Уже в Первую Мировую войну для борьбы с морским судоходством стали широко применяться подводные лодки. Особенно активно их использовали германские военно-морские силы. Война показала, что подводные лодки являются новым эффективным средством ведения боевых действий, прежде всего на морских коммуникациях. За время войны подлодки потопили около 5800 транспортных судов общим водоизмещением свыше 14 млн. регистровых тонн.
С еще большим размахом применялись подлодки в годы Второй Мировой войны, которые потопили около 5 тыс. судов общим водоизмещением около 23 млн. т.
Особенно большое развитие получило строительство подводных лодок в Германии. Она имела в строю в 1941 г. 158 лодок, в 1945 г. – 425, а всего за годы войны Германия построила 1131 лодку [1].
Активно военно-морские силы Германии использовали подводные лодки на Северном бассейне, как против советского судоходства, так и против северных конвоев, направляющихся из Англии и Исландии в северные порты. По данным В. В. Щедросева, уже в 1941 г. против судоходства на севере действовало до 16 подводных лодок, в 1942 г. их число возросло до 20 единиц. Начиная с 1942 г. лодки активно действуют в Карском море, как против конвоев и одиночных судов, так и минируют подходы к Диксону, Новоземельским проливам и т.д. К концу войны количество лодок на севере не уменьшилось, а увеличилось за счет перевода лодок в связи с потерей баз на атлантическом побережье в базы Норвегии [2]. Они активно противодействовали судоходству, топя транспортные суда вплоть до окончания войны.
Всего за годы войны на севере немецкие подводные лодки потопили 21 советское транспортное судно из 32 (погибших или 65,6%), 4 буксира и гидрографическое судно (подсчитано автором). Подводные лодки также потопили на севере 49 союзных транспортов из 93 погибших в конвоях (52,6%). Наибольшие потери приходятся на 1942 г. и 1943 г. Из числа советских транспортных судов в 1941 г. потоплено одно судно, в 1942 г. – 9, в 1943 г. – 6, 1944 г. – 4, 1945 г. - 1 судно [3].
Первой жертвой подводной лодки стал пароход (п/х) “Аргунь” Мурманского пароходства (МГМП), водоизмещением 3457 брутто регистровых тонн (брт). 18 октября 1941 г., следуя с грузом из Архангельска в Мурманск, судно торпедировала, подводная лодка U-132 в северной части Белого моря у маяка Городецкий. Транспорт затонул через 25 минут. Экипаж и пассажиры были высажены на шлюпки и спасены гидрографическим судном (ГИСУ) “Мгла” [4].
Подводная лодка U-132 в ноябре 1942 г. была потоплена английской авиацией в Северной Атлантике, при нападении на конвой SC-107, следовавший из Канады в Англию. Погибла со всем экипажем. Таким был акт возмездия [5].
Как отмечалось выше, наибольшее количество транспортных судов погибло от подводных лодок в 1942 г. 13 апреля п/х “Киев” (5823 брт.) Дальневосточного пароходства (ДВГМП) шел из Мурманска в составе конвоя QP-10. В Баренцевом море у острова Медвежий был торпедирован двумя торпедами подводной лодки U-435. Затонул через 7 минут. Экипаж и пассажиры были сняты со спасательных плотов английским тральщиком “Blacli” и доставлены в Исландию. Погибло 6 человек.
Подводная лодка U-435 потопила также еще три транспорта в конвое QP-14 и один транспорт в конвое PQ-13. Была уничтожена английской авиацией в июне 1943 г. в Бискайском заливе.
29 апреля 1942 г. п/х “Ашхабад” (5284 брт.) ДВГМП, следуя в одиночном плавании их Нью-Йорка на Кубу, у Атлантического побережья США торпедировала подводной лодкой U-402. Артиллеристы носового орудия успели сделать несколько выстрелов и заставили подлодку погрузиться, что дало возможность экипажу покинуть тонущее судно. Затем моряки были обнаружены американским самолетом, подобраны судном береговой охраны США и доставлены на берег. П/х “Ашхабад” возвращался из Мурманска в конвое QP-9, а затем в конвое через Атлантику. Вдоль берегов США весной 1942 г. суда еще не конвоировались.
Подводная лодка U-402 уничтожена авиацией американского авианосца “Card” в октябре 1943 г. в Северной Атлантике.
1 мая п/х “Циолковский” (2800 брт.) Мурманского государственного морского пароходства (МГМП) шел с лесом в Англию в конвое QP-11. В Баренцевом море, в 100 милях севернее Кольского залива. Судно торпедировала подводная лодка U-589. Погибло 33 моряка и капитан В. Г. Левицкий. Английский корвет спас только 13 моряков.
Эта же подлодка 13 сентября потопила грузопассажирский п/х “Сталинград” (3559 брт.) Архангельского Арктического пароходства Главсевморпути. Судно затонуло через 4 минуты. Конвойные суда спасли 87 моряков и пассажиров, в том числе моряков п/х “Родина” Северного пароходства, погибшего в июле у берегов Исландии и возвращающихся на Родину. Погибло 21 человек (5 пассажиров).
Подлодка U-589 уничтожена 14 сентября 1942 г. при нападении на суда конвоя PQ-18 английским эсминцем “Onslow” совместно с авиацией с авианосца “Avenger”. Погиб весь экипаж лодки.
4 июля 1942 г. танкер “Туапсе” (6320 брт.) Совтанкера торпедирован подводной лодкой U-129 у берегов Центральной Америки, в Юкатанском заливе. Танкер направлялся на Дальний Восток с Черного моря. В конце
1941 г. танкеру удалось вырваться из Черного моря, пройти проливом Суэцкий канал, обогнуть Африку, пересечь Атлантику и не дойти до порта назначения. Погибло 10 моряков.
1 августа п/х “Крестьянин” (2513 брт.) Северного государственного морского пароходства (СГМП) шел без охранения в губу Белужья на Новой Земле с грузом угля. Судно торпедировала подводная лодка U-601. Пароход затонул через 3 минуты. Погибло 7 человек (2 пассажира). Остальные моряки на шлюпках (38 человек), смогли добраться до Новой земли.
Эта же лодка торпедировала 24 августа в Карском море, северо-западнее Диксона, следовавший из Архангельска, без охранения, п/х “Куйбышев” (2332 брт.) МГМП, который вел за собой небольшой буксир “Медвежонок”. Погиб весь экипаж.
23 ноября 1942 г. эта же подлодка торпедировала п/х “Кузнец Лесов” (3974 брт.) МГМП, который отстал от конвоя QP-15, из-за сильного шторма, в Гренландском море. Погиб весь экипаж.
Подлодка U-601 потоплена английской авиацией 25 февраля 1944 г. у Лофатенских островов при попытке нападения на суда конвоя.
Самый трагический случай произошел 17 августа 1942 г. в Печорском море, у острова Матвеев. Подводная лодка U-209 напала на безоружный караван судов, шедший из Хабарово в Нарьян-Мар. Буксир (б/п) “Комсомолец” вел баржу “П-4”, а буксир “Комилес” - лихтер “Ш-500”. На судах находились строительные материалы и несколько сот человек, в том числе 254 заключенных. Подлодка U-209 артиллерийским огнем потопила буксируемые суда, подожгла б/п “Комсомолец” и расстреляла почти всех оказавшихся в воде людей. Погибло 305 человек, в том числе капитан Нарьян-Марского порта П. С. Козловский и капитан б/п “Комсомолец” П. К. Михеев.
Этот трагический случаи обсуждались 25 августа 1942 г. на бюро Архангельского обкома ВКП (б), где было отмечено, что движение гражданских судов без охраны недопустимо [6].
Сама подлодка U-209 потоплена в мае 1943 г. в Северной Атлантике английским корветом при нападении на конвой SC-130. Погиб весь экипаж.
14 октября 1942 г. п/х “Щорс” (3770 брт.) МГМП, в составе конвоя из Карского моря в губу Белужья, в Печорском море, на выходе из пролива Югорский Шар, подорвался на мине, поставленной подводной лодкой
U-592. Весь экипаж спасен.
Подлодка U-592 потоплена в январе 1944 г. английским сторожевым кораблем. Погиб весь экипаж.
Большие потери от подводных лодок понес транспортный флот и в 1943 г., хотя и несколько меньше, чем в 1942 г. Погибло от подлодок 6 транспортов, буксир и гидрографическое судно. Немецкие подводные лодки значительно активизировали свою деятельность в Карском море.
26 и 29 января 1943 г. пропали без вести, следовавшие в одиночном плавании, п/х “Красный партизан” (2418 брт.) ДВГМП и п/х “Уфа” (1892 брт.) СГМП. Оба судна ушли из Мурманска 23 и 24 января, больше сведений от них не поступало. Суда пропали со всем экипажем в Баренцевом море, у острова Медвежий, где действовала в то время подводная лодка U-255. Возможно, она и является причиной гибели этих судов.
Подводная лодка U-255 потопила три союзных транспорта из конвоя PQ-17 после его роспуска, а также 27 июля 1943 г. в Карском море у острова Новая Земля артиллерийским огнем потопила гидрографическое судно “Академик Шокальский”. Оставшиеся в живых члены экипажа, во главе с капитаном И. С. Писаренко, под огнем противника высадились на льдину, а затем на шлюпке добрались до берега. Погибло 11 моряков и полярников.
Подводная лодка U-255 затоплена союзниками в мае 1945 г. по договору об уничтожении фашистского флота.
25 августа спасательное судно Беломорской военной флотилии б/п “Шквал”, принадлежавший до войны СГМП, следуя из Обской губы в Архангельск, проливе Югорский Шар, подорвался на донной мине, поставленной подводной лодкой U-625. Погибло 46 моряков и капитан, старший лейтенант В. С. Тимофеев. Спаслось всего 5 моряков.
Лодка U-625 уничтожена в марте 1944 г. английской авиацией. Погиб весь экипаж.
27-28 августа 1943 г. п/х “Диксон” (2920 брт.) СГМП, следуя в Карском море под эскортом СКР-75 и ТЩ-60 из Диксона в море Лаптевых, подвергся нападению 27 августа подводной лодкой U-354, но … - безрезультатно. 28 августа судно торпедировала подлодка U-302. Транспорт затонул через 12 минут. Удалось спасти весь экипаж.
Подлодка U-302 потоплена в апреле 1944 г. английским фрегатом, а лодка U-354 уничтожена в августе 1944 г. при нападении на конвой JW-59 авиацией с английского авианосца “Windex”.
6 сентября 1943 г. п/х “Тбилиси” (7169 брт.) ДВГМП шел из Дудинки на Диксон с грузом угля. В устье Енисея, у острова Крестовский, подорвался на донных минах, поставленных подводной лодкой U-636. Экипаж спасся, за исключением двух человек. Среди погибших оказалась уборщица Екатерина Бушуева, уже дважды тонувшая в 1942 г. на пароходах “Родина” и “Сталинград”[7].
Подлодка U-636 уничтожена со всем экипажем в апреле 1945 г. у берегов Северной Ирландии английской авиацией.
30 сентября 1943 г. из моря Лаптевых на Диксон двигался караван ВА-18 с импортными грузами из США в составе 4-х транспортов: пароходов “Моссовет”, “Архангельск”, “С. Киров” и теплохода “А. Андреев” под охраной всего двух тральщиков и минного заградителя “Мурман”. Небольшой караван подвергся массированной атаке подводных лодок противника. 30 сентября торпедирован подлодкой U-960 п/х “Архангельск” (2480 брт.) СГМП. Пароход затонул в течение 5 минут. Тральщик ТЩ-31 спас 27 человек. Погибло 15 моряков.
На следующий день, 1 октября подлодкой U-703 торпедирован и затонул п/х “С. Киров” (4146 брт.) ДВГМП в Карском море, у островов Известий ЦИК. Тральщик ТЩ-63 снял команду, погиб всего 1 человек.
Из Диксона, навстречу каравану, направили еще 2 корабля охранения тральщики ТЩ-40 и ТЩ-42 (все бывшие рыболовные траулеры). При попытке спасти п/х “Моссовет” от движущейся торпеды, выпущенной U-960, погиб ТЩ-42.
Лодка U-703 в 1942 г. потопила два транспорта из состава конвоя PQ-17. В сентябре 1944 г. U-703 пропала без вести в Арктике со всем экипажем. Возмездие настигло U-960 в мае 1944 г. у берегов Алжира, где её потопили союзники. Из всего экипажа погибли 31 человек, 20 человек сдалось в плен.
Активно противодействовали подводные лодки судоходству и в навигацию 1944 года.
Самым трагическим явилось потопление п/х “Марина Раскова” в Карском море в августе 1944 г. П/х “Марина Раскова”, бывший американский пароход “Jronclade”, пришедший в Архангельск в конвое PQ-17, но … никак мог вернуться обратно, в США. В сентябре 1942 г., в конвое QP-14, сел на мель на Северодвинском рейде и вернулся в Архангельск, с пробоиной. В ноябре 1942 г. еще одна попытка вернуться в конвое QP-15,
и… снова сел на мель, пробив днище.
После ремонта был передан СГМП в 1943 г. под названием “Марина Раскова” (9083 брт.) В августе 1944 г. под охраной трех новейших тральщиков, полученных из США, Т-114, Т-116 и Т-118 вышел из Архангельска в Арктику, имея на борту 354 пассажира, среди них 116 женщин и 24 ребенка. 12 августа караван атаковала подводная лодка U-365, впервые вооруженной самонаводящимися акустическими бесшумными и бесследными торпедами. Подлодка потопила п/х “Марина Раскова” и 2 корабля охранения, Т-118 и Т-114, которые ошибочно считали, что суда попали на минное поле. Причем, тральщик Т-114 был потоплен, когда на его борту находилось свыше 200 человек, спасенных с “МариныРасковой”, в основном женщин и детей. Тральщик Т-116 с 186 спасенными ушел в Хабарово. Более двух недель корабли и авиация продолжали поиски разбросанных штормом спасательных средств, на которых находилось еще более 150 человек. Спасти удалось всего еще 73 человека. Погибло 289 пассажиров и 171 членов экипажей “Марины Расковой” и кораблей охранения [8].
Подлодка U-365 потоплена в декабре 1944 г. у острова Ян-Майен при попытке нападения на конвой RA-62. Лодку потопили английские летчики с авианосца “Campania”, погиб весь экипаж.
28 августа 1944 г. подводная лодка U-957 артиллерийским огнем потопила ГИСУ “Норд” в Карском море, у острова Белуха. Погибло 18 человек, в том числе и капитан В. В. Павлов. 2 моряка попали в плен.
Через месяц, 23 сентября в Карском море эта же лодка потопила сторожевой корабль “Бриллиант”, шедший в охране конвоя ВД-1. Корабль затонул через 2 минуты со всем экипажем.
Лодка U-957 прибыла на базу в Тронхейм с большими повреждениями и была выведена из состава флота.
3 декабря 1944 г. небольшой п/х “Революция” (433 брт.) СГМП был торпедирован подводной лодкой U-1163 в Баренцевом море, у Мурманского берега. Судно шло из Мурманска в Архангельск в составе конвоя КБ-35. Погибли 22 человека, в том числе капитан А. Г. Мочалов и один пассажир.
5 декабря 1944 г. п/х “Пролетарий” (1123 брт.) МГМП шел из освобожденной Печенги в Кольский залив в конвое ПК-20. В Баренцевом море, у полуострова Рыбачий, торпедирован подлодкой U-995. Из экипажа погибли 31 человек, в том числе и капитан П. Г. Ижмяков, спаслись - 21 человек. На боевом счету этой лодки тральщик Т-883, затопленный совсем экипажем в декабре 1944 г. и большой охотник БО-224, потопленный в марте 1945 г.
Сама лодка, впоследствии, была повреждена при налете союзной авиации на Тронхейм.
Последняя жертва 1944 г. п/х “Тбилиси” (7176 брт.). Это судно типа “Либерти”, передано СГМП в июне 1944 г. и названо в честь погибшего п/х “Тбилиси” ДВМП. 30 декабря 1944 г., при следовании с военным грузом из Кольского залива в Петсамо (Печенгу), в Варангер-фиорде атаковано подводной лодкой U-956. От взрыва торпеды пароход разломился на две части, носовая затонула, а кормовая осталась на плаву. Спасательная операция проходила ночью в штормовом море. Из всего экипажа погибло 14 моряков, в том числе капитан В. К. Субботин, капитан парохода “Тбилиси”, погибшего в 1943 г., и 43 пассажира.
В 1959 г. к кормовой части “Тбилиси”, в Архангельске, на заводе “Красная Кузница”, приделали носовую часть от тяжелого поврежденного однотипного парохода. В строй вошел третий “Тбилиси”.
Подлодке U-956 в январе 1945 г. в районе острова Большой Олений, в Баренцевом море, удалось потопить советский эсминец “Деятельный”, шедший в охранении конвоя КБ-1.
Последней жертвой подводной войны на севере, буквально за две недели до окончания войны, стал п/х “Онега” (1603 брт.) СГМП, погибший в Баренцевом море, у восточного берега полуострова Рыбачий. Следуя в конвое ПК-9 (Печенга-Кольский) 22 апреля 1945 г. судно, торпедированное подводной лодкой U-997, затонуло в течение 6 минут. Удалось спасти 37 человек, погибло 5 человек. Перед этим в декабре 1944 г. лодка потопила в районе острова Кильдин большой охотник БО-229, полученный из США, который атаковал её.
По подсчетам автора, 26 транспортных и вспомогательных судов на севере потопила 21 подводная лодка, из них две (U-302 и U-354) потопили п/х “Диксон”. 15 лодок потопили по одному судну, две лодки - по два судна и две (U-255 и U-601) - по 3 судна.
Из 21 лодки, потопивших транспорты, 15 уничтожены в годы войны, две повреждены и вышли из строя.
Таким образом, подводные лодки представляли основную опасность для торгового судоходства в годы войны. От авиации противника вооруженные торговые суда имели возможность отбиваться, а в ряде случаев даже сбивать вражеские самолеты. От торпед подводных лодок спастись было можно только умелым маневрированием, если на это ещё оставалось время. На севере известен только один случай, когда п/х “Ванцетти”, в январе 1943 г., избежал торпедирования и огнем орудий сумел повредить лодку U-553, которая по немецким источникам считалась пропавшей без вести.
Примечания: 1. Советская военная энциклопедия. М., 1978. Т. 6. С. 377, 378.
2. Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг. М., 1997. С. 31, 80; Апрелев С. В. Действие подводных лодок Северного флота по обеспечению арктических союзных конвоев // Война в Арктике. Архангельск, 2001. С.171; Щедролосев В. В. Морская война в Арктике 1941-1945 гг. // Война в Арктике. Архангельск, 2001. С. 319, 321, 333.
3. Подсчитано: Арктические союзные конвои 1941-1945 гг. СПб, 2000.
С. 135-139.
4. Суда Министерства Морского флота (ММФ), погибшие в Великой Отечественной войне. Справочник. М., 1989. С. 13. Далее все сведения о потопленных судах даны по этому источнику. С. 14-22.
Брутто регистровых тонн (брт.) – единица измерения полной вместимости судна, равная 100 куб. фунтам или 2,83м3 и применяемая для расчета объема судовых помещений с целью взимания с судов портовых сборов.
5. Щедролосев В. В. Указ соч. С. 345-351. Далее все сведения о подводных лодках противника даны по этому источнику.
6. Красавцев Л. Б. Морской транспорт европейского Севера России (1918-1985). Проблемы развития и модернизации. Архангельск, 2003. С. 122.
7. Сомкин А. Г. Мы помним вас… Архангельск, 1995. С. 186.
8. Сомкин А. Г. Указ. соч. С. 134-148.
Источник: "Защитники Отечества", Архангельский областной краеведческий музей, 2005
|
Немає коментарів:
Дописати коментар