Вот для примера, как описывается происшествие пларк К-429 ТОФ (даю выдержки и сразу свои комментарии):
======================
"55. К-429, 24 июня 1983 года, Тихий океан, Авачинский залив, бухта Саранная.
Лодка класса 670 "Скат" атомная, с крылатыми ракетами; разработчик — СКБ-112 (ЦКБ "Лазурит"); командир — капитан первого ранга Николай Суворов.
Лодка была срочно отправлена из ремонта на торпедные стрельбы без проверки на герметичность и со сборным экипажем (часть штатного находилась в отпуске, сменный был не подготовлен). Командир возражал против выхода в море, но командир дивизии Валерий Алкаев и начштаба флотилии Олег Ерофеев, ставший впоследствии командующим Северным флотом, его доводы во внимание не приняли."
Комментарий: сразу понятно, что командир молодец, а КД и НШ флотилии (командующий флпл вроде ни причем, он вроде флотилией не командует) - ужасные люди. Вытолкали Суворова и ЗКД Гусева в море на неподготовленной лодке с неподготовленным экипажем, да еще и герметичность прочного корпуса не проверили.
Фактически: лодка была исправна, а экипаж подготовлен, хотя и некоторая часть собрана с других перволинейных и подготовленных экипажей. Проверку же прочного корпуса на герметичность всегда проводит ЭКИПАЖ!
-------------
"При погружении через вентиляционную систему затопило четвертый отсек, в котором находились 14 человек. Лодка легла на грунт на глубине 40 м."
Комментарий: вроде бы лодка сама погрузилась и затонула. Командир, ЗКД и командир БЧ-5 не виноваты.
Фактически: по недосмотру БЧ-5, в первую очередь ее командира, при подготовке к погружению не закрыли запоры системы вентиляции лодки. И автоматика об этом сигнализировала. И именно поэтому клапана вентиляции дистанционно не открылись. Но обстановка в экипаже командованием лодки была создана такая, что задолбанный и оскорбляемый командирами личный состав, а именно командиры БЧ-5 и Д-3 БЧ-5 не стали разбираться в причинах, а обложив крепкими словами и оскорблениями мичмана послали его в отсек открыть клапана вентиляции с местного поста. Что мичман и сделал. Лодка погрузилась, вода пошла в отсек.
Это была ПЕРВАЯ принципиальная ошибка командования лодки и ее экипажа.
----------------
"При попытке продуть главный балласт из-за открытых клапанов вентиляции ЦГБ большая часть ВВД ушла за борт. Были также частично затоплены первый, третий и пятый отсеки."
Комментарий: тоже вроде как само собой происходило продувание цистерн ГБ при открытых клапанах вентиляции.
А ведь это командир Суворов с согласия ЗКД Гусева не разобравшись в обстановке приказали продувать балласт. А командир БЧ-5 и его специалисты выполнили это, даже не подумав предварительно разобраться в обстановке.
Это была ВТОРАЯ принципиальная ошибка лично командира лодки и командира БЧ-5.
--------------------
"На борту оставались 104 человека, однако имелось лишь 64 комплекта индивидуальных спасательных аппаратов ИСП-60, в части из них баллоны с дыхательной смесью были пусты."
Комментарий: тоже вроде как экипаж не виноват. А ведь это святая святых обязанность командира лодки и командира БЧ-5 следить за наличием и готовностью ИСЗ. Никакой штаб проверять каждый ИДА перед каждым выходом в море не будет!
Это была ТРЕТЬЯ принципиальная ошибка (хотя не ошибка, а должностное преступление) командира лодки, командира БЧ-5 и командира Д-3 БЧ-5.
-----
"Вышедшего последним командира на борту спасательного судна встретил комдив, который уговорил Суворова задним числом расписаться в журнале готовности к выходу в море."
Комментарий: это действительно плохой поступок и не красит комдива, хотя руководствовался он благими намерениями - огородить себя и офицеров штаба от сурового наказания.
-------------------
"Проявивший мужество при спасении экипажа командир лодки капитан первого ранга Николай Суворов осужден на 10 лет лишения свободы, командир БЧ-5 капитан второго ранга Борис Лиховозов — на восемь лет (оба отсидели по три года)."
Комментарий: мужество Суворова в ходе аварии никто не отрицает и это делает ему честь. Но данная фраза представляет его невинно пострадавшим, а это не так. Он виновен и наказан заслуженно, так же как и командир БЧ-5.
Мужество также проявили все члены экипажа К-429, оказавшиеся под водой и своими действиями опровергли утверждение о низкой профессиональной подготовке. А мичман, старший в концевом отсеке, еще и лично спас 19 (могу ошибиться) человек. За что был награжден орденом.
А командование дивизии и флотилии, конечно способствовали этой аварии, но все же клапана вентиляции они не открывали.
С уважением,
Штефанов Д.Б. Источник-сайт http://k460.org.ru/forum/viewtopic.php?f=1&t=116
Немає коментарів:
Дописати коментар