понеділок, січня 17, 2011

Самые дорогие подводные лодки в мире.

Многоцелевые АПЛ типа Sea Wolf

SSN 21 (схема)
Многоцелевые атомные подводные лодки типа Seawolf считаются самым дорогостоящим проектом в истории мирового подводного кораблестроения. Их разработка была начата в США в конце 1970-х годов, в самый разгар "холодной войны". Лодки этого типа предназначались для противоборства с новыми малошумными советскими лодками, в том числе и в сложных условиях арктических морей.
Закладка головной лодки SSN21 Seawolf состоялась в октябре 1989 г. на верфи Electric Boat фирмы General Dynamics. Всего планировалось построить 29 подводных лодок этого типа, каждая из которых оценивалась примерно в 2 млрд долларов. Конгресс США в принципе одобрил ассигнования на постройку серии ПЛА типа Seawolf, однако в связи с развалом СССР и окончанием "холодной войны" было принято решение сэкономить и ограничиться постройкой лишь трех лодок этого типа.
Многочисленные исследования, в ходе которых был выполнен огромный объем опытно-конструкторских работ, привели к созданию атомной подводной лодки с чрезвычайно низкими показателями шумности даже при движении со скоростью хода до 20 узлов.
От построенных ранее ПЛА типа Los Angeles подводные лодки типа Seawolf отличаются прежде всего следующими качествами:
повышенной скрытностью по всем основным физическим полям, в первую очередь акустической;
увеличенными скоростями полного, поискового и малошумного подводного хода;
совершенными средствами обнаружения целей, в том числе малошумных ПЛ в сложных гидрологических условиях;
большим числом и калибра ТА, а также увеличенным боезапасом торпед и КР;
наличием в составе вооружения специальных подводных аппаратов для преодоления минных заграждений, разведки, а также средств скрытной доставки и высадки десантников на подводных средствах движения.
В значительной степени это улучшение характеристик подводной лодки было достигнуто благодаря совершенной гидродинамической форме ее корпуса.
Соотношение длины корпуса к ширине доведено до 8, в то время как у лодок типа Los Angeles оно составляет 10, а диаметр корпуса принят таким же, как у ПЛАРБ типа Ohio. Это позволило улучшить внутреннюю компоновку вооружения, механизмов и оборудования, внедрить на многоцелевой ПЛА в большем объеме средства и мероприятия по акустической и противоударной защите, разместить ЯЭУ увеличенной мощности и с меньшей виброактивностью.
Корпус лодки изготовлен из высокопрочной стали. По длине он разделен двумя поперечными водонепроницаемыми переборками на три части (зоны). Носовая часть корпуса по высоте разделена стальными палубами. Здесь размещены ракетно-торпедное вооружение, посты управления кораблем, оружием и его техническими средствами, жилые и санитарно-бытовые помещения экипажа.
Как и у многих других ПЛА, среднюю часть корпуса занимает реакторный отсек, а в кормовой части размещены паротурбинная установка, вспомогательные механизмы ЯЭУ и электрооборудование.
Над носовой частью корпуса находится рубка, выполняющая в основном функции ограждения подъемно-мачтовых устройств. По примеру ПЛА типа Improved Los Angeles характерные для многих американских подводных лодок рубочные рули перенесены в район носовой оконечности. С учетом планируемого использования ПЛА типа Seawolf в Арктических районах рубка обладает повышенной прочностью.
Основу энергетической установки подводной лодки составляет вновь разработанный фирмой Westinghouse Electric Corp. водо-водяной ядерный реактор S6W с естественной циркуляцией теплоносителя на малошумных ходах и с уменьшенным количеством компонентов, что позволило снизить шумность лодки и увеличить срок ее службы до 30 лет.
Новинкой является и используемый на лодке движитель насосного типа - pump jet, отличающийся пониженным по сравнению с гребным винтом уровнем шумоизлучения.
Здесь следует отметить, что вопросом снижения шума при разработке лодки было уделено исключительно большое внимание. В ее конструкции реализованы многочисленные пассивные и активные средства акустической защиты, использованы специальные наружные и внутренние покрытия. Например, разработанная для лодки система активного обесшумливания излучает искусственные сигналы, компенсирующие собственное акустическое поле лодки, а также сигналы, имитирующие естественный шумовой фон океана. Более того, для ограничения шумоизлучения в процессе эксплуатации лодки на ней оборудован пост наблюдения, контроля и управления шумностью, отслеживающий источники шума ПЛ, управляющий обнаружением и подавлением так называемых добавочных шумов, превышающих установленные нормы. Операторы поста управляют параметрами шумового (акустического) портрета ПЛ в целях дезинформации противника. Информация для системы наблюдения, контроля и управления шумностью поступает от 600 датчиков, установленных на ПЛ.
Благодаря принятым мерам, при скорости хода 15 узлов уровень шумности ПЛА Seawolf меньше, чем у ПЛА Los Angeles, стоящей у причала!
Вооружение ПЛА типа Seawolf существенно усилено по сравнению с лодками типа Los Angeles. На них установлены 8 торпедных аппаратов увеличенного до 660 мм калибра. Стрельба из этих аппаратов может вестись как усовершенствованными торпедами Mk 48 ADCAP, так и крылатыми ракетами Tomahawk последних модификаций, предназначенных для поражения наземных объектов (модификации TLAM-N, TLAM-C Block III) и кораблей и судов противника (модификация TASM). Взамен торпед и крылатых ракет лодка может принять на борт до 100 мин, постановка которых осуществляется также через торпедные аппараты. Заряжание торпед и крылатых ракет в торпедные аппараты выполняется при помощи гидравлических систем. Весь процесс от заряжания торпедных аппаратов до предстартовой подготовки и стрельбы, а также послестрельбовые операции обеспечиваются с помощью АСУ боекомплектом и оружием Mk 2 FCS. Все операции отображаются на специальном стационарном и переносном дисплеях.
АСУ Mk2 FCS и многие другие электронные системы контроля и управления интегрированы в автоматизированную систему боевого управления AN/BSY-2, одним из важнейших компонентов которой является гидроакустический комплекс AN/BQQ-5D. Освещение воздушной обстановки осуществляется с помощью РЛС BPS-16.
По мнению американских специалистов, в целом ПЛА типа Seawolf обладают примерно в 2,8 раза большей эффективностью, чем ПЛА типа Improved Los Angeles. В качестве недостатка указывается отсутствие установки вертикального пуска крылатых ракет Tomahawk, вследствие чего с этих лодок может быть произведен лишь 6-8-ракетный залп (6 ракет - в случае, если в двух торпедных аппаратах находится оружие, необходимое для самообороны лодки). Как указывалось выше, чрезмерно высокой является и стоимость постройки лодки. Причем если стоимость первых двух лодок оценивалась в 2,0-2,5 млрд долларов, то введенная в строй в 2004 году по измененному проекту ПЛА SSN-23 Jimmy Carter обошлась американским налогоплательщикам в 3,5 млрд долларов. На лодке установлено оборудование, предназначенное для выполнения специальных задач, таких как поиск предметов на грунте, подводно-технические работы, исследования в интересах ВМС США.
Впрочем, некоторые специальные задачи могут выполнять и другие подводные лодки типа Seawolf. Для этого они могут принять на борт необитаемый подводный аппарат UUVs, съемный палубный контейнер для десантно-высадочных средств DDS, подводные средства движения десантников- легководолазов ASDS и шлюзовую камеру на 9 легководолазов.
Источники:
В. Шунков,
Справочник "Подводные лодки"

Немає коментарів: