более четкой  организации работы. Но даже американцы, несмотря на все усилия по разработке новых проектов, сталкиваются с тем, что цены  растут. И Россия здесь не исключение, к сожалению. Военно-морская техника исключительно дорогостоящая. Не хочу сказать, что с этим нужно смириться, но данная ситуация объективна.
Если идет строительство крупных боевых единиц, то первоначальная стоимость одна, а серийная – совершенно другая. Процесс модернизации вооружения бортового оборудования идет непрерывно, поэтому цены скачут. Плюс к этому нужно учитывать общую инфляционную составляющую.
Но что касается непосредственно «Мистраля», то важно увеличить степень локализации производства в России, то есть долю работ, которые в рамках данного проекта будут выполнены предприятиями ОСК.
ВЗГЛЯД: В случае с первым кораблем предполагается, что локализация составит до 20%, со вторым  до 40%, с третьим  до 60% и с четвертым  до 80%. Как вы оцениваете эти цифры?
И.К.: Это будет идеальный вариант. Но здесь важно отметить еще такой аспект, как перепроектирование, которое неизбежно. Применительно к российским условиям базирования «Мистралям» потребуется ледовое усиление корпуса, необходимо будет изменить размер ангара, где будут базироваться вертолеты, в подпалубном пространстве  понадобится увеличить высоту потолка. Кроме того, необходимо скорректировать проект по системам вентиляции и теплообогрева. Применительно к условиям базирования во Франции приточно-вытяжная вентиляция элементарная. У нас же, с учетом отрицательных температур, надо будет устанавливать какие-то системы обогрева.
Но и это еще не все. Система боевого управления, которая также французами будет передана нам, должна быть русифицирована и адаптирована к российским условиям. И я все-таки считаю, что плюс к этому необходимо усилить индивидуальную защиту корабля. «Мистраль» фактически вообще ничем не вооружен.
ВЗГЛЯД: Но, опять же, возникает вопрос: как это может отразиться на его стоимости?
И.К.: Учитывая, что речь идет уже о российском производстве и локальных системах, стоимость «Мистраля» кардинально не увеличится.

Немає коментарів: