понеділок, січня 17, 2011

Орел по-пекински

 


 
Орел по-пекински
Китайский истребитель пятого поколения угрожает России не в военном, а экономическом плане — российским истребителям придется потесниться на международном рынке вооружений. При этом именно авиация является основой доходов военного экспорта РФ.

В Китае 11 января начались летные испытания истребителя пятого поколения Chengdu J-20 («Цзянь-20», он же — «Черный орел»). «Китайский стелс» представляет собой сравнительно крупный тактический боевой самолет аэродинамической схемы «утка» с большим дельтовидным крылом и цельноповоротным передним горизонтальным оперением (ЦПГО).

Характеристики машины засекречены, но уже можно сказать, что длина самолета — 23-24 метра, размах крыла — 15-16 метров. Максимальная взлетная масса может достигать 40 тонн. Эксперты достаточно много спорят о том, установлены на самолете российские двигатели или собственного производства. «Безусловно, двигатель они используют наш, российский, — считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Поэтому пока они не сделают свой надежный двигатель хотя бы четвертого поколения, мы уже не говорим про пятое, которое будет обеспечивать крейсерский суперзвук, это по-прежнему будет игра разума китайских инженеров. Китайские патриоты будут постить его фотографии в Интернете, но это самолет, который драться не сможет».
«На истребителе установлен авиадвигатель китайского производства — WS-10 («Тайхан») в модернизированной версии», — заявляет, в свою очередь, главный редактор аналитического агентства военных новостей Kanwa Андрей Чан.
Орел по-пекински


Также рассматриваются различные версии боевого назначения машины. По одной, — это ударный стелс-самолет с большой дальностью и продолжительностью полета для патрулирования удаленных морских акваторий, главной задачей которого являются скрытные удары по авианосцам. По второй версии, «черный орел» преимущественно «заточен» под перехват бомбардировщиков, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), транспортных самолетов и воздушных танкеров противника на больших дистанциях.

Кстати, первый полет прототипа истребителя следующего поколения пришелся на время пребывания в Поднебесной министра обороны США Роберта Гейтса. В Пекине ему предстояло снять недовольство китайской стороны новыми поставками американской военной техники Тайваню, который считается правительством неотъемлемой частью Китая. При этом у США уже есть истребитель пятого поколения — многоцелевой F-22 «Раптор». К сентябрю 2010 года было произведено 166 самолетов F-22.

Свой истребитель пятого поколения есть и у России. Точнее — пока проводятся испытания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (многоцелевого истребителя) Т-50. Первый полет сверхсовременной российской боевой машины состоялся 29 января минувшего года на авиационном производственном объединении, входящем в холдинг «Сухой», в Комсомольске-на-Амуре. На вооружение самолет начнет поступать в 2015 году.
Китайский «орел» по обещаниям его создателей будет принят на вооружение в 2017-2019 годах. Правда, некоторые эксперты полагают, что это, учитывая темпы развития китайского ОПК, может случиться и раньше — также на горизонте 2015 года. То есть «Цзянь-20» представляет непосредственную угрозу для российской оборонки.

Конечно, данная угроза носит не военный характер, а экономический. Скопировав российский истребитель Су-27 под названием J11B, Китай уже стал теснить Россию на международных оружейных рынках. Китайские истребители покупает Пакистан, есть сообщения о заинтересованности Ирана, Мьянмы и Филиппин. В перспективе эксперты предрекают потерю Россией рынков военной авиации Венесуэлы и Сирии. «Новый истребитель вполне способен составить конкуренцию российским производителям на международном рынке, поскольку будет существенно дешевле», — полагает главный редактор агентства Kanwa.

Между тем, именно авиация является основой доходов военного экспорта РФ. Так, по оценкам гендиректора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игоря Коротченко, в 2011 году Россия продаст за рубеж оружие и военную технику на сумму не менее $10,14 млрд (второе место в мире). И доля авиационной техники (первое место в структуре военного экспорта) в этом объеме составит $3,384 млрд (второе место занимает военно-морская техника — $2,103 млрд). Таким образом, вольно или невольно Китай держит курс на дальнейшее вытеснение России с высокотехнологичных международных рынков.

Нельзя сказать, что данная угроза остается незамеченной в Кремле, и на китайские планы российской оборонке нечем ответить. По словам заместителя руководителя Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, экспортный вариант российского истребителя пятого поколения Т-50/FGFA будет предложен на мировой рынок в 2018-2020 годах. В декабре 2010 года в ходе визита в Индию президента России Дмитрия Медведева был заключен контракт на эскизное проектирование индийской версии истребителя, и именно эта версия будет предлагаться на экспорт.

Впрочем, сейчас главную угрозу для российского военного авиастроения представляет развитие беспилотных систем. Здесь Россия делает только первые робкие шаги, и отставание можно назвать критическим.
Военное Обозрение.

Немає коментарів: