За 40 лет на отечественных верфях было построено 244 атомных субмарин трех поколений. Первый атомный ракетоносец крейсер стратегического назначения проекта 667А (РПКСН) К-137 вошел в состав ВМФ в 1967 г. Ему предшествовали более скромные АПР пр. 658, 659. В конце 1969 г. новый титановый атомоход проекта 661 К-162 (командир Ю. Голубков) установил рекорд подводной скорости 44,7 узла.
Был у нас и глубоководный рекордсмен, поистине уникальный титановый подводный корабль К-278 (главные конструкторы Н.А. Климов и Ю.Н. Кормилицин), способный стрелять торпедами с любой глубины на скорости до 20 узл. и превысивший 1000-метровую глубину погружения.
Усилиями талантливых отечественных конструкторов и самоотверженным трудом кораблестроителей при большой организаторской деятельности Главнокомандующего ВМФ С.Г. Горшкова за короткий срок в Советском Союзе был создан океанский ракетно-ядерный флот. Его основу составили атомные подводные крейсеры оперативно-стратегического назначения, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами, многоцелевые АПЛ. К концу 80-х годов мы имели самый мощный ВМФ за всю историю существования Отечества, превосходя США по числу подводных лодок (более 500 ПЛ, из них 174 - АПЛ). Морские стратегические ядерные силы более 60 ед. РПКСН проектов 667, 941 обеспечивали достижение стратегического паритета в глобальном противостоянии США и СССР, а потому и длительный мир на земле.
Советский Союз был действительно великой морской державой! Слова особой благодарности заслуживают в юбилейном году главные и генеральные конструкторы подводных атомарин, и руководители ведущих конструкторских бюро (кроме вышеназванных) Н.И. Исанин, И.Д. Спасский, П.П. Пустынцев, А.В. Кутейников, В.Н. Пялов, В.П. Воробьёв, Г.Н. Чернышев, С.Н. Ковалев, М.Г. Русанов, Н.И. Кваша, Н.А. Климов, И.Л. Баранов - и др.
Естественно, главной ценностью отечественных подводных сил всегда были, есть и будут высокопрофессионально подготовленные кадры подводников. Особые условия службы, где наиболее ярко выражается принцип: один за всех и все за одного, - выковывает из них мужественных, смелых людей, для которых такая служба является настоящей мужской работой.
Основная масса большого отряда подводников-«атомщиков» выходцы из школы «дизелистов». Они, начиная с 50-х гг. XX века, осваивали подводные маршруты Мирового океана, совершали «дальние походы» на полную автономность, а позднее отрывались от родных баз на несколько месяцев, а то и более года.
С 60-х гг. дизель-электрические лодки открыли «боевую службу» - основную форму оперативного использования в длительном противостоянии «холодной войны». Вскоре их дополнили АПЛ. В 1985 г. боевую службу в оперативно важных районах Мирового океана несли ежедневно до 40 подводных лодок. Абсолютное превосходство США на море стало более чем сомнительным!
Мы, командиры тех лет, гордимся своим и наших подчиненных вкладом в освоение послевоенных лодок, в отработку новых тактических приемов их использования при сложнейших условиях плавания в разных широтах и активном противостоянии «вероятного противника». Подводники достойно обеспечивали государственную безопасность Отечества! Имена первооткрывателей океанских подводных маршрутов вошли в отечественную историю мореплавания. Назовем командиров лодок 50-х гг., заслуженных подводников. Некоторые из них стали Героями Советского Союза, известными адмиралами: В.Н. Чернавин. В.Н. Поникаровский, А.П. Михайловский, Р.А. Голосов, Н.Ф. Рензаев, М.К. Мальков, М.И. Хомяков, Т.Н. Лозовский, Н.И. Царев, Г.Н. Швецов, Г.Р. Карменок, П.Т. Зенченко, Н.А. Мышкин, И.Н. Паргамон - и др. С 1958 года в Средиземном море три года находилась 40 ОБПЛ (613 пр.) под командованием С.Г. Егорова. Базируясь в терводах Албании, подводники противодействовали агрессивным устремлениям 6 флота США… В 60-е гг. пришли в Средиземное море и североморские лодки 4-й эскадры СФ (П.Н. Романенко, О.Н. Шадрич, Л.Д. Чернавин).
Многие из офицеров-«дизелистов» через несколько лет стали служить на атомных лодках разных поколений. Они осваивали неведомую ранее технику и оружие, получая иногда высокие радиоактивные дозы. Совершали на подводных атомоходах кругосветные и арктические походы (более 300), межтеатровые переходы (только по Арктике - 30), всплывали на Северном полюсе. Производили из Арктики многоракетные залпы по Камчатскому полигону. Первыми из них были Л.М. Жильцов, В.С. Салов, Б.К. Марин, В.П. Рыков, Н.В. Затеев, В.В. Юшков, В. И. Зверь, А.Н. Карпенко, В.А. Панов, И.И. Гуляев, В.Г. Белашов, Ю.А. Сысоев, В.Л. Березовский, В.П. Фролов, В. В. Наумов, Б.П. Жуков, Е.Д. Чернов, А.У. Аббасов, Ю.Ф. Голубков - и др.
Мужество, зачастую на грани смертельного риска, самоотверженность и верность подводной службе отмечались высшей наградой Родины - Золотой Звездой Героя!
Лишь недавно названы открыто имена большого числа (около 80) Героев-подводников, вписавших в отечественную историю мирного времени свои подвиги во славу Родины, наряду с космонавтами (за годы войн - 27).
Кстати, первым послевоенным Героем Советского Союза в нашей стране стал подводник командир К-3 Л.Г Осипенко (в 1959 г.). Не перечислить в газетном очерке имена других заслуженных подводников - Героев и простых тружеников океанских глубин, самоотверженно отдававших себя опасной, но почетной подводной службе в любом качестве! В ближайшее время выходит справочное издание по всем героям-подводникам, подготовленное нашим музеем им. А. Маринеско.
Большие свершения не обходятся без потерь. Моря и океаны хранят многие тайны катастроф разных судов и подводных лодок.
Официально числятся погибшими из более полутора десятков стран в XX веке - 1762 субмарины (газета «Красная Звезда» от 7.04.2004), из них не боевые потери - 313 ед.
По разным источникам Россия и Советский Союз потеряли за вековую историю от 150 до 172 подводных кораблей, начиная от «ныряющих» миноносцев на заре зарождения лодок и кончая современными «Курском» и К-159.
При участии ветеранов в 2001 году в Сестрорецке у озера Разлив, где Е. Никонов почти 300 лет назад испытывал свое «потаенное судно», открыта часовня Святого Чудотворца Николая - «Памяти всех поколений подводников». В часовне установлены памятные доски с перечислением 115 лодок, погибших в морях и океанах. По последним данным, подготовленным для полной «Книги памяти» в 3 частях, они унесли с собой 5028 подводников. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ВСЕМ НАШИМ ПОДВОДНЫМ СОБРАТЬЯМ!
По разным причинам в послевоенное время погибли ПЛ С-117, М-200, М-256, С-80, Б-37, К-129, К-8, К-219, К-278, К-141 (из числа находившихся в строю).
К горькому сожалению, ВМФ, как и вся Россия, оказались к концу XX столетия в критическом состоянии. Без войн и сражений флот лишился былой мощи и, фактически оставив свои позиции в Мировом океане, нарушил мировой баланс сил, ведущих борьбу за океан. И это в то время, когда человечество все больше начинает осознавать, что «кто владеет морем, владеет всем» (на Земле 2\3 территории составляют водные пространства и большая часть стран являются прибрежными).
На смену многовековой борьбе за передел сухопутной территории мира пришла борьба за передел Мирового океана, роль и значение, которого ныне неизмеримо возрастает во всех отношениях в глобальном масштабе. Естественно, основной силой здесь выступает флот, и в первую очередь подводные корабли, обладающие современными средствами доставки новейших видов оружия по целям и объектам любых океанических и сухопутных районов.
Пора всем, кому дорога славная история нашего ВМФ и его будущее, в первую очередь власть имущим, осознать, что без флота России не быть «великой морской державой». Понять возросшую значимость подводных сил в современных условиях. Вроде новое руководство страны и ВМФ стало предпринимать определенные шаги к возрождению морской оборонной составляющей государства, с учетом нынешней сложной международной обстановки и установления однополюсного мира под эгидой США.
XXI век обозначился для подводников некоторыми положительными событиями. Пополнился СФ модернизированными атомоходами 971 проекта «Гепард» и 941 - «Дмитрий Донской». Заложена в минувшем неатомная ПЛ 677 проекта «Кронштадт» (генеральный конструктор Ю.Н. Кормилицин). Начались ходовые испытания головной ПЛ этого проекта «Санкт-Петербург».
Вроде ожидается спуск на воду в текущем году долгостроя (с 1996 г.) - первого ракетоносца проекта «Борей» - «Юрий Долгорукий». Второй - «Александр Невский» - был заложен в марте 2004 г. По информации «В.П. Курьера», №-4, с.г. ожидается закладка в ближайшее время подобного третьего РПКСН.
Такое начало вселяет надежду в нас, ветеранов-подводников, на благие перемены в судьбе нынешнего ВМФ и его подводных сил.
По страницам "Морской газеты" Санкт-Петербург.
Немає коментарів:
Дописати коментар