В истории российского флота есть страницы, которые одновременно вызывают и гордость, и тревогу. История Северодвинского учебного отряда подводного плавания из их числа. Эта воинская часть, как и легендарная кронштадтская "три девятки ноль", известна не одному поколению моряков-подводников. Она была создана почти полвека назад - 20 сентября 1955 года и неразрывно связана со становлением океанского ракетного атомного подводного флота. Первым командиром учебного отряда стал контр-адмирал Андрей Афанасьевич Юдин .
Однако встретить юбилей в том качестве, в котором эта кузница кадров для атомных подводных лодок служила стране многие годы, ей уже не суждено
. В прошлом году Генеральный штаб преобразовал учебный отряд в школу младших специалистов (ШМС). Теперь, поговаривают, что и она будет упразднена, потому как действующих атомных подводных лодок у России осталось с гулькин нос... Тем не менее, по официальным данным Минатома РФ, с 1957 по 1995 год в России было построено 245 атомоходов. Эксплуатация каждого из них могла бы обернуться экологической катастрофой. И если этого не произошло, то во многом благодаря морякам-подводникам, проходившим службу в Северодвинске.
Учебный отряд подводного плавания был создан сразу после закладки на Севмаше первой советской атомной подводной лодки. Инициатором его создания стал Главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР (1956 - 1985 гг.) адмирал С.Г. Горшков. Вручая новой воинской части Боевое Знамя, флотоводец сказал, что очень важно иметь корабли, вооруженные самым современным оружием, но куда важнее обеспечить их безаварийную эксплуатацию. Для того, дескать, и создается в Северодвинске уникальный учебный отряд, каких еще не было в ВМФ. В нем будут готовить из матросов срочной службы специалистов для атомных подводных лодок. Первым командиром учебного отряда стал контр-адмирал Андрей Афанасьевич Юдин (на снимке: он в 1962 году).
Приняв под начало фактически стройплощадку, Юдин передал ее своему преемнику в виде уже обустроенного военного городка с добротными казармами, плацем, камбузом, матросским клубом, библиотекой, шлюпочной базой. О своей работе он отчитывался перед посещавшим учебный отряд Н.С. Хрущевым, Л.И. Брежневым. В гости к курсантам приезжали Ю. Гагарин и другие космонавты, знаменитые артисты, а художественная самодеятельность учебки гремела на всю Архангельскую область. Что касается родоначальника учебного отряда и почетного гражданина Северодвинска С.Г. Горшкова, то память о нем помогает городу и поныне. Ремонт и модернизация на Севмаше ТАКР "Адмирал Горшков", а так же последующее техническое обеспечение этого корабля заводскими специалистами обеспечат на четверть века работой многих северодвинских корабелов. Однако Сергей Георгиевич, наверное, перевернулся в гробу, когда узнал, что авианосец, названный его именем, будет служить другой державе.
Легендарный Заир-Бек
Дольше всех (1966-1986 гг.) командовал учебным отрядом капитан 1 ранга Алибек Заир-Бек. Говорили, что когда он выслужил уже все сроки и по закону должен быть уволен, С.Г. Горшков, знавший его по службе на Черноморском флоте, сказал: "Служи, Алибек, пока желание есть и здоровье позволяет..." И Заир-Бек служил до 62 лет. Этот флотский долгожитель, утверждает А.Федулов, был не только строгим и требовательным командиром, не терпящим расхлябанности, но и заботливым боевым товарищем, незаурядным созидателем. Вот только один пример. С развитием подводного флота росло и число курсантов. Складских же помещений не хватало. И тогда, по приказу Заир-Бека, толстую кирпичную стену до трех с половиной метров высотой, огораживающую городок с северной стороны, используя ее как капитальную, построили так называемым "хозспособом" склады. Они и сегодня, правда, полупустые, вполне годны для хранения имущества. Силами инструкторов неутомимый флотский служака модернизировал котельную, расширил автопарк и сделал его по всем показателям лучшим в гарнизоне.
Главным для Алибека, по словам военного педагога капитана 2 ранга в отставке Александра Сергеевича Федулова, всегда оставалось качество обучения будущих подводников. Все офицеры-преподаватели и инструкторы проходили ежегодную стажировку на действующих атомоходах. Они выходили в море, участвовали в учениях, ракетных и торпедных стрельбах. Конечно, все это вылетало в копеечку, но зато на занятиях в учебных кабинетах и на тренажерах не чувствовалось недостатка в поучительных примерах по обслуживанию реакторов, корабельных систем, ракетных комплексов и другой техники. К середине 70-х годов учебный отряд подплава превратился в непотопляемую атомную подводную лодку, отсеки и боевые посты которой размещались по кабинетам и тренажерам.
Но настоящей гордостью преподавательского состава стал кабинет действующих механизмов (КДМ). В нем был установлен в разрезе атомный реактор, такие же, как на лодке, холодильные установки, испарители, генераторы и насосы, компрессоры. И все это приводилось в движение, а на пультах управления высвечивались показания приборов. "В ходе строительства атомоходов, естественно, вносились изменения и усовершенствования в общекорабельные системы, - вспоминал свою службу в учебке Федулов, - и преподаватели учебного отряда, инструкторы учебных кабинетов старались не отставать от времени, неустанно модернизировали учебную базу".
Заслон аварийности
За пять десятилетий в северодвинском учебном отряде было подготовлено около ста тысяч турбинистов, мотористов, спецтрюмных, электриков, операторов ракетных комплексов и других специалистов для экипажей АПЛ. В том, что на атомных подводных лодках не случалось серьезных аварий, убежедн А. Федулов, немалая заслуга преподавателей и инструкторов учебного отряда. А трагедия "Комсомольца" в 1989 году, по его мнению, - следствие действий отнюдь не рядовых членов экипажа. Хоть о павших и не говорят плохо, но все команды и меры по обеспечению живучести корабля с момента начала пожара, убеждал меня собеседник, были запоздалыми. А верхом некомпетентности явился сброс надувных спасательных плотиков. Матрос, выпускник северодвинской учебки, действовал правильно, так, как его учили, но старший на борту приказал откреплять спасательные средства вопреки правилам. В результате спасательный плот свалился за борт верх дном. Понятно, что уцелевшим подводникам не за что было держаться и их волной смывало в море.
"Акулы" России не нужны?
Знакомый Федулову старпом недавно с помпой переданного флоту подводного атомного крейсера жаловался ему, мол, "не с кем служить" - не хватает грамотных специалистов. А школа техников ВМФ, поставлявшая их, переведена в Санкт-Петербург, где нет такой учебной базы, как в Северодвинске. Да и таких предприятий там нет. Но, видимо, нынешние флотоводцы смирились с политической волей околоправительственных кругов, в которых считают, что морская составляющая ядерных сил сдерживания России не очень-то и нужна. Вот и сокращают флот. А как будут укомплектовывать экипажи находящихся сегодня на стапелях суперподводных лодок класса "Борей" (АПЛ "Юрий Долгорукий", "Северодвинск")? Ответа на этот вопрос пока нет. Есть только надежда, что благоразумный выход из трудной ситуации будет найден.
Немає коментарів:
Дописати коментар