УКРАИНА ВЫХОДИТ НА ЛИДИРУЮЩИЕ ПОЗИЦИИ СРЕДИ МИРОВЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАЮЩИХ АППАРАТОВ
На сегодняшний день во всем мире наблюдается устойчивая тенденция развития беспилотных летательных аппаратов (БПЛА [1]), интерес к которым значительно возрос. Все больше возрастает роль и частота использования БПЛА, особенно в локальных военных конфликтах в Афганистане и Ираке, что обусловлено невысокими затратами на обучение пилотов и эксплуатацию авиатехники.
По прогнозам Европейского аэрокосмического и оборонного концерна (EADS Defence and Security), в ближайшие 4-5 лет мировой рынок беспилотных летающих аппаратов (БПЛА), достигнет 16 млрд. долларов США. Эта цифра включает в себя стоимость всех БПЛА, наземных средств управления и оснащение к ним, которые будут изготовлены до 2015 года.
Сегодня огромными темпами растет число заказов на «беспилотники». США стремительно расширяет свой парк беспилотных летающих аппаратов. Европейские государства также увеличивает количество своих БПЛА, однако их финансовые возможности в этом плане более ограничены. Интерес к БПЛА растет и в странах Азиатского региона.
В настоящее время научно-исследовательские организации и предприятия аэрокосмической промышленности ряда государств разрабатывают и производят более 250 моделей «беспилотников». Кроме военной сферы беспилотные летающие аппараты используются для обнаружения разыскиваемых объектов, их фрагментов или вторичных следов при поисково-спасательных работах, определения состояния объектов повышенной опасности, оперативного определение наличия и координат пожаров, уточнения состояния поверхности (затопление, искажения рельефа и пр.) в районе проектирующихся, строящихся и эксплуатируемых трасс нефтепродуктопроводов, обнаружения, определения координат и формы гидрологических фронтов, меандров, вихрей, а также возмущений морской поверхности, создаваемых косяками пелагических рыб, определения координат, и класса надводных объектов при патрулировании акватории, обнаружения загрязнений на морской поверхности и возможной идентификации виновника загрязнения, регулярного обзора больших транспортных узлов (типа железнодорожных и автомобильных магистралей, а также каналов типа Суэцкого) с целью управления транспортными потоками. Перспективным направлением использования БПЛА является борьба с пиратством.
Одним из первых на мировой рынок «беспилотников» вышел Израиль, поэтому он является определенным стереотипным эталоном качества и, так называемой, надежности. Стоит отметить, что с каждым годом уровень доверия к израильским беспилотным летательным аппаратам опускается все ниже и ниже. Уместно вспомнить о двухгодичной задержке выполнения условий контракта на поставку израильской стороной «беспилотников» в Турцию, которая чуть ли не привела к крупномасштабной дискредитации «флагмана» мирового рынка БПЛА и которая была разрешена лишь в конце 2009 года.
И такая ситуация не нова для Израиля. Проблема израильских предприятий в одном – отсутствие развития. Есть огромные капиталовложения, но нет того «апгрейда», который так манит мировое сообщество. Нет развития, усовершенствования – нет и спроса. Такова аксиома рынка.
В то же время на Украине создана необходимая производственная и технологическая база, а также действует ряд организаций и структур, имеющих богатейший опыт разработки, изготовления и испытания беспилотных летательных аппаратов. Еще во времена СССР на Украине активно развивалась индустрия создания «беспилотников», которые по своим характеристикам ни в чем не уступали своим мировым аналогам.
По данным издания «Defense Express», Центром создания беспилотных летательных аппаратов на Украине стал Харьков. Научно-исследовательским институтом проблем физического моделирования полета самолета (НИИ ПФМ), который действует в Национальном аэрокосмическом университете им. Н.Е.Жуковского, создаются свободнолетающие динамически подобные модели самолетов (СДПМ).
В последние годы специалистами НИИ ПФМ создан целый ряд многоцелевых комплексов БПЛА, в состав которых входят аппараты, способные выполнять задачи как в автономном режиме, по запрограммированному маршруту, так и дистанционно-пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА). Одним из наиболее перспективных проектов института можно назвать работы по созданию разведывательного беспилотного авиакомплекса (БАК) «Беркут». При максимальной взлетной массе 250 кг, БПЛА «Беркут-1» может нести 60 кг полезной нагрузки c максимальной скоростью 210 км/ч. Планируется, что его практический потолок будет достигать 5000 м, а радиус действия – 200 км и более. БАК «Беркут» разработан для решения широкого спектра военных и гражданских задач, связанных с круглосуточным всепогодным воздушным наблюдением.
Также наиболее известным «беспилотником» НИИ ПФМ является ХАИ-112, прототип которого появился еще в конце 80-х гг. Аппарат входит в состав многоцелевого беспилотного авиакомплекса «Сапсан», предназначенного для круглосуточного воздушного наблюдения в реальном масштабе времени. В составе комплекса ХАИ-112 способен обеспечить выполнение следующих задач: патрулирование границ, береговая охрана и контроль территориальных вод; обеспечение поисково-спасательных операций; контроль за состоянием нефтегазопроводов и линий электропередач; воздушная разведка и радиоэлектронная борьба в интересах вооруженных сил.
В системе управления ХАИ-112 используется приемник спутниковой системы навигации. Автоматическое управление полетом БПЛА осуществляется программированием до 150 точек пути, которые могут быть изменены в полете. В любой момент оператор может перейти в режим дистанционного управления полетом. При взлетной массе аппарата 60 кг, радиус его действия составляет 120 км, масса полезной нагрузки – 15 кг, практический потолок – 4000 м, максимальная скорость полета – 180 км/ч.
Планер ХАИ-112 выполнен по схеме высокоплана с толкающим винтом. Аппарат изготовлен из композитных материалов и имеет низкую визуальную, акустическую, тепловую и радиолокационную заметность. Аппарат оснащается поршневым двухтактным двухцилиндровым двигателем мощностью 12 л.с.
В комплекс «Сапсан» также входит БПЛА «Поиск-2», оптимизированный для полетов в приземном турбулентном слое атмосферы. Аэродинамическая схема данного «беспилотника» обладает повышенной динамической устойчивостью, в остальном его технические характеристики совпадают с ХАИ-112.
В НИИ ПФМ также разработаны легкий БПЛА «Бекас» весом 20 кг и радиусом действия 60 км, мини-ДПЛА «Аист», вес которого составляет всего 2 кг, и БПЛА «Фазан», входящий в состав одноименного мишенного комплекса, предназначенного для учебно-боевой подготовки расчетов зенитно-ракетных комплексов малой дальности.
Еще одним разработчиком «беспилотников» из Харькова является структурное подразделение ООО «Научно-промышленные системы» конструкторское бюро «Взлет». Специалистами КБ «Взлет» создан переносной комплекс воздушного наблюдения «Ремез-3», предназначенный для ведения телевизионного наблюдения местности в реальном масштабе времени. Все элементы комплекса в транспортировочном состоянии упаковываются в три контейнера массой не более 15 кг каждый. Размеры контейнеров 1х0,4х0,4м. Малые размеры аппарата обусловлены оригинальной компоновкой. БПЛА «Ремез-3» выполнен по схеме «утка» с коротким фюзеляжем в виде эллиптического тела вращения и толкающим воздушным винтом, установленном в кольце. Такая аэродинамическая схема, а также силовая установка на основе поршневого двигателя Д-23 мощностью 2,5 л.с. обеспечивают аппарату широкий диапазон скоростей – от 58 до 105 км/ч. Длина аппарата составляет 0,78 м, размах крыла – 2 м, а масса всего 10 кг. При этом масса полезной нагрузки составляет 3 кг, радиус действия «Ремез-3» – 5 км, а максимальное время пребывания в полете – 1 час. Взлет аппарата может производиться как самолетным способом, так и с помощью механической катапульты оригинальной конструкции, посадка – под парашютом.
Следующая разработка КБ «Взлет» – мобильный комплекс воздушного наблюдения «Альбатрос-4». Для БПЛА «Альбатрос-4К» была выбрана классическая аэродинамическая схема свободнонесущего моноплана с толкающим винтом. Крыло большого удлинения обеспечивает высокое аэродинамическое качество и достаточные характеристики устойчивости самолета как с работающим, так и с остановленным двигателем. Взлет БПЛА «Альбатрос-4К» производится по-самолетному или с катапульты, посадка – при помощи парашютной системы, с принудительным выбросом купола. Полет выполняется по командам оператора, при этом текущее местоположение и параметры траектории аппарата определяются приемником GPS-35 спутниковой системы навигации NAVSTAR и передаются на монитор ПК, входящий в наземный комплекс управления. Видеокамера для наблюдения местности установлена на качающейся платформе, способной отклоняться в двух плоскостях по командам оператора. Это позволяет осматривать объекты в стороне от траектории полета без изменения курса, а также сопровождать выбранную цель в пределах видимости.
Эксплуатация опытной серии БПЛА «Альбатрос-4К» подтвердила высокую ремонтопригодность аппарата и возможность установки на нем нового оборудования. В целом аппарат способен выполнять весь спектр задач, свойственных беспилотникам оперативно-тактического типа.
Недавно КБ «Взлет» разработало первый на Украине «беспилотник» с реактивным двигателем. БПЛА А-11 «Стриж» создавался как низкоскоростная мишень для отработки боевых стрельб украинских войсковых систем ПВО [2], хотя также может использоваться для ведения телевизионного наблюдения местности. Расчетная скорость полета А-11 «Стриж» должна достигать 360 км/ч. Таких скоростных характеристик, весьма значительных для легких БПЛА (взлетная масса А-11 «Стриж» – 30,1 кг), планируется достичь за счет установки пульсирующего воздушно-реактивного двигателя, разработанного в Харьковском авиационном институте. Аппарат оснащается пассивными или активными средствами отражения сигналов радиолокаторов (в тепловом диапазоне мощность излучения может достигать 11 кВт), возможна установка малогабаритной РЛС мм-диапазона. Запуск аппарата производится с помощью катапульты, а посадка – под парашютом.
Проблематикой БПЛА также тесно занимается ГП «Чугуевский авиационный ремонтный завод», представители которого не так давно подписали меморандум о сотрудничестве с французской компанией Sagem. Соглашение предполагает совместную модернизацию комплексов беспилотных летательных аппаратов ВР-3 «Рейс» и производство новой украинской разработки «Стрепет».
В Киеве разработкой и изготовлением беспилотных аппаратов занимается Украинская авиационная компания «Велес», тесно сотрудничающая в сфере создания и продвижения на мировой рынок украинских БПЛА с «Укринмаш» – дочерним предприятием Государственной компании «Укрспецэкспорт». Конструкторским бюро УАК «Велес» разработаны три типа БПЛА – Vel-100, Vel-400 и Vel-600, предназначенные для информационного мониторинга или хозяйственных работ в сложных условиях, а также беспилотный прототип малого 2–7-местного самолета с вертикальным взлетом (легко модернизирующегося в БПЛА).
«Велес» имеет практический опыт применения аппаратов Vel-100 в сельском хозяйстве: с их помощью над полями распылялись экологически чистые средства борьбы с насекомыми. На сегодняшний день построена опытная серия из 8-ми БПЛА этого типа. Модификация Vel-100 с четырнадцатисильным двухцилиндровым двигателем способна развивать скорость до 380-400 км/ч, а потолок высоты может достигать 6000 м, что позволяет использовать аппарат в качестве низкоскоростной мишени для отработки стрельб ПВО (в том числе боеприпасами инфракрасного наведения). Взлетная масса БПЛА Vel-100 в базовой комплектации составляет 14 кг, а полезная нагрузка – 5 кг. Эти показатели, в зависимости от мощности устанавливаемого двигателя, могут возрастать до 32 и 10 кг соответственно; скоростные характеристики различных версий Vel-100 варьируются от 55 до 400 км/ч, а длительность полета – от 2 до 5 часов. Планер Vel-100 выполнен по схеме «летающее крыло». Разработана морская версия комплекса БПЛА Vel-100 – Velmarina-100, предназначенная для морского базирования на патрульных катерах береговой охраны, пограничных войск и экологического патруля. При этом взлет и посадка аппарата может производиться на катер, находящийся в движении. [3]
В других разработках УАК «Велес» – БПЛА серии Vel-400 и Vel-600 – использована более традиционная схема компоновки планера, представляющая собой высокоплан с толкающим винтом, расположенным позади крыла. Аппараты, имеющие идентичную конструкцию и схожие технические характеристики, различаются только своими размерами. Размах крыла Vel-400 и Vel-600, в зависимости от массы полезной нагрузки, может составлять от 3 до 5 м для первой модели и от 5 до 7 м – для второй; максимальная скорость – до 180 км/ч; максимальный взлетный вес аппарата – 75-125 кг; полезная нагрузка – до 25-65 кг, практический потолок высоты – 4000 м, продолжительность полета – 5-9 часов. Существует модификация БПЛА Vel-400 с увеличенной продолжительностью полета – до 12-ти часов. Возможность установки на аппарат Vel-600 специального оборудования позволяет ему, кроме выполнения обычных для БПЛА функций, выявлять ультрамалые источники радиоактивности и составлять карту загрязненных районов. Vel-600 также может быть оборудован тремя бортовыми видеотерминалами. [4]
БПЛА Vel серий 100, 400 и 600 предназначены для патрулирования границ, береговой охраны и контроля территориальных вод; обеспечения поисково-спасательных операций; контроля состояния нефтегазопроводов и линий электропередач; воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы в интересах вооруженных сил.
Следует отметить, что многие новейшие разработки, а также опытные образцы украинских «беспилотников» по своим характеристикам, качеству и цене на порядок выше своих иностранных аналогов. По словам независимых американских экспертов в сфере разработки летательных аппаратов, посет [5]ивших украинские предприятия по созданию БПЛА, уровень аэродинамического совершенства у украинских БПЛА «Проект 21», «Сова», «Стрепет», «MRS «Р-100» и других намного лучше БЛА израильского производства. При этом возможностей у аппаратов израильского производства зачастую существенно меньше, а цены на них значительно завышены. Те же, американские, израильские и европейские разработчики оценивали украинский продукт с нескрываемым удивлением, восторженно комментируя украинские разработки. Отечественные разработчики и зарубежные эксперты в аэрокосмической области единодушно сходятся во мнении о том, что на сегодняшний день на Украине готов высококачественный продукт беспилотной авиационной техники, который по качеству и надежности не хуже, а то и «на голову» выше своих мировых аналогов. Этот факт позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, в котором Украина, несомненно, укрепит свои лидирующие позиции среди ведущих производителей беспилотных летающих аппаратов.
Статья распечатана с Военный портал: http://www.snariad.ru
Немає коментарів:
Дописати коментар