Пожар на К-19
24.02.2010К-19 — атомная подводная лодка проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами. Закладка состоялась 17 октября 1958 года. Спуск на воду — 11 октября 1959 года. 12 ноября 1960 года Государственной комиссией подписан приемный акт о завершении государственных испытаний.
Всего с момента постройки К-19 прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. За многочисленные аварии лодка имела на флоте прозвище "Хиросима". Одна из них произошла 24 февраля 1972 года. Может быть, эта авария и не грозила такими масштабными последствиями, как авария 4 июля 1961 года, но привела к большему числу жертв. В этот день лодка, которой командовал капитан 1-го ранга Виктор Кулибаба, возвращалась на базу из Северной Атлантики. Рано утром в 9-м отсеке субмарины начался пожар. В результате образовавшейся течи в одном из трубопроводов высокого давления масло попало на раскаленный фильтр и загорелось. Огонь пережег силовые кабели и трубопровод воздуха высокого давления - образовался пожар, который практически невозможно было потушить. Из прожженного трубопровода воздух продолжал поступать в отсек, создавая в нем избыточное давление. Огонь проник в соседний, 8-й отсек. В результате действий экипажа пожар удалось потушить, однако при этом погибли 28 человек. Еще 12 членов экипажа оказались отрезанными в 10-м отсеке, где до своего спасения они провели без света 23 дня.
Список аварий и катастроф на К-19
По причине несчастных случаев несколько человек погибли ещё до спуска подлодки на воду: при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибли; после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр.4 июля 1961 года — авария реактора: разрыв паропровода первого контура. В результате течи, образовавшейся в трубке одного из датчиков давления, в компенсаторах первого контура системы охлаждения реактора резко упало давление воды. Из-за снижения давления заклинило два насоса, которые обеспечивали циркуляцию теплоносителя, реактор остался без охлаждения. Температура в активной зоне повысилась до критической величины, грозящей разрушением тепловыделяющих элементов. Как утверждают специалисты, если бы это произошло, расплавленный уран скопился бы в поддоне реактора и после превышения критической массы произошел бы атомный взрыв. Устранение аварии впоследствии стоило жизни 8 человек, все остальные члены экипажа получили высокие дозы облучения.
15 ноября 1969 года — столкновение на глубине 60 метров с подводной лодкой ВМС США USS Gato. АПЛ вернулась на базу. Никто не пострадал.
24 февраля 1972 года — пожар в 8 и 9 отсеках. Прибуксирована на базу. Погибло 28 человек. 12 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня, все остались живы.
Возможно, это была одна из самых несчастливых лодок за всю историю отечественного подводного флота - на ее долю выпало три крупных аварии и несколько более мелких. Говорят, что при "крещении" лодки бутылка с шампанским не разбилась о ее нос, а отскочила от корпуса. Может быть, это правда, а может, и нет - такая невезучая субмарина не могла не обрасти легендами. Однако какой бы невезучей ни была К-19, ее экипаж оказался сильнее злого рока - именно благодаря действиям подводников однажды ее несчастливая судьба не распространилась на весь мир.
Историческая дата: 24.02.1972
Немає коментарів:
Дописати коментар