Гиганты долго не живут...
К середине 1970-х гг. в СССР был создан надежный ракетно-ядерный щит, а установившийся паритет подтверждался не только военными экспертами, но и высшим руководством США. В 1970 г. президент США Р. Никсон в традиционном послании Конгрессу отмечал, что американским военным стратегам приходится считаться с тем фактом, что атомные стратегические силы СССР по многим параметрам приближаются к американским, а по некоторым превосходят их.
К середине 1970-х гг. в СССР был создан надежный ракетно-ядерный щит, а установившийся паритет подтверждался не только военными экспертами, но и высшим руководством США. В 1970 г. президент США Р. Никсон в традиционном послании Конгрессу отмечал, что американским военным стратегам приходится считаться с тем фактом, что атомные стратегические силы СССР по многим параметрам приближаются к американским, а по некоторым превосходят их.
В результате успехов СССР в работе над проектом Delta в середине 1970-х гг. США вынуждены были предпринять очередное усилие для того, чтобы вырваться вперед. Они оснащают свой новейший атомный ракетоносец Ohio баллистическими ракетами Trident, каждая из которых имела 10 самонаводящихся ядерных боеголовок высокой точности попадания. Дальность полета этих ракет достигла 11000 км, точность попадания — 100 м. И таких ракет на Ohio было 24 единицы.
Ответной мерой со стороны СССР стало создание ракетного подводного крейсера третьего поколения проекта 941, известного в классификации НАТО как Typhoon (шифр «Акула»), являющегося в некоторой мере подводным аналогом построенного позже — в 1980 г. — атомного надводного ракетного крейсера «Киров». Оснащен он был морскими баллистическими твердотопливными ракетами Р-39 с 10 ядерными боеголовками и дальностью полета, по разным источникам, от 8300 до 10000 км, по боевым характеристикам близкими ракетам Trident. Но ракета оказалась в три раза тяжелее американской и больших размеров: высота примерно 16м, диаметр — 2.5 м, а вес — 90 т. Погрузка этих ракет производилась сверхмощным краном, который сам по себе являлся уникальным техническим сооружением, а их подвоз к местам погрузки на АПЛ мог производиться только по железной дороге.
Проектировали самый большой в мире атомный подводный крейсер «Тайфун» все в том же ЦКБ «Рубин» под руководством С.Н. Ковалева. Для реализации проекта создавались новые материалы, строились и реконструировались промышленные предприятия. В Северодвинске — на Севмаше — был построен специальный гигантский крытый цех-эллинг. Советский Союз продолжал растрачивать силы и нефтедоллары на ядерную гонку.
У богатых — свои игрушки. У бедных — свои...
Реконструкция морской базы на Северном флоте в Западной Лице, бухта Нерпичья, началась сразу после закладки первого «Тайфуна» — в 1977 г. К 1981 г. были построены специальные причалы и пирсы. Московское конструкторское бюро транспортного машиностроения создало уникальный комплекс погрузки ракет, включавший кран грузоподъемностью 125 т. который, однако, не был введен в строй. На Тихоокеанском флоте никаких приготовлений к использованию «Тайфунов» не проводилось.
Первый подводный баллистический ракетоносец класса «Тайфун» ТК-208 был спущен на воду в 1981 г. До настоящего времени в мировом подводном судостроении ему нет аналогов (и, скорее всего, уже не будет). Его длина составляет 173 м, подводное водоизмещение в 2.5 раза больше, чем у самой большой американской АПЛ класса Ohio. Уникальность конструкции этого подводного корабля заключается в том, что он представляет собой катамаран, состоящий из двух прочных корпусов, помещенных в общий легкий корпус. Поскольку такое нетрадиционное решение значительно увеличило водоизмещение АПЛ, на флоте их называют водовозами.
Кроме ряда недостатков (очень высокая стоимость создания и эксплуатации, громоздкость, ограничивающая регионы применения), у нового атомохода были и достоинства. Поскольку его ракетные шахты вынесены из прочного корпуса и располагаются в межкорпусном пространстве, опасность взрывов и пожаров на борту была сведена к минимуму. Разнесение реакторов ЯЭУ по разным прочным корпусам повышало живучесть корабля.
В отличие от АПЛ второго поколения, ракетно-пусковой комплекс стратегического назначения (РПКСН) проекта 941 имеет более экономичную и безопасную ядерную энергетическую установку, меньшую шумность и, как считают военные моряки, чрезмерно напичкан электроникой. Системы спутниковой навигации и космической связи, опреснители морской воды и установки для получения из нее кислорода позволяют кораблю практически неограниченное время находиться в подводном положении. Кроме того, в этой АПЛ немало сделано для комфорта членов экипажа: в его корпусах нашлось место для спортивного зала, сауны, плавательного бассейна и зимнего сада. Экипаж состоит из 163 человек. Офицеры размещаются в каютах на 2-4 человека, матросы живут в кубриках на несколько человек.
С 1981 по 1989 г. с верфей Северодвинска сошло б РПКСН этого проекта. Седьмой корпус ТК-210 был разобран на стапеле — затраты на его достройку и оснащение оказались для распадающегося СССР непосильными. На сегодняшний день в составе Северного флота осталось три подобных гиганта.
Строительство АПЛ проекта 941 не было поддержано береговым и ремонтно-техническим обеспечением. По причине невероятных размеров, проблемой для атомоходов проекта 941 являлось все — погрузка боекомплекта, выход на боевое дежурство, ремонт, техническое обслуживание и т.д. Этим кораблям оставалось только стоять на базе в ожидании начала атомной войны, чтобы постараться успеть произвести пуск всех своих ракет прежде, чем сами получат ответный ядерный удар со стороны потенциального противника.
Военные стратеги в своих расчетах предполагали, что новый атомоход будет использоваться в арктическом регионе, совершая длительные подледные плавания и производя пуски ракет по потенциальному противнику как из подводного положения, так и из надводного — пробивая лед специально усиленным ограждением рубки. При этом они исходили из того, что США не располагают средствами обнаружения АПЛ подо льдом. В 1986 г. было выполнено боевое патрулирование АПЛ ТК-12 подо льдом Белого моря. Для замены экипажа на АПЛ пришлось применять ледокол.
Вместо того, чтобы разрабатывать системы поиска советских АПЛ подо льдом Арктики, военные стратеги США занялись совершенствованием систем обнаружения баллистических ракет в полете. Поскольку лететь ракета должна на многие тысячи километров по баллистической орбите — через ближний космос, обнаружить ее оказалось делом не столь сложным. После обнаружения ракету можно или уничтожить, или сбить с курса. Поскольку помехозащищенность советских ракет остается невысокой, оказалось возможным «ослеплять» их датчики или наводить ракеты на ложные цели. В начале 1980-х гг., в связи с этими работами в США, советская пропаганда стала использовать термин «звездные войны». В США эта программа называлась Стратегической оборонной инициативой (СОИ). Гонка ядерных вооружений СССР и США входила в завершающую стадию, так как средств на продолжение гонки вооружений советская сторона уже не имела и могла использовать только пропагандистские приемы.
Хотя есть сообщения относительно возможной модернизации оставшихся в составе ВМФ трех «Тайфунов» с заменой их ракетных комплексов на новые — это крайне маловероятно. Даже если это произойдет, срок службы АПЛ может быть продлен лишь до 2010 г. Учитывая более чем десятилетний период модернизации АПЛ ТК-208 (с 1990 по 2002 г.), такое решение едва ли приведет к увеличению обороноспособности России в условиях новых угроз XXI века.
От моряков-подводников высокого ранга приходится слышать мнение, что создание этих атомоходов и ракет для них стало одной из последних — наиболее дорогостоящей ошибкой советского руководства времен краткосрочного повышения цен на нефть. После этого цена на нефть стремительно снизилась, СССР распался, а у России не оказалось ни материальных возможностей, ни моральных сил для поддержания своего сверхдержавного статуса. Так что время «Тайфунов» прошло...
Проекты 945 и 945А
От «Барракуды» до «Кондора»
Продолжавшееся в 1970-х гг. расширение боевых и оборонительных возможностей ВМС США (в первую очередь — создание системы SOSUS) заставляло советских стратегов искать новые способы поддержания паритета в вооружениях и средствах их доставки,составляющих основу советской ядерной триады.
В 1973 г. в рамках комплексной программы «Аргус» была разработана концепция противолодочной обороны СССР. Ее сущность заключалась в организации системы сбора и обработки гидроакустической и космической оперативной разведывательной информации о движении кораблей и подводных лодок потенциального противника с их последующим уничтожением. В связи с этими планами в марте 1972 г. было выдано тактико-техническое задание на разработку большой многоцелевой титановой АПЛ. Поскольку производственные мощности на трех прибрежных судостроительных заводах были заняты работой над другими проектами, АПЛ было решено строить в г. Горьком на заводе «Красное Сормово», а затем достраивать в Северодвинске. Это обстоятельство накладывало определенные ограничения на водоизмещение атомоходов, поскольку их предполагалось проводить по внутренним рекам и каналам России.
Новый проект АПЛ получил номер 945, производственный шифр «Барракуда», а в классификации НАТО он назывался Sierra. Основным назначением «Барракуд» было слежение за ракетными АПЛ и авианосными ударными группами потенциального противника с целью их гарантированного уничтожения в случае начала боевых действий.
Применение титана при строительстве нового подводного корабля с одной стороны существенно (примерно на 25%) снижало его водоизмещение; с другой — вело к резкому удорожанию самой АПЛ. Правда, расходы в связи со строительством атомных субмарин были и так очень велики — в первую очередь за счет разработки и создания новых типов вооружений и средств управления ими. Повышение боевого потенциала достигалось за счет усиления ракетно-торпедного и торпедного вооружения, совершенствования систем обнаружения кораблей противника, целеуказания, связи, навигации, применения новых информационно-управляющих комплексов и улучшения основных тактико-технических элементов: скорости, глубины погружения, маневренности, скрытности, живучести и т.д. Кроме всего прочего, новая АПЛ была оборудована всплывающей спасательной камерой, способной вместить весь экипаж, состоявший из 31 офицера и 28 мичманов. ЯЭУ АПЛ имела один реактор ОК-651 мощностью 180 МВт и ППУ, обеспечивающую мощность на валу 43000 л.с.
В рамках этого проекта были построены два атомохода: К-239 «Карп» (с 1996 г. — «Тула») вступил в строй в сентябре 1984 г. и К-276 «Краб» (с 1996 г. — «Кострома») — в октябре 1987г. Комплекс ракетно-торпедного вооружения этих АПЛ позволял производить стрельбу на любой глубине погружения — вплоть до предельной.
Дальнейшее строительство АПЛ было продолжено по измененному проекту 954А (производственный шифр «Кондор», по классификации НАТО — Sierra-2). Разумеется, отличие заключалось в изменении вооружения — было увеличено до шести число 533-миллиметровых торпедных аппаратов, АПЛ была также вооружена крылатыми ракетами «Гранит». В рамках проекта 945А тоже были построены два атомохода — К-534 «Зубатка» (с 1995 г. — «Н. Новгород») вступил в строй в декабре 1990 г. и К-336 «Окунь» (с 1995 г. — «Псков») — в 1993 г.
Немного о «Гранитах»
23 июня 1968 г. на верфи Newport News Shipbuilding был заложен первый американский атомный ударный авианосец нового поколения — CVN 68 Nemetc, положивший начало большой серии кораблей этого класса, строительство которых продолжается и в наши дни. По сравнению со своими предшественниками авианосцы этой серии имеют более высокую боевую живучесть и ударную мощь. Применявшаяся на них палубная авиация и иные технические новшества расширяли рубеж противовоздушной и противоракетной обороны авиационного соединения ВМС США до 500 км. Таким образом увеличились возможности Америки в борьбе с советскими АПЛ.
Возможности советских атомных подводных ракетных крейсеров проекта 675 в борьбе с авианосными соединениями потенциального противника даже после модернизации выглядели недостаточными для гарантированного уничтожения его группировок. Это потребовало создания нового, более мощного и дальнобойного ракетного комплекса с подводным стартом, который мог бы наносить удары из-под воды, находясь на достаточно большом удалении.
Создание нового ракетного комплекса подразумевало также разработку новой ракеты-носителя. Причем от этого комплекса требовалось ведение залповой стрельбы одновременно 20-24 ракетами из подводного положения. Согласно расчетам советских стратегов, именно такая плотность стрельбы позволяла пробить противоракетную оборону потенциального противника.
Кроме того, согласно требованиям заказчика, новый ракетоносец должен обпадать лучшей, по сравнению с предшественниками, скрытностью, большей скоростью и глубиной погружения. Только такие возможности обеспечивали ему преодоление противолодочной обороны американцев и последующий уход от преследования.
Разработка облика будущего подводного ракетоносца третьего поколения началась в 1967 г., а в 1969 г. Военно-Морской флот, бывший заказчиком, выдал официальное тактико-техническое задание на создание тяжелого атомного подводного ракетного крейсера (АПРК). Работы над новым АПРК проекта 949 (шифр «Гранит», Oscar — по классификации НАТО) велись в том же Ленинградском конструкторском бюро «Рубин», где разрабатывались многие советские АПЛ. Всего предполагалось построить 20 АПЛ этого проекта.
По установившейся в СССР традиции, продолжавшейся с самых первых АПЛ, субмарины проектировались после того, как был определен облик будущих ракетных и торпедных комплексов, которые на них предполагалось устанавливать. То есть лидерами оказывались ракетостроители, а судостроители уже приспосабливались к их требованиям и возможностям. Именно с этим связана довольно странная форма многих советских АПЛ — под их корпусом приходилось прятать огромные и громоздкие ракетные комплексы. Не обошло это и АПРК проекта 949.
Одновременно с новым АПРК для него проектировался новый ракетный комплекс (тоже имевший название «Гранит»). К этому ракетному комплексу предъявлялись чрезвычайно высокие требования: дальность стрельбы до 500 км, скорость полета ракеты до 2500 км/ч. От предыдущих поколений ракетных комплексов «Гранит», разработанных для применения на АПЛ, новый отличался тем, что устанавливался как на подводные, так и на надводные корабли, а также мог стрелять ракетами как из-под воды, так и из надводного положения. Испытания нового ракетного комплекса закончились в августе 1983 г.
«Города» третьего поколения
Первый АПРК проекта 949, имевший тактический номер К-525 и названный «Архангельском», вошел в состав Северного флота на три года раньше — в 1980 г. В рамках проекта 949 построили еще один атомоход «Мурманск», после чего произвели усовершенствования и подводные корабли начали выпускаться по проекту 949А (шифр «Антей», Oscar-2). Усовершенствования заключались в появлении дополнительного отсека, позволившего улучшить внутреннюю компоновку средств вооружения и бортового оборудования.
По оценкам специалистов, АПРК проекта 949А имеют лучшее соотношение стоимости и эффективности для борьбы с авианосцами (в ценах середины 1980-х гг. стоимость одного такого корабля составляла 226 млн. руб.). С высокой степенью вероятности он мог вывести из строя авианосец (для сравнения: стоимость американского авианосца «Т. Roo-sevelt» превышала 2.3 млрд. долл.) и ряд кораблей его охранения. Правда, это были оценки лишь одной части экспертов. Другие авторитетные эксперты подвергли сомнению эти оценки — они считали, что эффективность данных подводных кораблей существенно завышена.
Вместо планировавшихся 20 АПРК проекта 949 было построено 13 подводных кораблей этой серии (2 по проекту 949 и 11 по проекту 949А), из которых 6 АПРК несли службу на Северном флоте и 7 — на Тихоокеанском.
В настоящее время две первые АПЛ проекта 949 выведены из состава флота. Еще один — АПРК «Курск» — погиб со всем экипажем. Оставшиеся в составе группировки подводных лодок проекта 949А 10 атомоходов, наряду с самолетами морской ракетоносной и дальней авиации, фактически являются единственным средством, способным эффективно противостоять ударным авианосным соединениям США. Вместе с тем АПРК проекта 949А могут успешно действовать против кораблей всех классов в ходе любых конфликтов.
Технико-тактические характеристики
Под легким корпусом атомоходов проектов 949 и 949А, к которым относился АРК «Курск», размещаются 24 спаренных контейнера с ракетами, делающими очертания подлодки несоразмерно широкими. Основное вооружение — 24 сверхзвуковые крылатые ракеты комплекса П-700 «Гранит». Твердотопливная ракета ЗМ-45 может нести как ядерную боеголовку мощностью 500 кт, так и обычную боевую часть массой 750 кг. Стартовая масса самой ракеты составляет 7 т, ее длина 19.5 м, диаметр корпуса '0.9 м и размах крыла 2.6 м. Все 24 ракеты могут выстреливаться как одиночно, так и залпом. Также АПРК несет торпедные комплексы, позволяющие производить стрельбу на любой глубине погружения. Они включают четыре 533-миллиметровых и четыре 650-миллиметровых торпедных аппарата, расположенных в носовой части корабля.
Созданный в 1980-х гг. ракетный комплекс «Гранит» в настоящее время считается устаревшим. В первую очередь это относится к максимальной дальности стрельбы и помехозащищенности ракеты. Но разработка нового ракетного комплекса сейчас невозможна по экономическим причинам.
Единственно реально возможным способом поддержания боеспособности российских противоавианосных АПРК считается модернизация существующего ракетного комплекса и оснащение им подводных ракетоносцев в ходе планового ремонта. Если это удастся осуществить, то группа АПРК проекта 949А сможет просуществовать до 2020 г. Разумеется, если удастся преодолеть причины и последствия гибели «Курска».
Проект 971
Для расширения возможностей в строительстве многоцелевых АПЛ третьего поколения, в июне 1976 г. было принято решение о создании на базе проекта 945 новой, более дешевой АПЛ, отличительной чертой которой стало использование в корпусных конструкциях особо прочной стали вместо титана. Проект получил номер 971 и шифр «Щука-Б» (по классификации НАТО — Akula и Improved Akula-2). По всей видимости, название в классификации НАТО было дано по первому кораблю этой серии, заложенному в Комсомольске-на-Амуре в 1980г.
Особенностью новой АПЛ стало значительно возросшая скрытность за счет снижения шумности оборудования. Согласно оценкам российских экспертов, по этой характеристике АПЛ проекта 971 превзошли лучший американский аналог — многоцелевую АПЛ типа Los Angeles. Так, при благоприятных для потенциального противника условиях Баренцева моря, АПЛ проекта 971 может быть обнаружена на расстоянии 10 км, а при неблагоприятных она вообще не обнаруживается с помощью гидроакустических средств.
При строительстве этих кораблей применялась блочная система сборки внутренних агрегатов, что существенно облегчало монтажные работы. Вместо того, чтобы монтировать все системы внутри корпуса, их собирали в цехе, а затем закатывали внутрь и подсоединяли к магистральным трубопроводам и кабелям.
АПЛ проекта 971 (как и проекта 949) должны были вести борьбу с подводными лодками и соединениями кораблей, ставить мины, вести разведку, участвовать в операциях особого назначения. Вооружение состояло из четырех 533-миллиметровых и стольких же 650-миллиметровых торпедных аппаратов. В 1990-х гг. на вооружение этих АПЛ поступили универсальные глубоководные самонаводящиеся торпеды (УГСТ), способные двигаться со скоростью 90 км/ч. В настоящее время продолжается совершенствование этих вооружений, а сами корабли находятся в составе флотов и являются основой тактических атомных подводных сил России.
Владислав ЛАРИН
Немає коментарів:
Дописати коментар