пʼятницю, січня 28, 2011

О чрезвычайных проишествиях,которые происходили с подводными субмаринами СССР.(продолжение)

Посадка на мель подводной лодки "Б-474" (СФ) 28 октября 1987 года.
Основные данные дизельной торпедной подводной лодки "Б-474" (проекта "641Б" "Сом", "Танго" класс):
Водоизмещение: 2750 т / 3546 т.
Главные размерения:
длина - 90,2 м
ширина - 9,6 м
осадка - 6,9 м
Вооружение: 6 - 533 мм ТА, боекомплект 24 торпеды.
Скорость: 13/16 узл.
Экипаж: 78 чел.

Подводная лодка совершала в темное время суток выход из военной гавани порта Лиепая, следуя в Кронштадт для планового заводского ремонта. Видимость полная, сумеречная, волнение моря - 1 балл, скорость ветра (260°)-12 м/сек. Из одиннадцати офицеров на лодке шесть человек были прикомандированы на время перехода. Субмарина зашла в Лиепаю 26 октября для выгрузки торпед и 28 октября в 17 часов 55 минут снялась со швартовов и начала движение. Командир БЧ-1 условия плавания и обстановку на театре не знал, о падении уровня воды на 35 см не знал. На запоздалый доклад командира ЭНГ о смещении лодки вправо от расчетного курса и рекомендации отвернуть влево никто не реагировал. Только в 18 часов 45 минут на мостике обнаружили отсутствие хода относительно воды. Самостоятельно сняться с мели лодка не смогла и ее стащил спасательный буксир. Но из-за неудовлетворительного управления буксирами лодку повторно посадили на мель в противоположной части аванпорта Лиепаи. Только в 01 час 24 минуты 29 октября 1987г. подводную лодку сумели вывести на чистую воду. Из-за мягкого илистого грунта повреждении корпуса удалось избежать.

Касание грунта атомной подводной лодкой "К-121" (ТФ) 1 марта 1987 года.

Основные данные АПЛ "К-121" соответствуют ТТХ проекта "670А" "Скат" ("Чарли-1" класс).
Подводная лодка вышла из базы 23 февраля 1987 г. для выполнения предпоходовых мероприятий в Авачинском заливе. В районе полигона боевой подготовки наблюдался мелкобитый лед толщиной до 80 см и сплоченностью 3-4 балла, видимость из-за налетающих снежных зарядов падала с 25 до 5 кабельтовых, волнение моря - 1 балл, скорость ветра (80°) - до 9 м/сек.
На атомоходе проводилась дифферентовка лодки, когда обнаружилась неисправность средних горизонтальных рулей. Командир лодки дал ход около 4 узлов, постепенно увеличивая его до 6 узлов. В 9 часов 29 минут штурман доложил, что до кромки полигона остается 7 кабельтовых, а в 10 часов 10 минут - 3 кабельтова.
В 10 часов 22 минуты субмарина вышла из района ПБП, о чем командир БЧ-1 на мостик не доложил. Лишь через двадцать минут, когда до изобаты 30 метров осталось около 11 кабельтовых, последовал его доклад на ГКП. Командир атомохода данными БЧ-1 и картой не пользовался и реальной обстановки не представлял. В 10 часов 56 минут лодка начала циркуляцию вправо на скорости 4,3 узла и в 11 часов 05 минут на курсе 333° в лодке ощутили два сильных последовательных удара. "К-121" получила крен 8° на правый борт и, подвсплыв, легла на курс 62°. В 22 часа на лодке обнаружили поступление воды в аккумуляторную яму и о затоплении было доложено на КП флотилии. Атомоход был возвращен в базу. И лишь 11 марта 1987 г. при доковом осмотре подводной части субмарины обнаружили повреждение стабилизатора и нижнего пера вертикального руля, полученные от удара о каменистый грунт.


Опасное маневрирование РПК СН класса "Тайфун" (СФ) и английской ПЛАТ "Сплендид" 1 января 1987 года.

Основные данные РПК СН проекта "941" - "Акула", ("Тайфун" класс):
Водоизмещение: 24500 т / 33800 т
Главные размерения:
длина - 175,0 м
ширина - 22,8 м
осадка - 11,5 м
Вооружение:20 шахт ПУ МБР "РСМ-52" комплекса "Д-19"
4 - 533 мм ТА и 2 - 650 мм ТА
Скорость: 16/27 узл.
Экипаж: 150 чел.
Основные данные ПЛАТ "С-106" - "СПЛЕНДИД" (ВМС Великобритании), тип "Свифшур":
Водоизмещение: 4000 т / 4500 т.
Главные размерения: длина - 83,0 м
ширина - 10,0 м
осадка - 8,2 м
Вооружение: 5 - 533 мм ТА, боекомплект - 20 торпед.
Скорость: 18/30 узл.
Экипаж: 97 человек
Английская многоцелевая атомная подводная лодка "Сплендид" осуществляла в подводном положении слежение за советским тяжелым подводным крейсером класса "Тайфун" Пользуясь своими меньшими размерами и лучшей маневренностью, английская субмарина опасно маневрировала вблизи советского гиганта. При совершении обгона советской лодки, командир британской субмарины грубо промахнулся в оценке расстояния до корпуса "Тайфуна". В это время советский атомоход начал циркуляцию и своим оперением зацепил за трос буксируемой антенной решетки гидролокатора с британском субмарины. Буксировочный трос мгновенно оборвался и "Сплендид" вынужден был вернуться на свою базу в Девонпорт, куда и прибыл 31 января 1987 г.

Столкновение атомной подводной лодки "К-493" с "МПК-3" (СФ) 4 сентября 1985 года.

Основные данные ПЛАТ "К-493" (проект "705К") соответствуют ТТХ ПЛАТ проекта "705""Лира" ("Альфа" класс).
Основные данные "МПК-3" (проект "1124" "Альбатрос", "Гриша-1" класс):
Водоизмещение: 954 т / 1070 т.
Главные размерения: 
длина - 71,2 м
ширина - 10,15 м
осадка - 3,72 м
Вооружение: 1 х 2 - 57 мм зен.авт., 1 х 2 - ПУ ЗУР "Оса", 2 х 2 - 533 мм ТА, 2 х 12ств. РБУ-6000. 18 мин.
Скорость: 32 узла
Экипаж: 70 чел.
Корабли находились в полигоне боевой подготовки Командир атомохода имел от акустиков информацию о нахождении в своем районе надводных целей, но конкретной задачи по определению элементов их движения расчету БИП не поставил. Видимость на это время - полная, ночная, волнение моря - 2 балла, скорость ветра (100°) - 3 м/сек. В 23 часа 35 минут был восстановлен утраченный на время контакт с целью. БИП и штурман ошибочно классифицировали контакт, как групповую цель (180°, 12 узл.) и считали ее рыболовными судами. Субмарина легла на курс 295е и в23 часа 48 мин БИП выдал ошибочную дистанцию до цели в 35 кабельтовых (а фактически - 15 кабельтовых). Ход был уменьшен до 6 узлов и командир принял решение всплывать, нарушая при этом все меры безопасности: не определялась дистанция до цели в активном режиме, не делались короткие посылки сигналов по звукоподводной связи и т.д. В 23 часа 55 минут лодка завершила циркуляцию вправо и легла на курс 75е и через минуту - всплыла под перископ.
Командир атомохода не осмотрел тщательно горизонт и в 23 часа 58 минут совершенно внезапно для себя обнаружил бортовой зеленый огонь военного корабля. Он попытался остановить движение лодки, дав "малый ход назад" и "срочное погружение!" Целью оказался "МПК-3", который следовал через полигон, опасный от подводных лодок, но средствами гидроакустики своевременно лодку не обнаружил. Лишь за 30 секунд до столкновения вахтенный сигнальщик обнаружил бурун от перископа, но среагировать уже не успел. Малый противолодочный корабль на 11 узловой скорости нанес форштевнем удар по выдвижным 

Немає коментарів: