середа, січня 19, 2011

Конец "Золотой Рыбки"

 На северодвинской "Звездочке" утилизируется уникальная титановая АПЛ
 Специалисты северодвинского Центра судоремонта "Звездочка" приступили к утилизации уникальной атомной подводной лодки К-222 ("Анчар"), прозванной "Золотая рыбка".



"Работы ведутся в рамках гособоронзаказа. Операция по утилизации АПЛ уникальна, как и сама лодка, так как резка идет без выгрузки топлива", — сообщил "Интерфаксу" источник в администрации Северодвинска. 

Он подчеркнул, что "при организации работ учитываются все необходимые меры безопасности". 
Собеседник агентства при этом не стал объяснять причины, по которым было принято решение утилизировать АПЛ до решения Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) о результатах тендера по выбору международного консультанта по проекту выгрузки отработанного ядерного топлива (ОЯТ) из реакторов АПЛ.
Ранее в ЕБРР "Интерфаксу" сообщили, что заказчиком этого проекта является Федеральный центр по ядерной и радиационной безопасности. Финансирование проекта осуществляется из фонда экологической поддержки "Северное измерение". Сам же контракт касается двух проектов — выгрузки ОЯТ из единственной российской титановой подлодки и утилизации плавтехбазы "Лепсе", базирующейся в Мурманске.
Первая титановая атомная подводная лодка К-222 находится у причала Центра судоремонта "Звездочка". По оценке специалистов, это опытная высокоскоростная АПЛ — уникальная субмарина, до сих пор не имеющая аналогов в мировом кораблестроении.
В 1989 году подлодка была исключена из состава ВМФ, в 1999 году отбуксирована для утилизации на "Севмаш". Однако уникальность проекта не позволила применить традиционные технологии разделки субмарин. На протяжении почти десяти лет гражданский экипаж предприятия обеспечивал живучесть корабля, а затем выполнил перевод субмарины в ЦС "Звездочка".
АПЛ К-222 была заложена 28 декабря 1963 года в Северодвинске и принята в эксплуатацию 31 декабря 1969 года.
В 1971 году на ней была установлена скорость в 44,7 узла, что и до настоящего времени является абсолютным мировым рекордом для подводных лодок.
Носовая часть подводной лодки его состоит из двух цилиндров диаметром 5,5 м каждый. Расположены они друг над другом так, что в сечении представляют "восьмерку". Верхний цилиндр — первый отсек, а нижний — второй. Начиная с четвертого отсека, к которому примыкает восьмерка, уже идет корпус цилиндрической формы диаметром 9 м. Всего отсеков — девять.
Первоначально предполагалось, что после постройки головной субмарины последует закладка еще 10 серийных кораблей. Однако в дальнейшем от этого отказались. Это объясняется значительными технологическими трудностями, длительностью строительства столь уникального корабля. Не удовлетворяла флот и высокая подводная шумность, а также ряд тактических недостатков ракетного оружия. К тому же уже было развернуто серийное строительство более дешевых и малошумных подводных лодок 670 проекта.

Рождение
Создание АПЛ проекта 661 («Анчар») обошлось стране в 240 миллионов рублей. Т.е каждый житель Советского Союза заплатил рубль за эту подводную лодку. Поэтому сами создатели полушутя называли своё творение «золотой рыбкой». Правда, 20 миллионов удалось сэкономить, и эти средства были переданы на опытную эксплуатацию подводной лодки. 28 августа 1958 г. было принято партийно-правительственное постановление «О создании новой скоростной подводной лодки с новым типом энергетической установки и развитии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок». В качестве первоочередных ставились задачи увеличения скорости подводного хода и глубины погружения по сравнению с АПЛ 1-го поколения в полтора–два раза. Намечалось создание энергетической установки уменьшенных габаритов со снижением суммарного удельного веса реакторов и турбин в 1,5–2 раза, нового малогабаритного ракетного противокорабельного комплекса с подводным стартом, дальноходных скоростных двухплоскостных торпед, способных использоваться при глубинах погружения, вдвое больших, чем на лодках существовавших проектов. Предполагалось внедрение новых конструкционных материалов, позволяющих, в комплексе с принятием других мер, снизить водоизмещение и размеры АПЛ. Все это должно было обеспечить качественное превосходство советских подводных лодок над перспективными американскими субмаринами. 
В рамках данного постановления в ЦКБ-16 Государственного комитета по судостроению (ныне – СПМБМ «Малахит») началась разработка опытной высокоскоростной атомной подводной лодки проекта 661 (шифр «Анчар»). Работы по данной теме рассматривались руководством судостроительной промышленности как наиболее приоритетные. Боевым назначением корабля являлась борьба с авианосцами и скоростными кораблями охранения противника. 
В работах над пр.661 принимал активное участие ЦНИИ №45 (ныне – ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова). Институтом исследовались как собственно «корабельные» вопросы, связанные с созданием нового атомохода, так и вопросы боевой эффективности скоростной подводной лодки. 


Рассматривалось три альтернативных основных конструкционных материала для изготовления прочного корпуса – сталь, алюминий или титан. В конечном итоге было решено выбрать титан. Это позволяло резко снизить массу корпуса (а значит и водоизмещение корабля). Таким образом, значительно уменьшался один из важнейших демаскирующих признаков лодки – её магнитное поле. 
Но если вы думаете что делать конструкции из титана просто, то вы очень и очень ошибаетесь. Титан капризный материал и при высокой температуре поглощает из воздуха водород и становится хрупким. Сварку конструкций проводили в аргоновой среде вольфрамовыми электродами легированными редкоземельными элементами. Некоторые узлы сваривали в герметичных камерах, а сварщики там работали в подобии водолазных костюмов. Но самые крупные детали варились в цеху, и отработанный аргон скапливался возле пола.
Однажды это привело к трагедии. Рабочих готовились к сварке в цистерне, но там скопился аргон от предыдущих работ, и сварщики задохнулось. После этого был налажен контроль за составом воздуха.

После рассмотрения двух типов реакторов – более простого и освоенного водо-водяного и перспективного жидкометаллического (теплоноситель первого контура – сплав свинца и висмута) – был выбран первый, как более реальный по срокам создания, хотя и обладающий худшими удельными параметрами. 
Было проработано 14 основных и шесть дополнительных вариантов предэскизного проекта. Рассматривались альтернативные варианты вооружения подводной лодки: крылатые ракеты с подводным стартом «Аметист», создаваемые под руководством генерального конструктора В.Н.Челомея, КР с надводным стартом (главный конструктор Г.М. Бериев) или новые торпеды повышенной мощности, находившиеся в то время в стадии разработки. 
Выбор основного вооружения потребовал сравнительной оценки эффективности вариантов ПЛА. В результате исследований, проведенных ЦНИИ-45, предпочтение было отдано варианту с ракетами «Аметист». Правительственное постановление о разработке первой в мире крылатой ракеты с подводным стартом вышло 1 апреля 1959 г., а 9 апреля того же года был утвержден предэскизный проект подводной лодки.
Разработка технического проекта ПЛАРК пр.661 завершилась в декабре 1960 г. Мощная атомная энергетика в сочетании с новыми обводами корпуса обеспечивала подводной лодке уникальные скоростные характеристики. В соответствии с проектом корабль должен был развивать максимальную подводную скорость не менее 37-38 узлов, что превосходило скорость любого боевого корабля ВМС США.
Проектирование ПЛАРК велось под руководством главного конструктора Н.Н. Исанина (позже его сменил Н.Ф. Шульженко). Главными наблюдающими от ВМФ являлись Ю.Г. Ильинский, а затем – В.Н. Марков. В работах по программе было задействовано, в общей сложности, более 400 организаций и предприятий.
В ходе проектирования и строительства лодки была отработана технология сварки корпусных конструкций из высокопрочных титановых сплавов, изготовление из них отливок, поковок, арматуры и других изделий. Для работы с титаном на Северном машиностроительном предприятии потребовалось создание специальных цехов и других помещений. Для проведения статических и динамических испытаний были изготовлены полунатурные отсеки СМТ60-1 и ДМТ60-2 (первый испытывался в док-камере, а второй – на морском полигоне).
Конструкционно ПЛАРК пр.661 имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус, выполненный из титанового сплава, делился на девять отсеков: 
1 (верхний) и 2 (нижний) отсеки, имеющие в сечении форму восьмёрки, образованной двумя пересекающимися окружностями диаметром 5,9 м каждая (в них размещались торпедные аппараты с запасным боекомплектом и устройством быстрого заряжания); 
3 – жилые помещения, пищеблок, кают-компания, аккумуляторы; 
4 – ЦП, пост управления энергетикой, жилой блок; 
5 – реакторный; 
6 – турбинный; 
7 – турбогенераторный; 
8 – отсек вспомогательных механизмов (рефрижераторы, компрессорные машины, водоопреснительная установка); 
9 – рулевые приводы и трюмный пост. 
Кормовая оконечность лодки была выполнена раздвоенной в виде двух осесимметричных конических обтекателей валов с расстоянием между ними порядка 5 м (в обиходе такое решение получило название «штаны»). Гидродинамическая оптимизация формы кормовой оконечности была достигнута за счёт её удлинения с малыми углами схода ватерлинии в диаметральной плоскости и применения удлинённых гребных валов с обтекателями, допускающими установку гребных винтов оптимального диаметра для заданной частоты вращения.
В ограждении выдвижных устройств ПЛ была установлена всплывающая камера, рассчитанная для спасения всего экипажа «сухим» способом.
Энергетическая установка общей мощностью на валах 80 000 л. с. включала две автономные группы (правого и левого бортов). Каждая группа объединяла атомную паропроизводящую установку В-5Р, турбозубчатый агрегат ГТЗА-618 и автономный турбогенератор переменного трехфазного тока ОК-3 мощностью 3000 кВт. Номинальная тепловая мощность двух атомных реакторов водо-водяного типа составляла 177,4 МВт, а паропроизводительность ППУ при нормальной мощности реактора – 2 х 250 т пара в час. 
Реакторы, разработанные для лодки пр.661, имели ряд оригинальных особенностей. В частности, прокачка теплоносителя первого контура осуществлялась по схеме «труба в трубе», что обеспечивало компактность ЯЭУ при высокой тепловой напряжённости. При этом реакторы работали не только на тепловых нейтронах, но и с участием реакции деления ядерного «топлива» быстрых нейтронов. 
Для питания основных потребителей электрической энергии был принят переменный трёхфазный ток напряжением 380 В и частотой 50 Гц. Существенным нововведением стал отказ от использования дизель-генераторов: в качестве аварийного источника использовалась мощная аккумуляторная батарея. Комплекс управления электроэнергетикой «Кактус-61» разработки ростовского ЦКБ-16 впоследствии заслужил у моряков самую высокую оценку.
На борту корабля имелся всеширотный навигационный комплекс «Сигма-661», обеспечивающий подводное и подлёдное плавание. Автоматическое управление ПЛ осуществлялось посредством системы управления по курсу и глубине «Шпат», системы предотвращения аварийных дифферентов и провалов «Турмалин», а также системы управления общекорабельными системами, устройствами и забортными отверстиями «Сигнал-661». 
Гидроакустический комплекс МГК-300 «Рубин» обеспечивал обнаружение шумящих целей при одновременном автоматическом сопровождении двух из них с выдачей данных в системы управления ракетным и торпедным оружием. Обеспечивалось круговое обнаружение сигналов ГАС противника, работающих в активном режиме, а также их опознавание с определением пеленга и дистанции. Для обнаружения якорных мин корабль имел ГАС «Радиан-1». 
Для наблюдения за воздушной и надводной обстановкой ПЛ была оснащена зенитным светосильным перископом ПЗНС-9 с оптическим вычислителем координат. Подъёмное устройство позволяло поднимать перископ с глубины до 30 м при скорости до 10 узлов и волнении до 5 баллов. Имелись РЛС РЛК-101 и МТП-10, а также система определения государственной принадлежности «Нихром». 
Для двухсторонней сверхбыстродействующей засекреченной радиосвязи с береговыми командными пунктами, другими кораблями и взаимодействующими с подводной лодкой самолетами имелась современная (по меркам 1960-х годов) радиосвязная аппаратура. Корабль был оснащён системой радиоразведки, обеспечивающей поиск, обнаружение и пеленгование работающих радиостанций противника. 
Основное вооружение было представлено противокорабельным ракетным комплексом П-70 «Аметист» с 10 крылатыми ракетами, размещёнными в наклонных контейнерах, расположенных побортно вне прочного корпуса в носовой части. В лёгком корпусе для каждого контейнера имелся индивидуальный люк, открывающийся наружу. 
Максимальная дальность стрельбы ПКРК П-70 составляла 70 км. Старт ракеты выполнялся из подводного положения с глубины до 30 м из предварительно затопленного заборной водой контейнера. Сразу после выхода из контейнера срабатывал стартовый двигатель, и раскрывалось крыло, а в надводном положении включался маршевый твердотопливный двигатель. 

В состав ракетного комплекса входила также аппаратура предстартового контроля, приборы бортовой системы управления ракетной стрельбой, связанные с гидроакустическим комплексом, комплексом управления торпедной стрельбой, навигационным комплексом, а также стабилизатором управления курсом и глубиной. 
Пусковая установка обеспечивала хранение, транспортировку, дистанционную предстартовую подготовку и старт крылатых ракет без доступа в контейнер. Ракеты принимались на борт корабля в окончательно снаряжённом для старта состоянии. Обеспечивалось их надёжное хранение и запуск в течение трёхмесячного пребывания в море. Весь ракетный боекомплект мог быть выпущен в двух залпах, интервал между которыми составлял три минуты. По мнению специалистов, это являлось крупным тактическим недостатком проекта, затруднявшим эффективное применение ПЛАРК по основным целям – авианосцам. Кроме того, у ракет П-70 имелся такой недостаток, как сильный дымный след от двигателя, который демаскировал лодку во время стрельбы. 
В носовой оконечности подводной лодки размещалось четыре 533-мм торпедных аппарата (суммарный боезапас – 8 торпед), обеспечивающих стрельбу с глубины до 200 м. Управление торпедной стрельбой осуществлялось посредством автоматизированной системы «Ладога-П-661».
В ходе испытаний ПЛАРК пр.661, получившей номер К-162, при 92% мощности силовой установки на относительно мелководном полигоне (глубина акватории – 200 м, глубина хода – 100 м) была получена максимальная подводная скорость, равная 42 узлам, что значительно превысило расчётные параметры (38 узлов). Таким образом, был установлен мировой рекорд скорости для подводных лодок, ранее удерживаемый кораблями пр.671 (33,5 узла). Наиболее скоростные американские ПЛА развивали лишь 30 узлов. В дальнейшем, при выходе ГЭУ на полную мощность и на глубоководном полигоне, были получены ещё более высокие результаты – 44,7 узла (при форсировании энергетической установки удалось кратковременно превысить 45 узлов). Это и до настоящего времени является абсолютным мировым рекордом скорости для подводных лодок. Однако тогда же выяснился и неожиданный для конструкторов момент: на высокой скорости сила трения воды о корпус ПЛ вызывала такой сильный шум, что лодка практически «глохла» из-за сильных шумовых помех.
На испытаниях К-162 продемонстрировала высокие манёвренные качества как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Обладая уникальными скоростными и манёвренными характеристиками, сочетающимися с мощным гидроакустическим комплексом с большой дальностью обнаружения, ПЛАРК пр.661 могла осуществить быстрое развёртывание в заданном районе боевых действий, а также выбрать выгодную позицию для использования оружия и производства повторной атаки, что значительно расширяло её боевые возможности по сравнению с атомоходами других проектов.
Модификации. В 1970 году, когда ПЛАРК пр.661 ещё проходила испытания, обсуждался вопрос о закладке серии ПЛАРК усовершенствованного проекта – 661-М. Было проработано три варианта, отличающихся водоизмещением (от 5197 до 6208 тонн), подводной скоростью (39-42 узлов), ГЭУ (43000-55000 л.с.) и другими параметрами. Однако к этому времени уже было развёрнуто серийное строительство не обладавших столь высокими скоростными характеристиками, но значительно более дешёвых и малошумных подводных лодок пр.670, имеющих соизмеримую ударную мощь. Кроме того, требовалось внесение существенных изменений в систему управления ракетной стрельбой ПЛАРК пр.661, на что опять же нужно было время и значительные средства.
Не удовлетворяла флот и высокая подводная шумность корабля. Повышенный уровень собственных акустических помех затруднял работу гидроакустического комплекса. В этих условиях от серийной постройки атомных подводных лодок на основе пр.661 было решено отказаться. Не получили развития и предложения по модернизации К-162, включающие установку ракетного комплекса П-120 с последующей заменой на комплекс «Гранит».
Программа строительства. В 1962 году на Северном машиностроительном предприятии (ССЗ №402) началось изготовление первых шпангоутов и обечаек прочного корпуса лодки пр.661. Однако первые испытания элементов корпусных конструкций из титанового сплава завершились неудачей, потребовалось проведение дополнительных работ. В результате официальная закладка подводной лодки пр.661 была осуществлена в Северодвинске лишь 28 декабря 1963 г. 
Высокая степень новизны и сложности проекта обусловили длительные сроки его реализации. Работы по созданию корабля продолжались, в общей сложности, более 11 лет. На задержке строительства сказались и низкие темпы поставки дефицитного в то время титана, в котором остро нуждались также авиастроение и ракетостроение. В результате подводная лодка, получившая тактический номер К-162, была спущена на воду лишь 21 декабря 1968 г. 13 декабря 1969 г. она вышла на заводские ходовые испытания.
Первоначально предполагалось, что после постройки головной (опытной) субмарины пр.661 последует закладка ещё 10 серийных кораблей этого типа. Однако в дальнейшем число серийных ПЛАРК сократили до пяти, затем до трёх, а в принятом в 1964 г. новом пятилетнем плане вообще решили ограничиться постройкой одного такого атомохода. В значительной степени это объяснялось нехваткой в стране титана, а также технологическими трудностями, значительно затягивающими сроки строительства столь уникального корабля. В 1970 году вновь обсуждался вопрос о закладке серии ПЛАРК усовершенствованного проекта – 661-М, но к этому времени уже было развёрнуто серийное строительство ПЛАРК пр.670.
Статус на 2007 г. Опытная эксплуатация корабля началась в 1970 году и закончилась в декабре 1971 г. В сентябре 1971 г. К-162 вышла на первую боевую службу, в ходе которой корабль прошел от Гренландского моря до Бразильской впадины, в район экватора, выполняя ряд задач совместно с другими ПЛ и надводными кораблями. Велось сопровождение авианосца «Саратога». При этом американский корабль неоднократно пытался оторваться от подводной лодки, развивая скорость более 30 узлов, однако достичь желаемого результата ему не удалось. Более того, ПЛАРК, осуществляя маневры, иногда опережала американский корабль. За два с половиной месяца, проведённых в походе, лодка всплывала на поверхность всего один раз.
После завершения опытной эксплуатации К-162 прошла ремонт в Северодвинске и в 1974 году вновь вернулась в боевой состав флота. Лодка представляла собой своеобразную лабораторию, где в натурных условиях осуществлялась отработка новых образцов оружия и вооружения. Многое из того, что было создано для этой опытной подводной лодки, в дальнейшем было использовано на новых кораблях других проектов. На Западе ПЛАРК пр.661 получила название «Papa class». У нас на флоте её называли «Золотой рыбкой» (несколько раньше это весьма престижное прозвище носила ПЛА пр.645), как за внешнее сходство титана с золотом, так и за высокую стоимость проекта.
В 1978 году ПЛАРК К-162 переименовали К-222. Она находилась в строю Северного флота до 1988 года, после чего была выведена в резерв, а в дальнейшем – передана на утилизацию.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ
• К-162, с 1978 г. К-222 [з/н 501]. Заложен 28.12.1963 г. на «Северном машиностроительном предприятии» (№402) в Северодвинске; спущен на воду 21.12.1968 г.; 13.12.1969 г. начал заводские ходовые испытания, достигнув рекордной подводной скорости 42 узла и 31.12.1969 г. введён в строй; в начале 1970 г. вошёл в состав КСФ; в 1970 г. на глубоководном полигоне установлен абсолютный рекорд подводной скорости 44,7 узла (неофициальный); с 01.1970 г. по 12.1971 г. корабль был в опытной эксплуатации, пройдя около 40000 миль (в т.ч. около 30000 под водой), с 09.1971 г. совершил поход в Атлантику на полную автономность, продемонстрировал высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец «Саратога» ВМС США; с 1972 г. по 1974 г. проходил ремонт на «Севмашпредприятии»; в 1988 г. выведен в резерв; в начале 1990-х гг. выведен из состава флота, расформирован и передан на утилизацию.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн
• надводное
• подводное –
5 197
8 000 
Основные размерения, м
• длина наибольшая (по КВЛ)
• ширина наибольшая
• осадка по КВЛ –
106,92 (н/д)
11,5
8,06 
Главная энергетическая установка:
• ППУ В-5Р; 2 ВВР, мощность, мВт
• 2 ГТЗА-618, 2 паровых турбины, мощность, л.с. (кВт)
• 2 турбогенератора ОК-3, мощность, кВт атомная
177,4
80 000 (58 800)
2 х 3000 
2 вала; 2 гребных винта 
Скорость хода, уз:
• надводная
• подводная (максимально достигнутая) –
16
42 (45) 
Глубина погружения, м:
• рабочая
• предельная — 300
400 
Автономность, сут. 70 
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 85 (н/д) 
ВООРУЖЕНИЕ
Ударное ракетное:
• ПУ СМ-97 ПКРК П-70 «Аметист»
ПКР П-70 (4К66) «Аметист» (SS-N-7 «Starbright») — 10 Х 1
10 
Торпедное:
• 533-мм ТА
• 533-мм торпеды и ПЛУР –
4 (носовые)
8 
Минное:
• может нести мины вместо части торпед –
н/д 
РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ
БИУС • н/д 
РЛС общего обнаружения • РЛК-101 «Альбатрос»
• МТП-10 навигационная 
ГАС • ГАК МГК-300 «Рубин»
• МГ-509
• МГ-29
• «Радиан-1» миноискания 
средства РЭБ • «Завеса» пеленгатор
• ВАН-М ПМУ 
Навигационный комплекс • «Сигма-661»
• «Самум-1» радиосекстант 
Комплекс радиосвязи • набор средств 
РЛС госопознавания • «Нихром» 


Проект 661 «Анчар»

Немає коментарів: