неділя, січня 23, 2011

Трагедии подводного флота.Это нельзя забывать.

 После августа 1991-го пошли гулять по стране сначала в самиздатовском варианте, а затем и в открытой печати, изданные по всей форме, с обязательными ББК, УДК и ISBN, настоящие исторические расследования. Именно из них бывший советский народ, а теперь уже народы суверенных держав постсоветского пространства начали узнавать некоторые особенности противостояния под водой, над водой и в воздухе. Появились материалы о гибели подводников в относительно мирное время "холодной войны", а именно: о М-256, М-259 и М-200 на Балтике. 

О Б-37, С-350 и С-80 — на Севере. О первых жертвах подводников в Атлантике , Средиземноморье,Баренцевом море на Б-31, К-11,К-27 и К-8. О перипетиях судьбы многострадальной "Хиросимы" (она же К-19). О гибели С-178, о страшной аварии с К-56, о тайне пропажи К-129, о мужестве подводников К-429, о судьбе К-122 во время Олимпиады-80, о "первом Чернобыле" К-431 — в Тихом океане. 


Далее перечень мужества и трагизма был продолжен "Курском" на Севере, а затем и К-159, или "Нерпой" в Тихом океане. Не остались без внимания происшествия на лодках, трагедии которых были не столь масштабными, но все же были. Причем число погибших с каждым годом увеличивало и без того скорбный список тех, кого навечно забрало море, но кого мы помним, просто обязаны помнить... 

Да и катастрофы с надводными кораблями и самолетами получили "право на гласность". Имя линкора "Новороссийск" уже в конце 90-х прошлого столетия вышло на страницы печати. Открыто стали говорить о нелепой гибели большого противолодочного корабля (БПК) "Отважный" на Черноморском и малого ракетного корабля (МРК) "Муссон" на Тихоокеанском флотах. "Вышел из подполья" непонятный маневр мятежного "Сторожевого" на Балтике. Еще никто и слыхом не слыхивал о большой беде Владивостока в октябре 1950-го… 

И если говорить о мужестве и стойкости тех, кто отдал свои жизни на морских фронтах "холодной войны" во имя защиты священных рубежей, то, видимо, настало время назвать если не имена, то хотя бы число членов экипажей подводных, надводных и воздушных кораблей флота.

Только на подводных лодках при выполнении задач боевой службы, боевого дежурства и плановых мероприятий официально погибли 895 человек. 

На боевых надводных кораблях флота за эти же годы погибли 743 моряка, опять-таки с учетом гибели части экипажей "Ворошиловска", линкора "Новороссийск" и БПК "Отважный" на Черном море, а также крейсера управления (КРУ) "Адмирал Сенявин" и МРК "Муссон" на Тихоокеанском флоте. 

Не стоит забывать и о том, что на кораблях воздушного флота в составе ВМФ в те же годы "холодной войны" погибли 632 человека. 

Теперь посудите сами — 2270 высококлассных специалистов сложили свои головы во имя отчизны во время выполнения задач под водой, на воде и в воздухе над океанскими просторами. Много это или мало? В масштабах сухопутных войск (да простят нас представители "царицы полей" — это целый полк), а в масштабах флота — это целая флотилия отлично подготовленных экипажей кораблей — подводных, надводных, воздушных. Они не пропали, не исчезли из нашей памяти. Они временно залегли в бездну истории, чтобы проверить нашу память, память потомков. И мы их не забудем… 


Немає коментарів: