Не море топит, а лужа
Иным людям лучше бы родиться немыми. Выражение "сказал, как в лужу пернул" подходит к самым разнообразным жизненным ситуациям. Но особенно точно эта фраза определяет карнавальные высказывания отдельных политиков. Дело тут в резонансе, в шумовом эффекте, который разносит по миру газета, телеэкран или радиоволна. В том зеркале, в котором, как в луже, отражается говорливый господин. Слышно и видно далеко - от Черного моря до Мертвого.http://grani.ru/Events/Disaster/m.1981.html
После гибели Ту-154, сбитого украинскими ракетчиками над Черным морем, президент Кучма молчал много дней. Ни громких слов соболезнования, ни тихих сочувствующих речей. Сбивчиво вступался за Украину Путин, работала комиссия по расследованию, отдувался министр обороны Кузьмук. Премьер Кинах осторожно "допускал возможность" чудовищной ошибки при наведении С-200 на цель. Анонимные источники из киевского Минобороны наперебой каялись: мы, братцы, сбили... Наконец, после того как среди обломков самолете были найдены обломки ракеты, Кучма раскрыл рот. С перерывом в сутки он произнес три-четыре коротких предложения, в которых размышлял вслух о происшедшем. Думы президента оказались таковы, что их услышал весь мир.
В интервью Интерфаксу Леонид Данилович назвал Кузьмука, уже который день безуспешно подающего в отставку, человеком высоких моральных качеств и призвал журналистов "не обострять ситуацию". "Посмотрите на Европу, - показал он рукой, - что мы, первые или последние?" И разъяснил свою мысль: "Есть трагедии и большего масштаба". Бог его знает, что имел в виду Кучма. Быть может, трагедию в миланском аэропорту, где при столкновении самолетов погибло более ста человек. То есть побольше, чем в Крыму, где были не те масштабы...
Но тут любитель загробной статистики ошибся, и не столько в цифрах, в которых не принято измерять человеческую жизнь, а по сути. В Милане был туман, ошиблись летчики или диспетчер; на Украине в мирное время боевая ракета взорвала пассажирский самолет. Тут - масштаб покрупней. Речь идет о военном преступлении, пусть совершенном по ошибке, и о национальном позоре. Позоре, усугубленном неделями официального вранья и говорливостью первого лица в государстве.
Однако разговоров про Европу Кучме показалось мало, и вчера вечером он отметился еще раз. Леонид Данилович изволили пошутить. Шутка оказалась геополитической, с легкой критикой в адрес ближайшего соседа: мол, русская ракета не понимает украинского языка. Собственный юмор настолько понравился президенту, что он повторил эту фразу дважды, доверительно сообщив, что просто без ума от своего остроумия. Тут ведь игра слов, если кто не понял, классический прием остранения: ракета понимает по-русски, а на мове не размовляет. Что, опять не поняли, почему смешно?..
Смешно вот что: судя по скользнувшему в кучмовских комментариях легкому раздражению, президента уже, видимо, достали в Москве просьбами официально признать вину Украины за гибель невинных людей. Президент упирается, признавать вину не хочет и желает, чтобы Москва хотя бы частично разделила с ним ответственность за свои ракеты. В Кремле, на Смоленской, на Арбатской площади резонно пожимают плечами: не умеешь пользоваться - не берись, ведь уже не первый второй случай... И потому Кучма шутит, скрывая растерянность и злость.
Со времен "кассетного скандала" интонация Леонида Даниловича, его живая речь и неповторимая лексика известны всему миру. На тех кассетах, если кто забыл, Кучма вообще-то не отдавал приказ убивать Георгия Гонгадзе. Но беседовал со своими подчиненными в таком стиле, что у тех, кто читал расшифровки, почти и сомнений не оставалось: убил!.. Это надо уметь так разговаривать, так шутить, выдавать такие перлы, в такие лужи садиться и такой шум производить. И не надо про тяжелое детство или про директорский корпус, где трудно обучиться политесу. Посол России на Украине вон тоже из того же корпуса, а что ни скажет - все в сокровищницу языка, прямым рейсом, как по газовой трубе. Кучме бы поучиться, да поздно уже. Лучше бы молчал.
Немає коментарів:
Дописати коментар