Янукович начал «шоковую терапию»
1 февраля на Украине резко подорожали свет, вода и бензин
Например, если потребляешь свыше 150 киловатт/час, теперь за свет придется платить на треть больше прежнего. Хотя ежемесячно удержать сверх-экономную норму в 150 кв/ч попросту невозможно. Особенно учитывая прожорливые бойлеры для воды, которые стоят теперь практически в каждой квартире. Централизованная подача горячей воды сохранилось лишь в Киеве, остальные украинцы моются из прожорливых электробойлеров или убогих кастрюль.
За холодную воду здесь будут платить на 15 % дороже. В столице, к тому же, почти на треть дорожает централизованное отопление и горячее водоснабжение.
Причем это лишь начало обещанных Януковичем «непопулярных» реформ, на которых так настаивают кредиторы из МВФ! Ожидается, что ровно через два месяца, 1 апреля цены на газ вырастут разом на 50%. И еще больше поднимутся в День смеха тарифы на электроэнергию.
Люди начинают вспоминать, что 45-миллонная держава имеет четыре атомных электростанций – Хмельницкую, Ровенскую. Южно-Украинскую и Запорожскую, не считая огромного количества мощных ТЭЦ и ГЭС. Страна активно экспортирует энергию, которую некуда девать. А в пересчете на реальный доход населения стоимость бытового электричества тут даже выше, чем в Германии.
По данным Национального форума профсоюзов, средние расходы каждой украинской семьи только на коммунальные услуги вырастают на 1700 гривен. Для сравнения, это полторы зарплаты учителя средней школы.
Кроме коммунальных радостей, головы украинцев кружит неимоверный рост стоимости бензина, и как следствие - продуктов питания и всего остального, что только можно вообразить.
Любопытно, что самые высокие цены на АЗС зафиксированы в Днепропетровской области и Крыму. Если в межсезонье на курортной трассе Харьков-Симферополь-Ялта литр Ф-95 стоит один евро – что же будет летом?
Бешеное подорожания автомобильного топлива – с семи до девяти гривен/литр лишь за две последних недели! – официально объясняют увеличением Россией экспортной пошлины на нефть. Именно об этом толкуют сегодня все ведущие телеканалы республики.
С 1 февраля, действительно, увеличилась экспортная пошлина на российскую нефть с 317,5 до 346,6 доллара за тонну. Киевские эксперты чуть ли не хором утверждают – вот главная причина проблем украинских потребителей. Выходит, в ежедневной смене ценников на дизтопливо и бензин опять «виноваты москали».
Страна в шоке: топливо на Украине стало дороже, чем в соседних странах, а темпы его подорожания грозят обернуться масштабным витком инфляции, который охватит все сферы жизни. Маршрутчики заявляют о неизбежном повышении платы за проезд, водители мечутся в поисках альтернативных и заведомо «паленых» заправок. Селяне не знают, чем заправить тракторы, чтобы начать сев яровых.
Однако можно ли объяснить рост цен на все виды ГСМ одной февральской нефтяной пошлиной? Бензин на Украине начал дорожать еще в ноябре прошлого года – и без всякого вмешательства России.
Неприятности грянули после того, как правительство Януковича отменило транспортный сбор с владельцев машин, одновременно повысив акцизный сбор на бензин. Не желая терять доход, владельцы АЗС начали заблаговременно поднимать цены на свой товар.
Это свое, внутриукраинское повышение акцизного сбора на ввозимые нефтепродукты - в среднем на сорок процентов! - сыграло решающую роль: бензин и дизельное топливо из разряда доступных товаров стали перекочёвывать в разряд роскоши. Антимонопольный комитет, в конце декабря обязавший операторов рынка не допустить необоснованного повышения розничных цен на бензин, был вынужден расписаться в собственной беспомощности.
Власти пытаются успокоить земляков примером Западной Европы, где цена высокооктанового бензина достигла 1,5-1,78 евро. Но ссылаться на экономику этих стран, по меньшей мере, некорректно - уровень жизни в них на порядок выше Украины.
Владельцам украинских нефтеперерабатывающих заводов не понравилось, что акцизным сбором обложили в равной степени импортное топливо и произведённое внутри страны. Чтобы пригнуть конкурентов-чужаков, они обратились к премьер-министру Азарову с шокирующий просьбой - ввести заградительные пошлины… на высококачественный импортный бензин. Вопрос пока не решён, но предложение вполне серьезно обсуждается в Минэнерго.
Как обычно, незалежная экономика живет своеобычной логикой. О каких «заградительных пошлинах» можно вести речь, если «горючку» местного производства приобрести все труднее? Одесский НПЗ стоит с ноября прошлого года. Лисичанский завод пыхтит не более чем на 20% своей мощности, отпуская продукцию с перебоями. Кременчугский работает только на группу компаний «Приват».
Почему-то никто не обратил внимания на информацию Министерства энергетики и угольной промышленности, что к началу 2011 года в стране имелся запас топлива, который по бензиновой и дизельной группе составлял 300 и 400 тысяч тонн. Это означало, что цены на заправках, несмотря на мировые тенденции, вообще не должны были расти раньше первых чисел февраля. По сути, Украина отдана в беспредельное пользование топливным спекулянтам. В чьи карманы ушли январские барыши, которые составили минимум 10% на каждом литре?
Практически бесконтрольное подорожание горючего действительно бьёт по самым больным местам: ценам на хлеб, молоко и другие продукты первой необходимости, тарифам на проезд в общественном транспорте. Уже есть желающие вскрыть люки подземных ёмкостей на заправках и убедиться, сколько там припрятано закупленного в прошлом году дешёвого топлива.
Виртуальная продовольственная корзина для украинского потребителя имеет вполне конкретный образ – стоимость кастрюли борща. Так вот, за минувший год борщ подорожал в 2.5 раза! «Под раздачу» попала самая обыденная еда: картофель, макароны, маргарин, подсолнечное масло и «социальный» хлеб. Как пояснили хлебопёки, Госрезерв перестал поставлять муку по льготным ценам.
Пресловутая гречка за последнюю неделю выросла с 15 до 18-20 гривен за килограмм. Диетическая каша превратилась в блюдо для богатых. Украинские власти обещают закупить крупу в Китае, одновременно поручив налоговикам проверить обоснованность цен поставщиков. Ответ: торговая надбавка составляет не «законные» 15, а по-настоящему грабительские 50%…
Министерство экономики Украины констатировало, что за последние пять лет импорт картофеля, капусты, лука и моркови увеличился в 18,5 раза. На Донбассе за килограмм арабской картошки покупатели уже платят 13-15 гривен. Хотя еще недавно она стоила пятерку. При этом таможенники продолжают в 2-3 раза завышать стоимость ввозимых товаров, указанную в сопроводительных документах.
Такая арифметика позволяет владельцам грузов безболезненно повышать цены в рознице. Волна «накруток» докатилась до социальных сортов рыбы. В феврале на 30% дорожает сельдь, килька, салака, путассу и минтай.
Политический итог закономерен: половина украинцев недовольны тем, как правительство и президент решают экономические проблемы. Об этом свидетельствуют результаты репрезентативного опроса, проведенного исследовательским институтом ІFAK Ukraіne по заказу Украинской редакции Deutsche Welle.
Как сообщает DW, через год после прихода к власти Виктора Януковича и премьер-министра Николая Азарова важнейшими проблемами страны сами украинцы считают экономику, коррупцию, а также произвол чиновников и милиции.
И только 10% опрошенных оценивают успехи команды Януковича в решении этих проблем как «в целом хорошие».
…Еще совсем недавно лидеры Партии регионов собирались проводить парламентские выборы уже в нынешнем 2011 году. Считалось, что на волне президентского успеха «регионалы» могут рассчитывать на подавляющее большинство мест Верховной Рады.
Однако 1 февраля в экстренном порядке Верховная Рада рассматривает изменения в Конституцию о продолжении депутатских полномочий. Решено, что очередные выборы парламента будут проведены в последнее воскресенье октября 2012 года.
Похоже, правящая партия Украины решила не рисковать с избирателями, для которых картошка и селедка становятся деликатесом.
Украина
Немає коментарів:
Дописати коментар