Многоцелевые АПЛ типа Sea Wolf
Многоцелевые атомные подводные лодки типа Seawolf считаются самым дорогостоящим проектом в истории мирового подводного кораблестроения. Их разработка была начата в США в конце 1970-х годов, в самый разгар "холодной войны". Лодки этого типа предназначались для противоборства с новыми малошумными советскими лодками, в том числе и в сложных условиях арктических морей.Закладка головной лодки SSN21 Seawolf состоялась в октябре 1989 г. на верфи Electric Boat фирмы General Dynamics. Всего планировалось построить 29 подводных лодок этого типа, каждая из которых оценивалась примерно в 2 млрд долларов. Конгресс США в принципе одобрил ассигнования на постройку серии ПЛА типа Seawolf, однако в связи с развалом СССР и окончанием "холодной войны" было принято решение сэкономить и ограничиться постройкой лишь трех лодок этого типа.Многочисленные исследования, в ходе которых был выполнен огромный объем опытно-конструкторских работ, привели к созданию атомной подводной лодки с чрезвычайно низкими показателями шумности даже при движении со скоростью хода до 20 узлов.От построенных ранее ПЛА типа Los Angeles подводные лодки типа Seawolf отличаются прежде всего следующими качествами:повышенной скрытностью по всем основным физическим полям, в первую очередь акустической;увеличенными скоростями полного, поискового и малошумного подводного хода;совершенными средствами обнаружения целей, в том числе малошумных ПЛ в сложных гидрологических условиях;большим числом и калибра ТА, а также увеличенным боезапасом торпед и КР;наличием в составе вооружения специальных подводных аппаратов для преодоления минных заграждений, разведки, а также средств скрытной доставки и высадки десантников на подводных средствах движения.В значительной степени это улучшение характеристик подводной лодки было достигнуто благодаря совершенной гидродинамической форме ее корпуса.Соотношение длины корпуса к ширине доведено до 8, в то время как у лодок типа Los Angeles оно составляет 10, а диаметр корпуса принят таким же, как у ПЛАРБ типа Ohio. Это позволило улучшить внутреннюю компоновку вооружения, механизмов и оборудования, внедрить на многоцелевой ПЛА в большем объеме средства и мероприятия по акустической и противоударной защите, разместить ЯЭУ увеличенной мощности и с меньшей виброактивностью.Корпус лодки изготовлен из высокопрочной стали. По длине он разделен двумя поперечными водонепроницаемыми переборками на три части (зоны). Носовая часть корпуса по высоте разделена стальными палубами. Здесь размещены ракетно-торпедное вооружение, посты управления кораблем, оружием и его техническими средствами, жилые и санитарно-бытовые помещения экипажа.Как и у многих других ПЛА, среднюю часть корпуса занимает реакторный отсек, а в кормовой части размещены паротурбинная установка, вспомогательные механизмы ЯЭУ и электрооборудование.Над носовой частью корпуса находится рубка, выполняющая в основном функции ограждения подъемно-мачтовых устройств. По примеру ПЛА типа Improved Los Angeles характерные для многих американских подводных лодок рубочные рули перенесены в район носовой оконечности. С учетом планируемого использования ПЛА типа Seawolf в Арктических районах рубка обладает повышенной прочностью.Основу энергетической установки подводной лодки составляет вновь разработанный фирмой Westinghouse Electric Corp. водо-водяной ядерный реактор S6W с естественной циркуляцией теплоносителя на малошумных ходах и с уменьшенным количеством компонентов, что позволило снизить шумность лодки и увеличить срок ее службы до 30 лет.Новинкой является и используемый на лодке движитель насосного типа - pump jet, отличающийся пониженным по сравнению с гребным винтом уровнем шумоизлучения.Здесь следует отметить, что вопросом снижения шума при разработке лодки было уделено исключительно большое внимание. В ее конструкции реализованы многочисленные пассивные и активные средства акустической защиты, использованы специальные наружные и внутренние покрытия. Например, разработанная для лодки система активного обесшумливания излучает искусственные сигналы, компенсирующие собственное акустическое поле лодки, а также сигналы, имитирующие естественный шумовой фон океана. Более того, для ограничения шумоизлучения в процессе эксплуатации лодки на ней оборудован пост наблюдения, контроля и управления шумностью, отслеживающий источники шума ПЛ, управляющий обнаружением и подавлением так называемых добавочных шумов, превышающих установленные нормы. Операторы поста управляют параметрами шумового (акустического) портрета ПЛ в целях дезинформации противника. Информация для системы наблюдения, контроля и управления шумностью поступает от 600 датчиков, установленных на ПЛ.Благодаря принятым мерам, при скорости хода 15 узлов уровень шумности ПЛА Seawolf меньше, чем у ПЛА Los Angeles, стоящей у причала!Вооружение ПЛА типа Seawolf существенно усилено по сравнению с лодками типа Los Angeles. На них установлены 8 торпедных аппаратов увеличенного до 660 мм калибра. Стрельба из этих аппаратов может вестись как усовершенствованными торпедами Mk 48 ADCAP, так и крылатыми ракетами Tomahawk последних модификаций, предназначенных для поражения наземных объектов (модификации TLAM-N, TLAM-C Block III) и кораблей и судов противника (модификация TASM). Взамен торпед и крылатых ракет лодка может принять на борт до 100 мин, постановка которых осуществляется также через торпедные аппараты. Заряжание торпед и крылатых ракет в торпедные аппараты выполняется при помощи гидравлических систем. Весь процесс от заряжания торпедных аппаратов до предстартовой подготовки и стрельбы, а также послестрельбовые операции обеспечиваются с помощью АСУ боекомплектом и оружием Mk 2 FCS. Все операции отображаются на специальном стационарном и переносном дисплеях.АСУ Mk2 FCS и многие другие электронные системы контроля и управления интегрированы в автоматизированную систему боевого управления AN/BSY-2, одним из важнейших компонентов которой является гидроакустический комплекс AN/BQQ-5D. Освещение воздушной обстановки осуществляется с помощью РЛС BPS-16.По мнению американских специалистов, в целом ПЛА типа Seawolf обладают примерно в 2,8 раза большей эффективностью, чем ПЛА типа Improved Los Angeles. В качестве недостатка указывается отсутствие установки вертикального пуска крылатых ракет Tomahawk, вследствие чего с этих лодок может быть произведен лишь 6-8-ракетный залп (6 ракет - в случае, если в двух торпедных аппаратах находится оружие, необходимое для самообороны лодки). Как указывалось выше, чрезмерно высокой является и стоимость постройки лодки. Причем если стоимость первых двух лодок оценивалась в 2,0-2,5 млрд долларов, то введенная в строй в 2004 году по измененному проекту ПЛА SSN-23 Jimmy Carter обошлась американским налогоплательщикам в 3,5 млрд долларов. На лодке установлено оборудование, предназначенное для выполнения специальных задач, таких как поиск предметов на грунте, подводно-технические работы, исследования в интересах ВМС США.Впрочем, некоторые специальные задачи могут выполнять и другие подводные лодки типа Seawolf. Для этого они могут принять на борт необитаемый подводный аппарат UUVs, съемный палубный контейнер для десантно-высадочных средств DDS, подводные средства движения десантников- легководолазов ASDS и шлюзовую камеру на 9 легководолазов.Источники:
В. Шунков,
Справочник "Подводные лодки"
Немає коментарів:
Дописати коментар